Постановлением Совета Министров ДНР № 24-3 от 04.12.2015 г. утверждено Временное положение о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Положение направлено на защиту прав и законных интересов граждан, общества и республики путем создания правового механизма противодействия указанным преступлениям и распространяется на физических и юридических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, а также республиканские органы, осуществляющие контроль за такими операциями на территории республики.
К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся:
Ø организация и осуществление внутреннего контроля;
Ø обязательный контроль;
Ø запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по предусмотренным Положением основаниям;
Ø иные меры, принимаемые в соответствии с законами.
Система финансового мониторинга включает два уровня: первичный и государственный.
Субъектами первичного финансового мониторинга являются:
ЦРБ ДНР;
республиканский орган почтовой связи;
финансовые учреждения;
страховые (перестраховочные) компании;
юридические лица, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий и лома таких изделий;
юридические лица, предоставляющие отдельные финансовые услуги;
организаторы лотерей;
биржи;
аудиторы;
адвокаты;
нотариусы;
лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере юридических и бухгалтерских услуг, имеющих отношение к сделкам с имуществом или операциям с денежными средствами.
Субъектами государственного финансового мониторинга являются:
уполномоченный орган (министерство финансов);
министерство финансов ДНР;
ЦРБ ДНР;
министерство юстиции.
Субъекты первичного финансового мониторинга до приема или обслуживания обязаны идентифицировать клиента – физического лица, его представителя и(или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, когда сумма операции не превышает 15 000 руб. (или сумму в иностранной валюте в эквиваленте) и у сотрудников субъектов первичного финансового мониторинга не возникает подозрений в законности такой операции.
Упрощенная идентификация клиента – физического лица может быть проведена при сумме операции не более 300 000 руб. если ее законность не вызывает подозрений и она не имеет запутанного или необычного характера, а также не подлежит обязательному контролю.
ЦРБ запрещено:
Ø открывать и вести счета на анонимных владельцев и на владельцев, использующих вымышленные имена псевдонимы);
Ø открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица либо его представителя;
Ø заключать договор банковского счета (вклада) с клиентов в случае непредставления им документов, необходимых для идентификации;
Ø устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территории государств, где они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.
Обязательному контролю подлежат операции:
1. С денежными средствами – на сумму от 300 000 руб. (в том числе в эквиваленте), при осуществлении операций:
Ø с наличными деньгами:
- снятие или зачисление денег на счет юрлица, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
- покупка или продажа физлицом наличной валюты;
- обмена банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
- внесения физлицом средств в уставный капитал;
Ø банковские операции, в которых хотя бы одна из сторон зарегистрирована (находится) на территории государства, не выполняющего рекомендации ФАТФ;
Ø операции по банковским счетам (вкладам) на предъявителя, в пользу третьих лиц, переводы с участием анонимных счетов, зачисление (списание) денежных средств на/со счета субъекта предпринимательства, созданного менее 3-х месяцев назад или не проводившего операций с момента открытия;
Ø иные сделки: выплаты страховых возмещений, лизинг, переводы, беспроцентные займы;
Ø взаимозачеты, проводимые не через ЦРБ;
2. С драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями и ломом из них – на сумму от 15 000 руб., по операциям:
Ø помещения в ломбард, в том числе без выкупа / не по месту регистрации;
Ø неоднократного (от 2 раз в месяц) получения ссуды под залог без выкупа;
Ø систематической (от 2 раз в месяц на протяжении квартала) сдачи в скупку, на комиссию или под залог;
Ø сдача на комиссию или под залог бытовой техники или транспортного средства;
3. С недвижимостью – на сумму от 300 000 руб.;
4. По получению НКО денежных средств или имущества от нерезидентов на сумму от 50 000 руб.;
5. С участием юрлица, имеющего стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности ДНР на сумму от 300 000 руб.;
6. С участием лиц, в отношении которых установлена их причастность к экстремистской деятельности или терроризму.
Субъекты первичного финансового мониторинга обязаны документально фиксировать указанные операции и предоставлять сведения о них в уполномоченный орган не позднее 3-х рабочих дней с момента их совершения. Уполномоченный орган при наличии оснований подает соответствующую информацию в правоохранительные органы, а также может приостанавливать операции с денежными средствами и иным имуществом на срок до 30 суток.
Республиканские органы исполнительной власти в пределах своей компетенции и в установленном предоставляют уполномоченному органу и ЦРБ сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц и ФЛП, а также сведения об утерянных, недействительных паспортах, утерянных бланках паспортов, о паспортах умерших физических лиц.