Возникновение русской литературы тесно связано с процессом формирования раннефеодального государства. Подчиненная политическим задачам укрепления основ феодального строя, она по-своему отразила различные периоды развития общественных и социальных отношений на Руси XI-XVII вв. Древнерусская литература-это литература формирующейся великорусской народности, постепенно складывающейся в нацию. По установившейся традиции в развитии древнерусской литры выделяют три основных этапа, связанных с периодами развития Русского государства:
I. Литра древнерусского государства XI - первой половины XIII вв. Литру этого периода часто именуют литрой Киевской Руси.
II. Литра периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение северо-восточной Руси (вторая половина XIII -первая половина XV вв.).
III. Литра периода создания и развития централизованного Русского государства (XVI-XVII вв.).
В развитии литературы в 17 в. можно выделить 2 периода: первый - с начала века до середины 60-х годов (историческими вехами являются церковная реформа Никона /1653/ и воссоединение Украины с Россией /1654/)и второй - с середины 60-х годов до конца ХVII-первой трети XVIII века - собственно переходный от литературы древней к литературе нового времени. Начало XVII века знаменуется бурными историческими событиями - первая Крестьянская война и борьба русского народа с интервенцией польских и шведских феодалов. Со смертью царя Федора Иоанновича династия Ивана Калиты прекращает свое существование. На престол восходит Борис Годунов. Продолжает политику Грозного. Укрепление централизованной власти, дальнейшее закрепощение крестьян, их экономический гнёт => массовые крестьянские волнения, крестьянская война под управлением Ивана Болотникова. Потом на престоле Лжедмитрий - низвергнут. Потом Василий Шуйский. Он предпринимает решительные меры для подавления народного антифеодального движения под руководством Ивана Болотникова. в это время Польско-литовские и шведские феодалы выдвигают еще одного претендента на Московское царство - Лжедмитрия II. В 1609 г. Король Сигизмунд III начинает открытую интервенцию и осаждает Смоленск. Шведские феодалы пытаются овладеть Псковом и Новгородом. Польско-шведская интервенция подняла мощную волну национального освободительного движения. Глава патриотического движении - Минин. Бурные события начала XVII столетия, получившие у современников название <смуты>
|
нашли широкое отражение в литературе. Литература приобретает исключительно злободневый публицистический характер, оперативно откликаясь на запросы времени, отражая интересы различных социальных групп, участвующих в борьбе. в литературных
произведениях пропагандируются определенные идеи для достижения конкретных действенных целей - агитационная литература. Среди повестей, отразивших события 1604-1613 гг., можно выделить произведения, которые выражают интересы правящих
боярских верхов. Такова <Повесть 1606 года> - публицистическое произведение, созданное монахом Троице-Сергиева монастыря. Повесть активно поддерживает политику боярского царя Василия Шуйского, пытается представить его всенародным избранником, подчеркивая единение Шуйского с народом. Повести 1606 года (впоследствии переработанной в «Иное сказание») противостоят повести, отражающие интересы дворянства и посадских торгово-ремесленных слоев населения.(«Новая повесть о преславном российском царстве», «Плач о пленении и конечном разорении московского государства», «Повесть о преставлении князя Михаила Васильевичв Скопина-Шуйского»
|
- антибоярские настроения, прославление народных героев, богатырей, всего народа.17 век называли «бунташным веком». Литература приобретает бунтарный характер. Теперь литературой занимается не только духовенство, но и миряне различных сословий. Агитационная письменность - это ораторская проза со всеми присущими ей чертами - ритмизация, апелляция к чувствам слушателя. Смута дала новую жизнь такому традиционному иерархическому жанру как введение. Введение - разновидность религиозной легенды. Имеет три сюжетных узла: прегрешение - покаяние - спасение. Но здесь все художественно пространство заполняет покаяние. Освободительные мотивы. Открытие характера. Авторы 17 века уже не считают доброе и злое чем-то изначальным и вечным. Изменчивость характера не смущает писателя, он доискивается причин таковой изменчивости. Индивидуальная авторская позиция свойственна многим, тенденция к самовыражению (Иван Тимофеев, Авраамий Полиции - дьяк и монах). Ни одно сословие не монополизирует литературу.
Расширение социального круга персонажей. Подвиги благочестия заменялись необыкновенными, поражавшими воображение судьбами, узлом рассказа становится одно из ряда вон выходящее событие. Очень важна мысль о том, что человек может заслужить оправдание в миру, не в веригах подвижничества, а в семье, в родственной любви (повесть об Ульяне Осоргиной).
|
Первые опыты книжного стихотворства возникают как осознанный противопоставленный способ организации письменной речи. Это обусловлено ломкой прежних отношении высокой словесностью. Письменность начинает фиксировать народные формы стиха - раешник (Иванец Фуников "Послание дворянина дворянину") и тонику. Поэзия появляется, так как Алексей Михайлович запретил скоморохов, и фольклор постепенно уходит из города. Московские поэты предпочитали силлабизим (парная рифма).
Рождается литературный регионализм. Окраины (прежде всего Сибирь и Дон) включаются в литературное движение. У истоков стоял архимандрит Хутымского монастыря, Киприан Старорусенков (первый Тобольский архиепископ) но вая епархия еще не обзавелась собственными святыми. Киприан обратился к фигуре Ермака, решив предать ей черты православного просветителя Сибири. Рассказывается в литературе окраин о восстаниях местных племен и их нападении на сибирские города. Здесь пропагандируется та же идея борьбы христиан и язычников ("Повесть об Азовском смирении").
Первый опыт романа. Освобождаясь от связи с церковным обрядом, проза 17 века превращается в свободное повествование ("Повесть о Савве Грудцине", "Слово и сказание о некоем купце"). Повести о купцах - особый жанр, разновидность, они гораздо свободнее от этикета, чем повести о князьях и воеводах. Здесь нередки романтические элементы: путешествия с бурями и кораблекрушениями, похищение детей, испытание верности жены. Бес в роли слуги. Не чужды сказочные ситуации. В течение всего 17 века были популярны переводные рыцарские романы. Рыцарский роман не поучал, а развлекал. Расслоение общества влекло за собой расслоение культуры. Возникает: с одной стороны - придворная поэзия и придворный театр, с другой - анонимная и близкая к фольклору письменность городского плебса. "Калязинская челобитная" написана в форме жалобы братии на своего архимандрита Гавриила. Картины жизни монастыря рисуются с определенной сатирической целью: обличить чернецов, который пьют вместо того, чтобы соблюдать устав обители. Православие считало смех греховным, таким образом смех выражал оппозицию официальной литературе. Здесь свое богослужение в кабаке. Звонят не в колокола, а в чарки. Пост и молитва заменены обжорством и пьянством. Мечтают о стране, где всего вдоволь и все доступно.
Среди новых жанров - новелла. Ее художественное пространство - городская жизнь. Материал из бытовой сферы. Через новеллистический жанр РЛ овладевает бытом. Новелла отказывается от обсуждения добра и зла. Побеждает не тот, кто благочестив, а тот кто удал и удачлив. Смех отмена всех социальных перегородок. Родоначальник московского барокко - Симеон Полоцкий.
Процесс <обмирщения> древнерусской литературы сказался в трансформации такого устойчивого жанра, как житие. Его каноны, прочно закрепленные макарьевскими <Четьими-Минеями>, разрушаются вторжением бытовых реалий, фольклорной легенды еще с XV столетия, о чем свидетельствуют жития Иоанна Новгородского, Михаила Клопского. В XVII в. житие Постепенно превращается в бытовую повесть, а затем становится автобиографией- исповедью. Изменения традиционного жанра жития ярко прослеживаются в <Повести о Юлиании Лазаревской>. Эта повесть является первой в древнерусской литературе биографией женщины-дворянки. Положительный характер русской женщины раскрывается в обыденной обстановке богатой дворянской усадьбы. в <Повести о Юлиании Лазаревской> тесно переплетаются элементы бытовой повести с элементами житийного жанра, но преобладающее место явно уже начинают занимать бытовые повествовательные элементы. <Повесть о Юлиании Лазаревской> - свидетельство нарастания в обществе и литературе интереса к частной жизни человека, его поведению в быту. Эти реалистические элементы, проникая в жанр жития, разрушают его и способствуют постепенному его превращению в жанр светской биографической повести.
Жанры исторического повествования (историческая повесть, сказание) в XVII в. претерпевают значительные изменения. Их содержание и форма подвергаются демократизации. Исторические факты постепенно вытесняются художественным вымыслом, все большую роль в повествовании начинают играть занимательный сюжет, мотивы и образы устного народного творчества.(« Повесть об азовском осадном сидении донских казаков»).
Литература второй половины XVII века. Новый этап развития древнерусской литературы начинается после церковной реформы Никона в 1653 г. и исторического воссоединения Украины с Россией в 1654 г. Следствием интенсивного сближения России со странами Западной Европы явилось проникновение в древнерусскую культуру многочисленных элементов культуры европейской. Идет острая борьба сторонников византийско-греческой и латинско-польской образованности. Начинается процесс дифференциации художественной литературы, ее вычленения из письменности исторической и религиозно-дидактической. Постепенно прекращают свое существование летописи, сохраняясь только на периферии (<Сибирские летописи>), видоизменяются до неузнаваемости исторические повести, житие становится бытовой повестью и автобиографией. Появляются бытовые повести с вымышленными сюжетами и героями, развивается демократическая сатира; возникают драма и театр, широкое развитие получает силлабическая поэзия; меняется характер переводной литературы. Процесс пробуждения сознания личности находит отражение в появившемся во второй половине XVII в. новом жанре бытовой повести. Его появление связано с новым типом героя, заявившего о себе как в жизни, так и в литературе. В бытовой повести ярко отразились изменения, происшедшие в сознании, морали и быте людей, та борьба <старины> и <новизны> переходной эпохи, которая пронизывала все сферы личной и общественной жизни. (Повесть о горе и злосчастии, повесть о Савве Грудцыне (тематически примыкает к повести «О Горе и злосчастии», Повесть о Фроле Скобееве) Центральная тема повести - тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью. Источник этого неповиновения - не дьявол-искуситель, как толковала Библия, а сам человек. Такая трактовка библейского сюжета говорит о новом миропонимании, сложившемся у автора: причина преступления человеком заповеди смирения, покорности - в нем самом, в его характере, а не результат воздействия потусторонних сил. В литературу на смену исторической личности приходит вымышленный герой, в характере которого типизированы черты целого поколения переходной эпохи. Повесть о Карпе Сутулове - Эта повесть является связующим звеном жанра бытовой и сатирической повести. В этом
произведении сатира начинает занимать преобладающее место. Сатирическому обличению подвергается распутное поведение духовенства и именитого купечества. (Повествование о незадачливых любовных похождениях архиепископа, попа и купца). Одним из самых примечательных явлений литературы второй половины XVII в. является оформление и развитие сатиры как самостоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой социальной жизни того времени. русская действительность <бунташного> XVII столетия была той почвой, на которой возникла сатира. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодально-крепостнического общества: несправедливый и продажный суд; социальное неравенство; безнравственная жизнь монашества и духовенства, их лицемерие, ханжество и корыстолюбие; <государственная система> спаивания народа через <царев кабак>.(Повесть о шемякином суде, повесть о Ерше Ершовиче (критика воеводского суда)).
Во второй половине XVII в. историческая повесть постепенно утрачивает историзм, приобретая характер любовно-приключенческой новеллы, которая служит затем основой для развития авантюрно-приключенческого любовного романа. Главное внимание переносится на личную жизнь человека, возникает интерес к морально-этическим, бытовым вопросам. Показательны в этом отношении повести о начале Москвы В XVII в. усиливаются экономические и культурные связи Русского государства с Западной Европой. Большую роль в этом сыграло воссоединение Украины с Россией в 1654 г. Если ранее переводились главным образом произведения религиозно-догматического, дидактического и исторического содержания, то теперь внимание переводчиков обращено на произведения европейской литературы позднего средневековья: рыцарский роман, бюргерскую бытовую и плутовскую новеллу, авантюрно-приключенческую повесть, юмористические рассказы, анекдоты (с польского: Великое зерцало, Римские деяния). Старообрядческая литература (житие протопопа Аввакума, повесть о житии боярыни Морозовой).
Одним из важных факторов истории русской литературы XVII в. было появление и развитие книжной поэзии. Возникновение книжной поэзии относится к первой трети XVII
в. и связано с усилением роли городов в культурной жизни страны и стремлением передовых слоев русского общества освоить достижения европейской культуры, а также, по мнению А. М. Панченко, ослаблением роли фольклора. Русский речевой стих опирается, с одной стороны, на декламационный стих скоморохов, а с другой - использует опыт украинско-польской силлабической поэзии. Досиллабические вирши встречаются в сказании Авраамия Палицына. В первой трети 17 в. уже появляются силлабические вирши (вначале в жанре послания)Силлабические вирши начинают использоваться в описаниях
гербов, в <Царском титулярнике> 1672 г., в надписях на иконах, лубочных картинках. Большую роль в развитии силлабической поэзии сыграло творчество Симеона Полоцкого и его учеников Сильвестра Медведева и Кариона Истомина. В последней трети XVII столетия возникает первый в России придворный театр, появление которого дало толчок становлению и развитию нового рода литературы - драмы.
Литература:
1. Кусков В.В. История древнерусской литературы.5-7-е изд. / Под ред. Д.С. Лихачева. - М., 1989; 2002.
2. Васильев В.К. Сюжетная типология русской литературы ХI – ХVII веков. (Архетипы русской культуры.) Учеб. пособие. Красноярск, 2006.