Обязательный минимум для магистрантов заочной формы получения образования




Содержание практики предполагает следующие виды деятельности:

1. Ознакомление с организацией образовательного процесса в учреждении высшего образования:

– тип учебного заведения;

– ведущие виды деятельности;

– особенности функционирования;

– перспективы развития;

– специфика подготовки студентов.

2. Изучение опыта работы преподавателя учреждения высшего образования:

– посещение лекций преподавателей и их анализ;

– изучение модели обучения студентов в учреждении высшего образования (посещение семинарских, практических и лабораторных учебных занятий).

3. Самостоятельное проведение учебных занятий (лекционных – 2, семинарских – 2) с учетом современных научно-теоретических и методических требований:

– разработка содержания лекций и семинарских занятий;

– самостоятельное проведение занятия и его анализ преподавателем – руководителем практики;

– самоанализ проведенного занятия.

4. Самостоятельное проведение одного воспитательного мероприятия с учетом рекомендаций по организации воспитательной работы в данном учреждении и программно-планирующей документации воспитания.

5. Подготовка научной или учебно-методической публикации по теме магистерской диссертации (1); участие в работе по подготовке студенческих научных конференций.

6. В рамках организационно-управленческой деятельности осуществление анализа имеющихся базовых, рабочих программ (2-3 по выбору); УМК по учебным дисциплинам, по которым проводились занятия.

Индивидуальные задания

Задание 1. Посетить лекции преподавателей и проанализировать согласно схеме (Приложение А):

1) Дата.

2) Фамилия, имя, отчество лектора.

3) Группа.

4) Тема занятия. Место данного занятия в общей системе занятий по теме.

5) Цель занятия и его образовательно-воспитательные задачи.

6) Организация занятия. Приход студентов, их готовность к занятиям.

7) Организация студентов (мобилизация их внимания, требования к подготовке рабочих мест и т.п.). Готовность аудиторного помещения к занятиям.

8) Качество лекции:

– объем и система знаний, сообщаемых преподавателем;

– полнота раскрытия лекции;

– доказательность рассуждений;

– мировоззренческое содержание лекций;

– научная и идейная направленность излагаемого материала, связь с жизнью;

– постановка проблемных вопросов перед обучающимися, познавательных задач, формулировка логических заданий;

– активизация познавательной деятельности студентов, способы поддержания интереса и внимания;

– роль и место демонстрационного эксперимента, таблиц и других средств наглядности;

– контакт лектора с аудиторией;

– широта охвата аудитории;

– культура речи;

– эмоциональность изложения;

– умение поддержать дисциплину во время лекции;

– интерес слушателей к лекции;

– соблюдение регламента лекции;

– проявление гуманного отношения к студентам.

Задание 2. Изучить модели обучения студентов в учреждении высшего образования (посетить семинарские, практические и лабораторные занятия).

Обучение студентов состоит из ряда педагогических действий преподавателя и студентов. Действия преподавателя предлагается проанализировать по следующей схеме:

– умение мотивировать изучаемую тему;

– умение создать психологический настрой на изучение данной темы;

– четкость, логичность и краткость инструктажа по изучению проблемы;

– выделение главных вопросов темы;

– хронометраж времени преподавателя и студентов;

– анализ характера вопросов преподавателя: когнитивные (воспроизведение фактов, содержания), конвергентные (анализ и интеграция сведений, фактов), оценочные (мнения, оценки фактов, сведений), дивергентные (ответы, требующие новых идей).

Для корректировки программы и понимания эффективности обучения магистрантам предлагаются примерные варианты опросников, анкет, заданий.

Задание 3. Ответить на предложенные утверждения анкеты:

 

Утверждения Неверно Верно
1. Изучение данной темы способствует успешности будущей педагогической деятельности студентов. 2. В результате выполненных учебных заданий студент мог проверить свои педагогические умения. 3. Для удовлетворения интересов будущих учителей по данной проблеме были предложены разнообразные и полезные источники информации. 4. Материалы лекции значительно помогли студенту в изучении данного раздела. 5. В результате групповой дискуссии я определила свою точку зрения по обсуждаемым вопросам. 6. Игровые ситуации помогли представить возможные последствия педагогических решений. 7. Спланированного времени было достаточно по выполнению предложенных заданий. 8. После изучения темы осталось много непонятного по ряду вопросов. 9. Предложенные для изучения источники не позволили найти информацию на интересующую студентов тему в этой области проблемы. 10. Варианты предложенных творческих заданий трудно провести на практике.    

 

Задание 4. Разработать самостоятельно тесты (анкеты) для индивидуального собеседования со студентами академической группы после учебных занятий с целью выяснения степени осознанности и понимания учебного материала.

Задание 5. Прослушав лекцию или посетив семинарское, практическое, лабораторное занятие преподавателя-наставника, у которого магистрант стажируется, выполнить следующее:

1) Предложите лектору, если это возможно, свой вариант содержания и способа раскрытия обсуждаемой педагогической проблемы.

2).Дайте советы коллегам по работе над данной учебной темой.

3) Объясните возможные причины неудовлетворенности студентов изучением данного учебного раздела.

4) Предложите свои варианты повышения эффективности изучения данной темы.

Задание 6. Рассмотреть совместно с доцентом учреждения высшего образования различные способы и принципы составления учебных программ по педагогике (психологии) и определить их эффективность, отметив, что основная цель заключается в постоянном улучшении программы, т.е. в достижении всеми студентами более высокого уровня ее усвоения и развития у будущих преподавателей педагогических способностей.

Задание 7. Подготовить и провести лекционные и семинарские занятий с применением разнообразных методов и технических средств обучения.

Задание 8. Продолжить предложения:

1. Если бы мне предложили опять разработать программу (план) изучения только что проведенного занятия, я бы убрал(а) из нее следующие вопросы: _________________________________________________________;

задания: __________________________________________________________.

Дополнил(а) бы изучение данной темы следующими вопросами:________________________________________________________;

заданиями: ________________________________________________________.

2. На следующие вопросы информации преподавателя и учебных источников было недостаточно: ______________________________________.

3. Наиболее сложным и неинтересным при изучении темы было задание___________________________________________________________.

4. Для обсуждения в группе можно было бы использовать следующие вопросы: _________________________________________________________.

Задание 9. Разработать самостоятельно анкету для студентов академической группы (или курса) с целью диагностикиих профессиональных интересов.

Задание 10. Одна из ведущих функций успешности работы преподавателя учреждения высшего образования — прогнозирование педагогических явлений и процессов.

1. Попробуйте объяснить взаимосвязь понятия «педагогическое прогнозирование» с методами, которые использовали в своей деятельности известные педагоги:

1) А. С. Макаренко – «система перспективных линий»;

2) В. А. Сухомлинский – «метод возвышения»;

3) Ш. А. Амонашвили – «метод опережения».

2. На умение осуществлять прогноз влияют следующие личностные характеристики преподавателя:

– способность к интуиции;

– опыт педагогической деятельности;

– способность к самоанализу фактов и ситуаций;

– способность к суждениям;

– научные и практические умения прогнозирования;

– знания закономерностей педагогического процесса.

Оцените данные характеристики по их наличию у Вас (по десятибалльной шкале):

совершенно не проявляется _________ 0 __________ проявляется достаточно для педагогической деятельности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: