Литературный 19 век не совпадает с календарным. Он начинается в начале 18 века. Условно завершился лит. 19 век парижской коммуной в 1871 г. 1 период 19 в. - романтизм. Романтизм связан с философией: с французским идеализмом. Категории романтизма - это категории философии, небытовые. Романтизм - слово происходит от слова «роман» (произведение, написанное на романском языке). Это романы-приключения, они активно читались, были популярны у королей. Шлегель рассматривает романтизм как внешнюю занимательность. Он противопоставляет ей лирическое, связанное с душой. Говорит, что романтическая поэзия - нечто универсальное. Условно началом романтизма считается 1796 - 97 г.г. Обществ.-соц. Слом того времени означал и слом европ.сознания и культуры, прежде всего, духовной.Кризис феодал.века стал для всем очевиден – Франц.рев-ция была итсторической неоходим-ю. гул фр.рев-ции прошел по всей европе, преобразов-я ее, охватив все сферы жизни, обществ-е сознание, изменилось ч/е мироощущ-е и мышление. Во всей евопе-дух преобразов-й, дух свободы. Романтизм как целостная эстетико-худ. концепция, как культура ранее всего сформировался в Германии. 1807 г. - в Германии вышел журнал «Атенеум», заявили о себе йенские романисты. В Германии ром. Завершился достаточно рано. Прародиной романт-а стала Германия, немец.романтизм в качестве ориентира.. Ранний ром-зм представляет в Германии Йенская школа, сложившаяся в 1796-1797гг. (Шлегель, Шеллинг, Л.Тик, Ф.Шлегель, Новалис, Шлейермахер и др). В 90-егг.18в. ром-зм заявляет о себе везде и, прежде всего, в Англии. Но за пределами Германии во 2 пол 90хгг.он предстает лишь как тенденция, а не как движ-е,кот.охватывает все сферы дух.и материал-й культуры. Фридрих Шлегель указывал на три источника романт-ма: 1. Социальные предпосылки: великая фр.революция, 2. философские основы: ф-фия Фихте, 3. Литературные источники: роман Гете «Ученические годы Вильгельма Мейстера» - роман свид-л о жизни как пути постижения мира, вводил образ странника. 1. В великую Фр.революц. (ВФР) д.б. воцариться царство разума, справедливости и порядка. Лозунги: свобода, равенство, братство. Вызывали большое воодушевление у народа. И это заменилось разочарованием. Великая фр.революц несла неслыханное воодушевление, надежды. Но она утопила себя в крови. Появляется гильотина. 1893 г. Аде Шенье взошёл на гильотину. Это становится символом крушения революции. ВФР воспринимается художниками как гротеск. Гротеск - соединение разнородных элементов. Наделяет предмет свойствами ему несвойственными. Например, Кентавр. Революция начиналась радужно, а завершается полным крахом - это гротеск. С понятием ВФР связано отчаяние и скорбь. Именно эта революция легла в основу романтического двоемирия. Разрыв между мечтой и реальностью, идеалом и действительностью. Идеал - нечто бесконечное, недостижимое, совершенное. Реальность - низменное, проходящее. Кажется, что романтич.абсолют сводит вещи на нет, в то время, как он помогает понять их ничтожество (н-р, мебель разговаривает, как рада рабртать на людей – это показывает ее степень унижения, до кот.довели живую природу). Преодоление этого разрыва можно найти в искусстве. Двоемирие исходит из идеи Шеллинга о двойствен-ти, разделение на дух.и физич.сферы и признания ед-ва этих противопроложностей. 2. Прежде всего - философия Фихте. По фихте основная созидательная сила - это категория «я». У фихте я это абстракция, а романисты переносят её на личность художника. И это я способно пересоздать мир. романтики верили в возмож-сть пересоздания мира с помощью искусства, мечтали о золотом веке, кот.станет реальностью, благодаря Я худ-ка. 3. Ранние романтики провозгласили своим учителем гёте. Но он с ними ничего общего иметь не хотел. Он просветитель. Гёте показал мир, в кот живёт художник. А романтик показывает мир, который живёт в душе художника. Ром охватывает все области иск-ва. Гл. установка - художник абсолютно свободен. Не скован правилам и законом. Поэтика окна - стоит на земле, но смотрит в бесконечное. Предполагается, что романтик должен воспарить над этим миром, оценивать всё со стороны. Самые первые романтики предполагали, что это возможно. Но скоро станет понятно, что это иллюзия. -> тоже трагичность. В ром принцип отражения, принцип зеркала. Иск-во отражает всё, мимо чего проходит художник. Гюго: это зеркало концентрирующее и конденсирующее. Страсть типична для романтиков. Романтики любят фантастику. Излюбленная тема ром - это любовь. Это чистое высокое чувство. Только любящие м. узреть истину. Т. природы. В природе ром берёт воплощение божественного начала. Интерес к экзотике. Любят местный колорит. Часто обращаются к востоку. Любят историзм, т.к. историч факт даёт импульс к полёту фантазии. В ром сущ-вует противопоставление художника и реальности. Герой в оппозиции обществу. Он не принимает общ-во. Понятие психологизм. Но это романтический психологизм. Они не показ хар-р в развитии, в зависимости от обстоятельств. Романтики показывают личность. Чек, кот исключителен и попадает в исключительные обстоятельства. Принцип субъективизма. Присутствие личности самого художника в произвед. Ром снова обращается к мифу. Это стремление создать универсальное иск-во, новую мифологию, совмещающую чувственность язычества и духовность христианства. Они творят свой мир, свой космос, часто действие происходит вне времени и пространства.
|
|
|
Романтическая ирония. Категория, кот является мировоззренческой, философской. Ром ирония не имеет отношения к насмешке. Это то, что должно позволить романтику преодолеть разрыв между идеалом и действительностью. Берковский - Романт.ирония – мир, как он есть, в его прозаизмах и некрасивости, романт.ирония трактует из своего прекрасного далека, изз мира возмож-сти, где скрывается поэзия и свобода. Ирония начинается от худшего к лучшему. Фридрих Шлегель – изобрет-ль и теорнетик ее. «Ирония есть ясное сознание вечной оживленности, хаоса, бесконечного е го богатства, т.е.вся полнота мир.жизни в иронии и ч/з иронию держт свой суд над ущерб.явл-ми;от нее оторвавшимися и притязающими на самотст-сть(мир романтизма п/в бюргерск.мира, гениальный мир п/в бездарного, могущ-во природы п/в техники и мелких подделок, бытие п/в быта). Поэтому гротеск, фантастика – ТВ-кий произвол автора зачастую обнажают страшные стороны действ-сти. Тем самым, ирония создавала почву для вознивновения сатиры – формы комического, выражающей непримиримое отношение худ-ка к изображаемому. (Скобелев) – романт.ирония связана с неудовлетв-м художником окр.мира. Она преодоляет дейтсвит-сть смехом, принижает действит-сь.Деформиров-е образы дейст-сти стали отражать ее страшную и врождеб-ю ч/ку суть, ее дисгармон-сть.
Гофман Эрнест Теодор Амадей (1776 - 1822). уже в детстве проявил незаурядные способности к искусствам, настойчиво занимается музыкой, в 12 лет он свободно владел четырьмя инструментами, среди них - органом. Изучал право в кёнигсбергском ун-те и всю жизнь служил в юридич конторах. Кенигсбергский университет был одной из прославленных школ Германии, среди учителей Г. был великий немецкий философ-идеалист И.Кант. Композитор, художник, режиссер муз театра. В его ТВ-ве - синтез всех видов иск-в. гофману из муз близки Моцарт, Гайдн, Бетховен, Шуберт. Г. принадлежит позднему поколению немецких романтиков. К моменту появления первой новеллы Г. в Германии уже сложилась “романтическая школа” - были заложены философские основы направления, созданы первые литературные манифесты. В строгом смысле основная категория творчества Г. - романтическое двоемирие (трагический разрыв между мечтой, которая недостижима и реальностью, которая неприемлема). В художественном мире Г. идеал удален настолько, что кажется несуществующим, а действительность настолько неприемлема, что предстает подобной карикатуре. В истории литературы XIX в. Гофман явился одним из зачинателей жанра новеллы. Он вернул этой малой эпической форме авторитет, который она обрела в эпоху Возрождения. Новеллы Гофмана многообразны.
1-й сб. - «Фантазия в манере калло » - там новеллы-сказки. Крейслериана - цикл заметок, размышлений об иск-ве и художнике. Калло - гротескные картины, искажение внешней природы (звери хоронят охотника) - чтобы ярче выразить романтические идеи. Уродство героев подчеркивает уродство реальной жизни. Огромное значение муз тебы в ТВ-ве. «Кавалер Глюк » (имя - композитор, счастье). «Дон Жуан» - отклик на Моцартовскую оперу. Д.ж. -вечный образ. Тирсо де Молина - первым к нему обращается, но у него он полностью порочен. Мольер - у д.ж. появляется положительные, привлекательные черты. У Гофмана Д.Ж. романтик, любимое дитя природы. Постоянный поиск ДЖ женщины трактуется как мысль о движении к идеалу. Но рагедия в том, что на пути к идеалу погружается в мтериальное, опошлил высокий идеал, потерял свою духовность.
Именно у Горфмана в «Крошке Цахес » проявилось вз/действие иронии и сатиры(сатирич-му осмеянию подвержена вся система феодал.гос-сти, ее дух. и материал.жизнь. особ-сть сатиры Г. – противоречие между видимостью и сущностью глав.персонажа реализуется лишь в общ-ве, кот.создает эту видимость.Это противоречие носит соц.хар-р и не заложено в самом образе Цахеса, духовному уродству кот.соответствует уродство физическое.Комизм несоответствия возникает лишь, когда общ-во наделяя Цахеса талантами и возмож-ми раздувает его славу.Сатирическому осмеянию Г.подвергает не Ц., а среду, кот.способствует его процветанию, общ-во, кот.принимает уродца за красавца, тупость за мудрость, бездарность за талант. Позд.Гофман убежден в непреодолимости реальности, что и рождает сатиру и сарказм, замешанные на негодовании.(федорова).истинное лицо Цахеса видят только немногие музыканты романтики. Гротеск между тем, что из себя представляет Цахес и как его воспринимают люди. Взаимопроникновение 2-х миров - бытового и идеального, появление неопределённых фигур (Кандида). Она вроде романтич героиня, но не видит уродства Цахеса.
1817 г. Сборник «Ночные рассказы». Изо тёмная, трагическая, ночная сторона жизни. Для Г ночь - время разрушения, обитель противоестественного, пугающего, пробуждаются злые силы, кот могут уничтожить человека.
«Песочный человек». Ирония над романтическим героем (Натанэль) - влюбляется в Олимпию (кукла). Герой-романтик неспособен отличить живое от неживого, у Олимпии нет души. В отличие от Бальзатара, кот мог видеть истинную сущность Цахеса. Олимпия во всём соглашается на Нат, слушает его, тешит его самолюбие. Из-за этого он в неё влюбляется + то, что красива. Тема автомата - торжества мёртвого, неодуш начала - символ мира, где отсутствует духовность.
Сборник «Серапионовы братья ». Следуя традициям ренессансной новеллистки, Гофман объединял свои новеллы в циклы. В циклах, как в «Декамероне» Боккаччо, важную роль играет обрамление, указывающее на происхождение новелл и создающее определенный эмоциональный настрой. Например, в последнем сборнике новелл Гофмана «Серапионовы братья» (1819—1821) говорится о том, как друзья-литераторы собираются избранным сообществом и рассказывают друг другу увлекательные истории. Они стремятся к уединенной, сосредоточенной жизни, следуя примеру отшельника Серапиона, который поселился один в лесной хижине. Так и вымышленные рассказчики пытаются сохранить дистанцию по отношению к окружающей действительности. Обрамляет его разговор 4-х приятелей о сущности иск-ва. Каждый высказывает свою т.з. и подтверждает её историями. Новелла «Серапион» - он безумец, воспринимает мир очень субъективно. Говорит, что все знания относительны. Не замечает двойственности, многогранности мира, видит только его духовную сторону. «История советника Креспеля ». Художник воспринимается как существо, которое может нести разрушения (разрушает произведение иск-ва, чтобы понять, как рождается звук). «Мадмуазель де Скюдерн ». Гениальный художник (ювелир) становится убийцей. Не можит жить в мире, созданном своим воображением, он вынужден жить в материальном мире, он д.б. ремесленником, чтобы выживать. Вынужден продавать свои ювелирные украшения. Покупатели не видят душу, вложенную в эти украшения, ценят их за дороговизну, престиж.
Последний сборник издан после смерти «Посмертные рассказы ». Программная новелла «Угловое окно» - выражает романтические идеи автора. О кузене рассказчика. Кузен инвалид, не покидает комнаты. Он писатель и черпает темы для сочинений, наблюдая за рынком в угловое окно. Основа ТВ-ва: 1 этап - наблюдение за окружающим миром. 2 - переработка окружающего мира творческим воображением художника. 3 - своё восприятие мира показать читателю. «Угловое окно» в советское время считали реализмом. Такая т.з. появляется и в современных работах. Воображение абсолютно свободно, то, как он это видит, так и будет правильно.
Вступив в литературу в ту пору, когда иенскими и гейдельбергскими романтиками уже были сформулированы и развиты основные принципы немецкого романтизма, Гофман был художником-романтиком. Характер конфликтов, лежащий в основе его произведений, их проблематика и система образов, само художественное видение мира остаются у него в рамках романтизма. Так же как и у иенцев, в основе большинства произведений Гофмана находится конфликт художника с обществом. Изначальная романтическая антитеза художника и общества - в основе мироощущения писателя. Вслед за иенцами высшим воплощением человеческого «Я» Гофман считает творческую личность.- художника, «энтузиаста», по его терминологии, которому доступен мир искусства, мир сказочной фантастики, те единственные сферы, где он может полностью реализовать себя и найти прибежище от реальной филистерской повседневности. Но и воплощение и разрешение романтического конфликта у Гофмана иные, нежели у ранних романтиков. Через отрицание действительности, через конфликт художника с ней иенцы поднимались к высшей ступени своего мироощущения - эстетическому монизму, когда весь мир становился для них сферой поэтической утопии, сказки, сферой гармонии, в которой художник постигает себя и Вселенную. Романтический герой Гофмана живет в реальном мире (начиная с кавалера Глюка и кончая Крейслером). При всех своих попытках вырваться за его пределы в мир искусства, в фантастическое сказочное царство Джиннистан, он остается в окружении реальной конкретно-исторической действительности. Ни сказка, ни искусство не могут привнести ему гармонию в этот реальный мир, который в конечном итоге их себе подчиняет. Отсюда постоянное трагическое противоречие между героем и его идеалами, с одной стороны, и действительностью - с другой. Отсюда дуализм, от которого страдают гофмановские герои, двоемирие в его произведениях, неразрешимость конфликта между героем и внешним миром в большинстве из них, характерная двуплановость творческой манеры писателя.
Роман «Житейские воззрения кота Мурра » - неокончен. Его отказывались печатаь из-за политической злободневности. Сатира на правителей, общество, гос.систему. идея двоемирия. роман написан как бы в 2 яруса. В нём есть 2 параллельные истории. Роман строится на чередов-ии записок котаМурра с историей музыканта Крейслера. Два главных героя - Крейслер и Мурр. Повествование кота Мурра приоритетно. Он пишет книгу и вместо промокательной бумаги использует рукописи своего хозяина (маэтро Абат). Это перепечаталось и наборщики набрали всё подряд. Много белых пятен - поэтика недосказанности, соавторство читателя. 2 предисловия. кот Мурр проходит те стадии изучения мира что и романтик, но только извлекает другие уроки (не кусай руки дающего). «Крейслериана» освещена снизу светом «Муррианы», трагедия в свете комедии. Первое трагично, а второе – животный фарс. Крейслер предан музыке и несет ее другим, он враг мелочности и косности; его юмор не беззлобен, в нем есть оборона и нападение. Он добрый гений, его сарказм направлен на злых людей, его музыка это обогащение и самого себя и всех, кто к ней прикасается. Его доброта, гражданственность и великодушие – лежит в его музыке. Он приходит из произведения в произ-я у Г. и несет высокую музыкал.тему. крейслериана - трагическая судьба музыканта, он страдает от непонимания. Не возможность убежать от мира. В аббатстве не находит душ покоя и гармонии. Его любовь - Юлия. В романе много таинственнго, необычного. Действие обрывается на напряжённом моменте. Крейслер в конце должен был сойти с ума, не находит места в мире. Его безумие трагично, более трагично, чем смерть. Место действия – княжество Зингхарствейлер, где однажды очутился К. Мурриана – это царство кота Мурра и его друзей. Власть первичных инстинктов, эгоистическая этика и приспособляемость – все это есть и в мире советницы Бенсон.Но у ч/ка они более сложны, а в Мурриане представлены в своей простоте и откровенности(голову селедки съедает…) =>Мурриана подчеркивает низкий элемент в сфере Бенцон. В романе “Житейские воззрения кота Мурра” (1822). Любовь к кошечке Мис-Мис. Тема любви к родине, к матери. Кот учёный, пишет учёные труды, философские трактаты. («Влияние мышеловок не жизнеспособность кошачества»). Это аллегории, речь об общетве, полицейском гос-ве. Сатирич. Изо современного общества. Г. обозначил свое отношение к людям, населяющим раздвоенный мир: его альтер эго, капельмейстер Крейслер разделяет людей на две неравные части - “музыкантов” и “просто хороших людей”. Герой “музыкант” - человек неограниченных творческих возможностей, стремящийся душой к идеалу, чувствующий себя неуютно в материальном мире. Именно поэтому любимые герои Г. крайне неуклюжи - наступают на подол дамам, роняют чернильницы. Главное - концентрация романтического двоемирия. Мир романтика, художника существует наряду с миром обывателя. У Г. Они взаимодействуют. Ирония над самим романтиком, кот бессилен что-то переделать в этом мире, ирония на обывателя, кот хочет показаться романтиком.
Хроповицкая – двоемирие в романе двоится – реальность стремится обрести адекватные формы, поэтому происходит вытеснение фантастики из жизни людей, и одновременно наслоение реального мира на ряд пластов. Обитатели княжеского двора+клерикальная тема(Киприана признают святым, а он преступник), Юлия и Крейслер, сказка жизнеописания кота как кривое зеркало, отражающее мир людей, кот как породия на филистера, возомнившего себя ТВ-кой личностью. В основе композиции лежит принцип контрапункта – одновременное и согласованное движение нескольких самост-х голосов, кот.образуют одно гармон-е целое.
14. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Поэтика, социально-историческое звучание в контексте эпохи. Грибоедов Александр Сергеевич [1790 (?), Москва - 1829, Тегеран]. Рус. драматург, поэт и дипломат, композитор (сохранилось два «Грибоедовских вальса»), пианист. В наст. время окончательно разрушены представления о Г как «авторе одной книги»: изучение ранних драматических опытов писателя (сцены из комедии «Своя семья», комедия «Студент»), а особенно его замыслов и начинаний последних лет («1812 год», «Грузинская ночь», «Родамист и Зенобия») позволили опровергнуть утверждения о якобы существующей узости творч. диапазона писателя.
Г принимал активное участие в лит. жизни своего времени. Однако его лит.-эстетические взгляды отличались неоднозначностью: с 1ой стороны, он вместе Катениным, Кюхельбекером, Жандром составлял группу «младоархаистов » (по классификации Ю. Н. Тынянова). Участники этой группы испытывали интерес к лексической архаике, народной речи, фольклору; развивали идею создания национ. искусства; отрицали намеренную «литературность», кот. связывалась с излишним красноречием, риторикой и «красивостью», «гладкостью» стиля в целом; перевод иностранных слов воспринимали как способ создания своих собств. С др. стор., сам Г критиковал кл-зм, хотя с позиции архаиста должен был, по идее, его приветствовать. Г считал, что кл-зм сковывает воображение писателя. Свои взгляды Г выразил, приняв участие в одном из основных лит. и поэтических споров 1ой трети 19 в. – полемике по поводу перевода баллады «Ленора», сделанного Жуковским и Катениным. Поводом к полемике послужило то, что наряду с вольным переводом «Леноры», знаменитой «Людмилой» Жуковского, появился др. вольный перевод - «Ольга» Катенина. Перевод Катенина резко осудил Гнедич: его критика была направлена против стилистич. особенностей баллады Катенина, кот. он связывал с архаистической традицией. На защиту Катенина выступил Г. В 1816 г. в соответствующей статье на эту тему он полемизировал как с чувствительностью сентиментализма, так и с мечтательностью романтизма в духе Жуковского, и в целом выступал против погружения в мир мечтаний, ратовал за правдивое и естеств. изображение натуры.
Свое гл. пр-ние, комедию в стихах «Горе от ума», Г задумывает уже в 1816 году, но пишет в период с 1822 по 1824 гг. С 24 же г. комедия в сотнях рукописных копий расходится по стране и становится достоянием широких кругов читателей, а имя автора комедии на протяж. многих десятилетий оказ. в центре ожесточенной полемики. Это происходило потому, что комедия Г - во мн. отнош. явление уникальное. Так, неоднозначен вопрос о худож. методе пр-ния: он соединяет в себе отдельные черты кл-зма, рождающегося реализма, а также романтизма и сентиментализма. К признакам кл-зма в комедии относ.: во многом рационалистический конфликт ума и глупости; единство места (действие протекает в одном месте, в доме Фамусова); единство времени (все сцены комедии развертываются на протяж. 1их суток); обширные монологи некот. героев (Чацкого и Фамусова); достаточно ощутимое деление героев на положит. и отрицат.; весьма заметное использование устойчивых амплуа старого театра (отец семейства - Фамусов, ловкая и бойкая служанка - Лиза). Однако черты классицистич. дpаматуpгии использованы в комедии скорее в реалистических целях и подчинены задаче верно отобразить избранные дpаматуpгом лица и события. Явные же черты реализма о собенно заметны в способах типизации, примененных драматургом: создавая образы своих героев, Г соединял типическое с индивидуальным, благодаря чему его хар-ры выходили жизненными и убедительными. В своей комедии драматург, следуя принципам реализма, отказался от единства действия: вместо единого сюжета в комедии развиваются 2 драмы героя и 2 параллельные сюжетн. линии, к тому же действие осложняется вставными элементами (напр., рассказ Фамусова о Максиме Петровиче). Кроме того, Г пренебрег дидактической, нравоучительной концовкой пьесы, хар-рной для классицистич. комедий. Отголоски сент-зма видны в образе Софьи: именно она серьезно воспринимает актуальную для сент-зма тему любви к социально неравному чел-ку (любовь богатой невесты к тому, кто «в бедности рожден»). Бедность придает Молчалину некое очарование в глазах Софьи, воспитанной на такой лит-ре, где этот сюжет встречается. Отголоски романтизма видны в образе Чацкого: он противопоставлен окружающей среде, приподнят над бытом. Он мечтателен, красноречив, страстно верит в силу убеждения, в пафос свободы. Кроме того, с ним связаны романтич. мотивы скитальничества, дороги, одиночества.
В момент появления комедия Г была тесно слита со злобой дня: ее историч. основу составляет хар-ризующая первые десятилетия 19 в. в Рос. борьба 2х мировоззрений – передовой дворянской молодежи и консервативных кругов. В монологах и репликах действ.лиц комедии современник Г постоянно улавливал намеки на хар-рные явления реакции («аракчеевщины»), сменившей обществ. подъем послевоенных лет: достаточно вспомнить, напр., постоянные в устах фамусовского общества ругательства (франкмасон, карбонарий, якобинец, вольтерьянец), кот. напоминают об идейной атмосфере 1820-х гг.
Сюжетная основа комедии реализуется в неск.пластах. 1ый пласт касается темы ума и просвещения. По словам В.Орлова, в грибоедовское время «ум» понимался широко - как интеллигентность, просвещенность, культурность. С понятиями «умный», «умник» связывалось тогда представление о чел-ке не просто умном, но «вольнодумном», то есть носителе новых идей. Просвещение, за кот. ратует Чац., было неотделимо от гражд. воспитания. Однако консервативное фамусовское общество считает ученье чумой, а ученость – причиной сумасшествия. Понятие «ума» в фамус. обществе заменяется понятием «уменье жить»: под этим подразумевается умение хорошо устроиться в быту и на службе. 2ой пласт сюжетной основы комедии связан с темой клеветы. Развитие этой темы прослеживает Тынянов в своей статье «Сюжет Горя от ума», отмечая, что выдумка о сумасшествии Чац. - это разительный пример «сильного положения в сюжете». Тынянов отмечает удивительное мастерство Г, кот. он видит в постепенных, осторожных усилениях темы безумия, положенной в основу клеветы. Слух, запущенный через безымянных г. N и потом г. D., распространяется, выдумка растет, приобретает хар-р сговора, и в конце превращается в донос, выраженный в реплике старой княгини: Я думаю, он просто якобинец / Ваш Чацкий.
Образ Чац. Гончаров в известной статье «Мильон терзаний» отмечал, что все герои пьесы «начертаны верно и строго», за исключением Чац. Сам Гончаров хар-ризует Чац. как искреннего и горячего деятеля (в отличие от Онегина и Печорина). Чацкий, отмечает Гончаров, серьезно готовился к деятельности – не случайно в пьесе все твердят о его высоком уме. Путешествовал он тоже не даром - учился, читал, принимался, как видно, за труд, но разошелся с министрами по понятной причине – «служить бы рад, прислуживаться тошно». Вопрос о финале комедии Гончаров решает амбивалентно: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Совр. литературоведы, как, напр., А.Лебедев (кн. «Грибоедов: факты и гипотезы»), отмечают, что Чац., хотя и является героической личностью, драматичен. Чац. перед нами - одинок. И в финале Чацкий, сам иронист и насмешник, не явл. чел-ком, кот. смеется последним. Не за ним остается последнее слово.
Пушкин и Гончаров об уме Чацкого. Пушкин (Письмо А. Бестужеву, янв. 1825 г.) считал, что в «ГОУ» единств. умное действу. лицо - Грибоедов. Пушкин отделял Чац. от Г-ва, но при этом был отнюдь не склонен восторгаться Чацким. А.Лебедев предполагает, что Пушкин отказал Чацкому в уме потому, что умным для Пушкина был тот, кто «с веком наравне», кто был на уровне истинно совр. представлений о мире. При этом общая оценка Пушкиным «ГОУ» была весьма высокой. Гончаров, напротив, писал, что «Чац. умнее всех прочих лиц», его ум «сверкает, как луч света, в целой пьесе», а столкновение Чац. с окружающим его обществом он определяет как «громадный настоящий смысл», «главный разум» пр-ния, который движет им от начала до конца.
Неоднозначность отношения Грибоедова к декабристам. А. Лебедев отмечает, что убеждение в принадлежности Г к декабристскому движению, однажды укрепившись в критике, долгое время не подвергалось сомнению. Однако последние факты это опровергают. Сам Г признавал, что принимал участие «в смелых суждениях декабристов насчет правит-ва; осуждал то, что казалось ему вредным, и желал лучшего». Но к планам гос. переворота он относился скептически, и ставил декабристам в укор избыток энтузиазма при недостаточном осмыслении своих реальных возможностей. Как известно, в 1826 г. Г был арестован по подозрению участия в заговоре, но в итоге принадлежность его к тайному обществу осталась недоказанной, и он был отпущен.
Чац.как обличающий пророк, декабрист. «ГОУ» было задумано Г-вым в то время, когда возникло 1ое декабристское тайное общество. Доподлинно известно, что в этот период Г общался с широким кругом декабристов. Вполне вероятно, что Чац., задуманный Г-вым в такой атмосфере, вольно или невольно выразил многие чаяния декабристов – ведь не случайно именно они активно способствовали распростр-ю комедии, рассматривая ее как рупор своих идей. Герцен в статье «Еще раз Базаров» (1869) первым прямо назвал Чац. декабристом, он же отмечал, что появление Чацкого на историч. сцене пророчествует решительные преобразования, более решительные, чем преобразования Петра 1. В советск. время М.В. Нечкина, автор труда «Грибоедов и декабристы», выделила в комедии точки соприкосновения с декабризмом, напр. *понимание службы как служения отечеству; *борьба с рабство во всех его проявлениях; *борьба за национ. своеобр. страны (в т. ч. в отношении к рус. языку() борьба за национальноедатьи их вражда непримирима. орому и объявлена война.). Финал комедии Нечкина трактует как поражение Чацкого: трагедия Чацкого в том, что он, имея верную цель, выбрал неверный способ воздействия на действительность.
??? (Ответ на этот вопрос довольно сомнительный) Сумасшествие Чацкого: подлинное или мнимое. Проблема безумия Чац. тесно связана с др. проблемами, освещенными в «ГОУ» - напр., с проблемой непонимания и неприятия чел-ка обществом. Каждый из представителей фамус. общества понимает, что Чац. вовсе не лишен здравого рассудка, однако собств. закоснелость не дает принять участникам фам.общества свою духовную несостоятельность в борьбе нравств. идеалов и морали 2х поколений. Так рождается слух о сумасшествии Чац. в глазах представителей фам. общества. Однако есть основания видеть в Чац.истинного безумца: осознавая несбыточность своих мечтаний и надежд, он продолжает, как фанатик, бороться за их осуществление. Таким образом, истинное и мнимое безумие Чац. переплетаются в комедии.
Что касается др. героев комедии, то среди них наиб. интересны образы Молчалина и Софьи. Пушкин отмечал, что Софья начертана не ясно: «не то блядь, не то московская кузина» (вот прямо так и написал). Гончаров писал, что к Софье трудно отнестись не симпатично, несмотря на путаницу понятий, умственную и нравств. слепоту, которой она подвержена. Эти недостатки, пишет Гончаров, не имеют в ней хар-ра личных пороков, а являются, как общие черты ее круга. В заблуждениях Софьи виновато воспитание. Однако она сохраняет «живой ум, страстность, женскую мягкость». «В ее чувстве к Молчалину есть много искренности. Она сама начинает роман, не находя в этом ничего предосудительного, даже не догадываясь о том». В финале Софье, считает Гончаров, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний». Представитель совр. критики, А Лебедев, считает, что Софья - это удивительнейшее создание Грибоедова, и она написана им исключительно точно и строго. Именно противоречивость образа Софьи – соединение мечтательности и деловитости, наивности и расчетливости – делает ее живой, настоящей.
Образ Молчалина - 1 из гл. открытий Г-ва. Однако значение этого образа было осознано не сразу. В комедии Чац. не оценил Молчалина как достойного противника, не увидел его опасности. В критике же только Гоголь первым заметил нечто важное в облике Молчалина: «Молч... замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди...». Достоевский писал в 1876 г. в своем «Дневнике писателя»: «...я, чуть ли не сорок лет знающий «Горе от ума», только в этом году понял как следует один из самых ярких типов этой комедии, Молчалина...» За внешней кротостью Молчалина кроются мощная энергия и целеустремленность, упорство и настойчивость в достижении своих целей, а за показной скромностью - цинизм и двуличие. В нем есть сила и значительность, основанные на осторожном, гибком уме и наблюдательности, которые и позволили Софье предпочесть его Чацкому.
В основе комедии, как уже было сказано, лежит вполне конкр. историч. столкновение 2х политич. станов: т.е. «века нынешнего» и «века минувшего» в лице Чац. и фам. общества соответственно. Чац. - чел-к новых взглядов и высокой морали, гражданин и патриот, его отличают истинная культура и просвещенность, уважение к рус. чел-ку, чувство собств. достоинства, а главное для него - свобода, возможность развивать свои способности. Взгляды фам. общества сложились в екатерининский век и с тех пор не претерпели изменений. Представители фам. общества отличаются консерватизмом, приспособленчеством, ненавистью к просвещению.
Сложность комедии в том, что драматическое движение в ней идет по 2ум переплетающимся линиям: любовной интриги и общественной драмы: конфликт героя с окружающей средой распространяется и на любовн. отношения. Двуединство драматического действия в комедии отмечал еще Гончаров: «Две комедии как будто вложены 1 в др.». Оба конфликта в пьесе ритмично чередуются: Г поставил Чацкого в условия, при кот он, выясняя свои отношения с Софьей, борясь за нее, принужден был отвечать на нападки фамусовского общества, защищать прогрессивные идеи, а, защищая их, и нападать на своих врагов, и, наконец, вступать с ними в жестокую борьбу. В финале пьесы любовн. конфликт однозначно разрешен: Чац. разочарован в Софье. Разрешение обществ. конфликта остается за рамками пьесы, и, судя по всему, Г предоставляет читателю/зрителю самому решить, чем закончилась комедия, Но, если учесть, что подобного рода конфликт относится к конфликтам внеисторическим, он в принципе не разрешим (мирным путем точно нет).
??? (Ответ на этот вопрос довольно сомнительный) Отношение к иноземному как выражение лит. позиции Грибоедова-архаиста. Г как младоархаист стремился свести к минимуму всё заимствованное, что есть в рус. языке и культуре. Выражение этих его взглядов мы находим в «ГОУ»: Чац.принимает участие в споре о том, как перевести на рус. язык слова «мадам» и «мадмуазель», он предлагает слово «сударыня», однако его никто не поддерживает. Кроме того, Чац. смеется над обычаем брить бороды и над послепетровскими модами («Как платья, волосы, так и умы коротки»), - можно сделать вывод, что он симпатизирует допетровскому, доевропеизированному быту и укладу.