ХVII век и его значение в историко-литературном процессе.




Возникновение русской литературы тесно связано с процессом формирования раннефеодального государства. Подчиненная политическим задачам укрепления основ феодального строя, она по-своему отразила различные периоды развития общественных и социальных отношений на Руси XI-XVII вв. Древнерусская литература-это литература формирующейся великорусской народности, постепенно складывающейся в нацию. По установившейся традиции в развитии древнерусской литры выделяют три основных этапа, связанных с периодами развития Русского государства:


I. Литра древнерусского государства XI - первой половины XIII вв. Литру этого периода часто именуют литрой Киевской Руси.
II. Литра периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение северо-восточной Руси (вторая половина XIII -первая половина XV вв.).
III. Литра периода создания и развития централизованного Русского государства (XVI-XVII вв.).


В развитии литературы в 17 в. можно выделить 2 периода: первый - с начала века до середины 60-х годов (историческими вехами являются церковная реформа Никона /1653/ и воссоединение Украины с Россией /1654/)и второй - с середины 60-х годов до конца ХVII-первой трети XVIII века - собственно переходный от литературы древней к литературе нового времени. Начало XVII века знаменуется бурными историческими событиями - первая Крестьянская война и борьба русского народа с интервенцией польских и шведских феодалов. Со смертью царя Федора Иоанновича династия Ивана Калиты прекращает свое существование. На престол восходит Борис Годунов. Продолжает политику Грозного. Укрепление централизованной власти, дальнейшее закрепощение крестьян, их экономический гнёт => массовые крестьянские волнения, крестьянская война под управлением Ивана Болотникова. Потом на престоле Лжедмитрий - низвергнут. Потом Василий Шуйский. Он предпринимает решительные меры для подавления народного антифеодального движения под руководством Ивана Болотникова. в это время Польско-литовские и шведские феодалы выдвигают еще одного претендента на Московское царство - Лжедмитрия II. В 1609 г. Король Сигизмунд III начинает открытую интервенцию и осаждает Смоленск. Шведские феодалы пытаются овладеть Псковом и Новгородом. Польско-шведская интервенция подняла мощную волну национального освободительного движения. Глава патриотического движении - Минин. Бурные события начала XVII столетия, получившие у современников название <смуты>

нашли широкое отражение в литературе. Литература приобретает исключительно злободневый публицистический характер, оперативно откликаясь на запросы времени, отражая интересы различных социальных групп, участвующих в борьбе. в литературных

произведениях пропагандируются определенные идеи для достижения конкретных действенных целей - агитационная литература. Среди повестей, отразивших события 1604-1613 гг., можно выделить произведения, которые выражают интересы правящих

боярских верхов. Такова <Повесть 1606 года> - публицистическое произведение, созданное монахом Троице-Сергиева монастыря. Повесть активно поддерживает политику боярского царя Василия Шуйского, пытается представить его всенародным избранником, подчеркивая единение Шуйского с народом. Повести 1606 года (впоследствии переработанной в «Иное сказание») противостоят повести, отражающие интересы дворянства и посадских торгово-ремесленных слоев населения.(«Новая повесть о преславном российском царстве», «Плач о пленении и конечном разорении московского государства», «Повесть о преставлении князя Михаила Васильевичв Скопина-Шуйского»

- антибоярские настроения, прославление народных героев, богатырей, всего народа.17 век называли «бунташным веком». Литература приобретает бунтарный характер. Теперь литературой занимается не только духовенство, но и миряне различных сословий. Агитационная письменность - это ораторская проза со всеми присущими ей чертами - ритмизация, апелляция к чувствам слушателя. Смута дала новую жизнь такому традиционному иерархическому жанру как введение. Введение - разновидность религиозной легенды. Имеет три сюжетных узла: прегрешение - покаяние - спасение. Но здесь все художественно пространство заполняет покаяние. Освободительные мотивы. Открытие характера. Авторы 17 века уже не считают доброе и злое чем-то изначальным и вечным. Изменчивость характера не смущает писателя, он доискивается причин таковой изменчивости. Индивидуальная авторская позиция свойственна многим, тенденция к самовыражению (Иван Тимофеев, Авраамий Полиции - дьяк и монах). Ни одно сословие не монополизирует литературу.

Расширение социального круга персонажей. Подвиги благочестия заменялись необыкновенными, поражавшими воображение судьбами, узлом рассказа становится одно из ряда вон выходящее событие. Очень важна мысль о том, что человек может заслужить оправдание в миру, не в веригах подвижничества, а в семье, в родственной любви (повесть об Ульяне Осоргиной).

Первые опыты книжного стихотворства возникают как осознанный противопоставленный способ организации письменной речи. Это обусловлено ломкой прежних отношении высокой словесностью. Письменность начинает фиксировать народные формы стиха - раешник (Иванец Фуников "Послание дворянина дворянину") и тонику. Поэзия появляется, так как Алексей Михайлович запретил скоморохов, и фольклор постепенно уходит из города. Московские поэты предпочитали силлабизим (парная рифма).

Рождается литературный регионализм. Окраины (прежде всего Сибирь и Дон) включаются в литературное движение. У истоков стоял архимандрит Хутымского монастыря, Киприан Старорусенков (первый Тобольский архиепископ) но вая епархия еще не обзавелась собственными святыми. Киприан обратился к фигуре Ермака, решив предать ей черты православного просветителя Сибири. Рассказывается в литературе окраин о восстаниях местных племен и их нападении на сибирские города. Здесь пропагандируется та же идея борьбы христиан и язычников ("Повесть об Азовском смирении").

Первый опыт романа. Освобождаясь от связи с церковным обрядом, проза 17 века превращается в свободное повествование ("Повесть о Савве Грудцине", "Слово и сказание о некоем купце"). Повести о купцах - особый жанр, разновидность, они гораздо свободнее от этикета, чем повести о князьях и воеводах. Здесь нередки романтические элементы: путешествия с бурями и кораблекрушениями, похищение детей, испытание верности жены. Бес в роли слуги. Не чужды сказочные ситуации. В течение всего 17 века были популярны переводные рыцарские романы. Рыцарский роман не поучал, а развлекал. Расслоение общества влекло за собой расслоение культуры. Возникает: с одной стороны - придворная поэзия и придворный театр, с другой - анонимная и близкая к фольклору письменность городского плебса. "Калязинская челобитная" написана в форме жалобы братии на своего архимандрита Гавриила. Картины жизни монастыря рисуются с определенной сатирической целью: обличить чернецов, который пьют вместо того, чтобы соблюдать устав обители. Православие считало смех греховным, таким образом смех выражал оппозицию официальной литературе. Здесь свое богослужение в кабаке. Звонят не в колокола, а в чарки. Пост и молитва заменены обжорством и пьянством. Мечтают о стране, где всего вдоволь и все доступно.

Среди новых жанров - новелла. Ее художественное пространство - городская жизнь. Материал из бытовой сферы. Через новеллистический жанр РЛ овладевает бытом. Новелла отказывается от обсуждения добра и зла. Побеждает не тот, кто благочестив, а тот кто удал и удачлив. Смех отмена всех социальных перегородок. Родоначальник московского барокко - Симеон Полоцкий.

Процесс <обмирщения> древнерусской литературы сказался в трансформации такого устойчивого жанра, как житие. Его каноны, прочно закрепленные макарьевскими <Четьими-Минеями>, разрушаются вторжением бытовых реалий, фольклорной легенды еще с XV столетия, о чем свидетельствуют жития Иоанна Новгородского, Михаила Клопского. В XVII в. житие Постепенно превращается в бытовую повесть, а затем становится автобиографией- исповедью. Изменения традиционного жанра жития ярко прослеживаются в <Повести о Юлиании Лазаревской>. Эта повесть является первой в древнерусской литературе биографией женщины-дворянки. Положительный характер русской женщины раскрывается в обыденной обстановке богатой дворянской усадьбы. в <Повести о Юлиании Лазаревской> тесно переплетаются элементы бытовой повести с элементами житийного жанра, но преобладающее место явно уже начинают занимать бытовые повествовательные элементы. <Повесть о Юлиании Лазаревской> - свидетельство нарастания в обществе и литературе интереса к частной жизни человека, его поведению в быту. Эти реалистические элементы, проникая в жанр жития, разрушают его и способствуют постепенному его превращению в жанр светской биографической повести.

Жанры исторического повествования (историческая повесть, сказание) в XVII в. претерпевают значительные изменения. Их содержание и форма подвергаются демократизации. Исторические факты постепенно вытесняются художественным вымыслом, все большую роль в повествовании начинают играть занимательный сюжет, мотивы и образы устного народного творчества.(« Повесть об азовском осадном сидении донских казаков»).

Литература второй половины XVII века. Новый этап развития древнерусской литературы начинается после церковной реформы Никона в 1653 г. и исторического воссоединения Украины с Россией в 1654 г. Следствием интенсивного сближения России со странами Западной Европы явилось проникновение в древнерусскую культуру многочисленных элементов культуры европейской. Идет острая борьба сторонников византийско-греческой и латинско-польской образованности. Начинается процесс дифференциации художественной литературы, ее вычленения из письменности исторической и религиозно-дидактической. Постепенно прекращают свое существование летописи, сохраняясь только на периферии (<Сибирские летописи>), видоизменяются до неузнаваемости исторические повести, житие становится бытовой повестью и автобиографией. Появляются бытовые повести с вымышленными сюжетами и героями, развивается демократическая сатира; возникают драма и театр, широкое развитие получает силлабическая поэзия; меняется характер переводной литературы. Процесс пробуждения сознания личности находит отражение в появившемся во второй половине XVII в. новом жанре бытовой повести. Его появление связано с новым типом героя, заявившего о себе как в жизни, так и в литературе. В бытовой повести ярко отразились изменения, происшедшие в сознании, морали и быте людей, та борьба <старины> и <новизны> переходной эпохи, которая пронизывала все сферы личной и общественной жизни. (Повесть о горе и злосчастии, повесть о Савве Грудцыне (тематически примыкает к повести «О Горе и злосчастии», Повесть о Фроле Скобееве) Центральная тема повести - тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью. Источник этого неповиновения - не дьявол-искуситель, как толковала Библия, а сам человек. Такая трактовка библейского сюжета говорит о новом миропонимании, сложившемся у автора: причина преступления человеком заповеди смирения, покорности - в нем самом, в его характере, а не результат воздействия потусторонних сил. В литературу на смену исторической личности приходит вымышленный герой, в характере которого типизированы черты целого поколения переходной эпохи. Повесть о Карпе Сутулове - Эта повесть является связующим звеном жанра бытовой и сатирической повести. В этом

произведении сатира начинает занимать преобладающее место. Сатирическому обличению подвергается распутное поведение духовенства и именитого купечества. (Повествование о незадачливых любовных похождениях архиепископа, попа и купца). Одним из самых примечательных явлений литературы второй половины XVII в. является оформление и развитие сатиры как самостоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой социальной жизни того времени. русская действительность <бунташного> XVII столетия была той почвой, на которой возникла сатира. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодально-крепостнического общества: несправедливый и продажный суд; социальное неравенство; безнравственная жизнь монашества и духовенства, их лицемерие, ханжество и корыстолюбие; <государственная система> спаивания народа через <царев кабак>.(Повесть о шемякином суде, повесть о Ерше Ершовиче (критика воеводского суда)).

Во второй половине XVII в. историческая повесть постепенно утрачивает историзм, приобретая характер любовно-приключенческой новеллы, которая служит затем основой для развития авантюрно-приключенческого любовного романа. Главное внимание переносится на личную жизнь человека, возникает интерес к морально-этическим, бытовым вопросам. Показательны в этом отношении повести о начале Москвы В XVII в. усиливаются экономические и культурные связи Русского государства с Западной Европой. Большую роль в этом сыграло воссоединение Украины с Россией в 1654 г. Если ранее переводились главным образом произведения религиозно-догматического, дидактического и исторического содержания, то теперь внимание переводчиков обращено на произведения европейской литературы позднего средневековья: рыцарский роман, бюргерскую бытовую и плутовскую новеллу, авантюрно-приключенческую повесть, юмористические рассказы, анекдоты (с польского: Великое зерцало, Римские деяния). Старообрядческая литература (житие протопопа Аввакума, повесть о житии боярыни Морозовой).

Одним из важных факторов истории русской литературы XVII в. было появление и развитие книжной поэзии. Возникновение книжной поэзии относится к первой трети XVII

в. и связано с усилением роли городов в культурной жизни страны и стремлением передовых слоев русского общества освоить достижения европейской культуры, а также, по мнению А. М. Панченко, ослаблением роли фольклора. Русский речевой стих опирается, с одной стороны, на декламационный стих скоморохов, а с другой - использует опыт украинско-польской силлабической поэзии. Досиллабические вирши встречаются в сказании Авраамия Палицына. В первой трети 17 в. уже появляются силлабические вирши (вначале в жанре послания)Силлабические вирши начинают использоваться в описаниях

гербов, в <Царском титулярнике> 1672 г., в надписях на иконах, лубочных картинках. Большую роль в развитии силлабической поэзии сыграло творчество Симеона Полоцкого и его учеников Сильвестра Медведева и Кариона Истомина. В последней трети XVII столетия возникает первый в России придворный театр, появление которого дало толчок становлению и развитию нового рода литературы - драмы.

 

Литература:

1. Кусков В.В. История древнерусской литературы.5-7-е изд. / Под ред. Д.С. Лихачева. - М., 1989; 2002.

2. Васильев В.К. Сюжетная типология русской литературы ХI – ХVII веков. (Архетипы русской культуры.) Учеб. пособие. Красноярск, 2006.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: