Древнерусская литература-это литература формирующейся великорусской народности, постепенно складывающейся в нацию. Вопрос о хронологических границах древнерусской литературы окончательно не решен нашей наукой. Представления об объеме древнерусской литературы до сих пор остаются неполными. Много произведений погибло в огне бесчисленных пожаров, во время опустошительных набегов степных кочевников, нашествия монголо-татарских захватчиков, польско-шведских интервентов. Да и в более позднее время, в 1737 г., остатки библиотеки московских царей были уничтожены пожаром, вспыхнувшим в Большом Кремлевском дворце. В 1777 г. от огня
погибла Киевская библиотека. Во время Отечественной войны 1812 г. в Москве сгорели рукописные собрания Мусина-Пушкина, Бутурлина, Баузе, Демидова, Московского общества любителей русской словесности. Основными хранителями и переписчиками книг в Древней Руси, как правило, были монахи, менее всего заинтересованные в хранении и переписке книг мирского (светского) содержания. И это во многом объясняет, почему подавляющее большинство дошедших до нас произведений древнерусской письменности носит церковный характер. <верховное господство богословия во всех областях умственной деятельности связано с высокой ролью церкви в феодальном государстве. С точки зрения феодальной идеологии произведения письменности разделялись на <мирские> и <духовные>. Последние всячески поддерживались и распространялись, так как содержали, по мнению церковников, непреходящие ценности религиозной догматики, философии и этики, а первые, за исключением официальных юридических и исторических документов, объявлялись <суетными>. Благодаря этому мы и представляем нашу древнюю литературу в большей степени церковной, чем она была на самом деле.
|
Характерной особенностью древнерусской литературы является рукописный характер ее бытования и распространения. При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников, преследовавших определенные практические цели. Значение той или иной рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения, полезности. Другой особенностью нашей древней литературы является анонимность, имперсональность ее произведений. Это было следствием религиозно-христианского отношения феодального
общества к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего. В лучшем случае нам известны имена отдельных авторов, <списателей> книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (что гораздо реже)
в заглавии произведения. При этом писатель не приминет снабдить свое имя такими оценочными эпитетами, как <худый>, <недостойный>, <многогрешный>. В большинстве же случаев автор произведения предпочитает оставаться неизвестным, а порой и скрыться за авторитетным именем того или иного <отца церкви> - Иоанна Златоуста, Василия Великого и др. не было авторского права.
Процесс исторического развития древней русской литературы представляет собой процесс постепенной кристаллизации художественной литературы, ее выделения из общего потока письменности, ее демократизации и <обмирщения>, т.е. высвобождения из-под опеки церкви. Одной из характерных особенностей древнерусской литературы является ее связь с церковной и деловой письменностью, с одной стороны, и устным поэтическим народным творчеством-с другой. чем шире и глубже литература использовала художественный опыт фольклора, тем ярче отражала она явления действительности, тем шире была сфера ее идеологического и художественного воздействия.
|
Характерная особенность древнерусской литературы - историзм. Ее героями являются преимущественно исторические личности, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о <чудесах> - не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло <чудо>. Историзм древнерусской литературы носит специфически средневековый характер. Ход и развитие исторических событий объясняется с провиденциалистской, религиозной точки зрения. Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом. Тема красоты и величия Руси - одна из центральных тем древнерусской литературы. Она прославляет созидательный труд отцов и дедов, защищавших землю Русскую от внешних врагов и укреплявших государство изнутри. В ней звучит осуждение политики князей, сеявших кровавые феодальные раздоры, ослаблявших политическое и военное могущество государства. Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим-жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека победить зло. В сознании древнерусского писателя категории этического и эстетического органически сливались. Добро всегда прекрасно, оно исполнено света и сияния. Зло связано с тьмой, помрачением ума.
|
Основные принципы художественного метода: Символизм (Средневековый человек был убежден, что символы скрыты в природе и самом человеке, символическим смыслом наполнены исторические события. Символ служил средством раскрытия смысла, обретения истины. Как многозначны знаки окружающего человека видимого мира, так многозначно и слово: оно может быть истолковано не только в своем прямом, но и в переносных значениях); историзм, ритуальность(Древнерусский писатель творит свое произведение в рамках устоявшейся традиции: он взирает на образцы, каноны, не допускает <самомышления>, т.е. художественного вымысла. Его задача - передать <образ истины> и дидактизм (показывает, что высокие моральные качества человека-результат упорного труда, нравственного подвига. Добро, благие поступки – от Бога, плохие – от дъявола. Все события, происходящие в жизни человека и общества, рассматриваются как проявление божественной воли. Бог посылает людям знаки своего гнева - небесные знамения, предупреждая их от греха и предлагая изменить свое поведение - оставить <беззакония> и обратиться на стезю добродетели. Каждый человек обязан занимать подобающее ему место в общем ряду, т.е. общественном порядке. Соблюдение порядка- <чинность>, красота, его нарушение - <бесчиние>, безобразие.
Две стороны художественного метода: строгая фактографичность и идеальное преображение действительности. Будучи единым, этот художественный метод по-разному проявляется в конкретных произведениях. В зависимости от жанра, времени создания произведения, степени талантливости его автора эти принципы получали различное соотношение и стилистическое выражение. Историческое развитие древнерусской литературы шло путем постепенного разрушения цельности ее метода, освобождения от этикетности, дидактизма и христианской символики.
Церковная литература была связана с ритуалом христианского культа, монастырского обихода. Ее значимость, авторитетность строилась на определенном иерархическом принципе. Верхнюю ступень занимали книги <священного писания>. Вслед за ними шла
гимнография и <слова>, связанные с толкованиями <писания>, разъяснениями смысла праздников и святоотеческие писания (экзегетика). Затем - церковные, богослужебные книги, затем следовали жития-рассказы о подвигах так называемых святых. Затем - историческая литература - хронографы, летописи, потом - «недушеполезная» литература - демократическая, средневековые романы, скоморошичьи, шуточные тексты. (это в целом - и духовная и мирская литература). Система жанров мирской (светской) литературы более подвижна. Господствующее положение среди жанров мирской письменности занимает историческая повесть, посвященная выдающимся событиям, связанным с борьбой против внешних врагов Руси. К повести примыкают историческое сказание, предание. Особое место среди мирских жанров занимает <Поучение> Владимира Мономаха, <Слово о полку Игореве>, <Слово о погибели Русской земли> и <Слово> Даниила Заточника. Они свидетельствуют о высоком уровне литературного развития, достигнутом Древней Русью в XI-первой половине XIII в. Развитие древнерусской литературы XI-XVII вв. идет путем постепенного разрушения устойчивой системы церковных жанров, их трансформации. Жанры же мирской литературы подвергаются беллетризации. В них усиливается интерес к внутреннему миру человека, психологической мотивировке его поступков, появляется занимательность, бытовые описания. На смену историческим героям приходят вымышленные. Древнерус. лит-ра не знала вымысла до 15 века. Вымысел считался ложью, был запрещен. Вымысел возникает только в 17 веке.
В XVII в. это приводит к коренным изменениям внутренней структуры и
стиля исторических жанров и способствует рождению новых чисто беллетристических произведений. Возникают виршевая поэзия, придворная и школьная драма, демократическая сатира, бытовая повесть, плутовская новелла.
Проблема преемственности. 17-18 вв. – глобальная граница в русской лит-ре. Без знаний древнерусской литературы невозможно понять новую культуру. Т. К.произведения закодированы, и для литературоведа – текст как шифр – закрыт и непонятен. Но существует текст-декодер, с помощью которого зашифрованный текст можно расшифровать. Этим текстом-декодером и являются тексты древнерусской литературы. Без них невозможно понять современную лит-ру. Пример: т-т-декодер к рассказу Шукшина «Сураз» - древнерусс. т-т про Святополка. Между текстами древнерусской литературы и текстами новой литературы существует некое глубинное единство – системное, архетипическое. В рус. лит-ре есть архетипич., цементир. сюжет: о Христе и Антихристе. Все явления нужно изучать исторически: от рождения до гибели. Историко-литературный процесс. Это единый поток:
11 век 17 век 21 век
В отличие от литературы нового времени, в литературе Др. жанр определял собой образ автора. В литературе нового времени мы не встречаем единого образа автора для жанра повести, лирики, романа и т. д., мы имеем множество индивидуализированных авторских образов. Каждый жанр имеет свой строго выработанный, традиционный образец автора.
Литература:
1. Кусков В.В. История древнерусской литературы.5-7-е изд. / Под ред. Д.С. Лихачева. - М., 1989; 2002.
2. Васильев В.К. Сюжетная типология русской литературы ХI – ХVII веков. (Архетипы русской культуры.) Учеб. пособие. Красноярск, 2006.