Формирование города и его жизнь до распада Советского Союза




 

А 9 марта 1972 года Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Нижневартовск получил статус города окружного подчинения и административного центра Нижневартовского района, который раскинулся на площади в 120 тысяч квадратных километров.

В конце 70-х - начале 80-х началось постепенное истощение нефтяных пластов Башкортостана и Татарстана. В связи с этим центр нефтедобывающей промышленности был перемещён в Западную Сибирь. В те годы в Нижневартовск переселилось огромное количество специалистов-нефтяников со своими семьями. Большая часть переселенцев были татарами и башкирами. В конце 70-х годов треть всей добываемой в стране нефти была самотлорского происхождения. Наибольшее количество нефти на Самотлорском месторождении было добыто в 1980 году: более 158 тонн.

Об том, как повлияли на население успехи в развитии города, можно узнать из книги Кузьминой А.С. «Мой Нижневартовск». В те времена слово «труд» было синонимом слова «борьба». Боролись за право быть первыми, нести Почетную вахту. Огромным событием стала в 1978 г. добыча первой миллиардной тонны нефти.

год - Добыт первый миллиард тонн нефти

год - Добыто 2 миллиарда тонн нефти

год - Добыто 3 миллиарда тонн нефти

год - Добыто 4 миллиарда тонн нефти

год - Добыто 5 миллиарда тонн нефти

Эти события очень хорошо освещались в прессе, в периодических изданиях.

Таким образом, следует отметить, что добыча нефти только набирала свои обороты. В 1985 году Нижневартовск посетил М. С. Горбачёв. В конце 80-х - начале 90-х годов в стране началось духовное возрождение. Повсюду стали восстанавливать разрушенные храмы и монастыри, строить новые святыни. В 1989 году в Нижневартовске официально была открыта православная община. В начале 90-х собственную общину организовали и мусульмане. В 1993 году было начато возведение храма Рождества Христова.

В октябре 1972 года было открытое воздушное сообщение между молодым городом и столицей. С 1975 по 1976 год проходило строительство железнодорожной ветки, соединившей Нижневартовск с Сургутом. С 1975 года в городе проводится ежегодный фестиваль «Самотлорские ночи». С 1985 года появилась традиция праздновать татарский праздник Сабантуй. В 1980 году было открыто регулярное железнодорожное сообщение между Свердловском и Нижневартовском. Строительство здания нового вокзала продолжалось более двадцати лет и завершилось только в начале 2000-х годов.

В соответствии с Конституцией СССР, принятой 7 октября 1977 года, Ханты-Мансийский национальный округ получил статус автономного и стал именоваться Ханты-Мансийским автономным округом.

Нижневартовский район в условиях крайне противоречивой и нестабильной социально-политической и экономической обстановки, смены социально-политических полюсов, кризисным состоянием самой нефтедобычи, которую в условиях экономической нестабильности 1990 - 1991 гг. было невыгодно развивать, сумел сохранить промышленность, превратившись в привлекательный для иностранных инвестиций регион. В начале 1990-х гг. здесь работали шесть акционерных обществ: «Нижневартовскнефтегаз», «Черногорнефть», «Мегионнефтегаз», «Варьеганефтегаз», «ЛУКойл-Лангепаснефттегаз», «Томскнефть». Утилизацию газа осуществляли «Нижневартовский», «Белозерный», «Локосовский» и «Варьеганский» газоперерабатывающие заводы, ставших базой российской экономики.1

- «Мой Нижневартовск» Экскурсионный историко-краеведческий путеводитель, автора А.С. Кузьмина,

Историко-краеведческий путеводитель, составленный автором А.С. Кузьминой рассказывает о культурном развитии города. В конце 80-х - начале 90-х годов в стране началось духовное возрождение. Повсюду стали восстанавливать разрушенные храмы и монастыри, строить новые святыни. В 1989 году в Нижневартовске официально была открыта православная община. В начале 90-х собственную общину организовали и мусульмане.

 


 

Заключение

 

В ходе проделанной работы цель была достигнута, мною был рассмотрен историографический материал по периоду с середины XVIII в. вплоть до 1991 г.

Города - это большие организмы, которые рождаются и умирают. И хотя строятся они по самым современным по замыслу планам, их не обходят серьезные проблемы. Одна из неурядиц нравственного плана - проблема историчности города, историчности его населения. Патриоты ли мы своего города? Прародители дали название городу, а знаем ли мы, что это означает? Давая название улице, с любовью ли мы это делаем?

Увы, мы оказались равнодушны и слишком наивны. Чувство патриотизма оказывается реально существующим, живущим там, где население насчитывает десять поколений предков. Оно не успевает сформироваться за одно-два поколения.

Позволительно ли предавать забвению историю своего государства, города, своей родной деревеньки или историю семьи? Нам необходимо уважительно и трепетно относиться к наследию предков. Ведь завтра и мы сами станем историей. Любой населенный пункт имеет право на свой день рождения, но не нужно путать с днем придания ему какого-либо статуса.

В целом Нижневартовск прошел сложный исторический путь, особенно в ХХ столетии, отразив тенденции развития Российского государства и СССР. Вместе с тем для города характерны природно-климатические, географические, демографические особенности, которые сказались на многих процессах, таких, как модернизация, советизация, освоение нефтегазовых ресурсов.

Долгое время облик района оставался традиционным, с преобладанием соответствующих форм хозяйствования. Для государства с XVII до первой трети ХХ вв. Нижневартовск оставался поставщиком пушнины и рыбы. Советская модернизация, развернувшаяся под воздействием принудительных миграций, привела к появлению новых отраслей в экономике края, а в годы Великой Отечественной войны село, как и округ в целом, стали основным поставщиком рыбы. Послевоенное двадцатилетие характеризовалось преодолением трудностей рыбного, сельского хозяйства, все ресурсы для поступательного развития которых были исчерпаны.

Обнаружение нефти и газа дало новый импульс развитию города, который стал превращаться в индустриальный, имея нефтеносную основную - Самотлор. В 1970-1980-х гг. модернизационные процессы охватили город.

Переходный период 1990-х гг. обнаружил весь комплекс проблем, десятилетиями накапливавшихся в районе. Только тогда начали предприниматься меры, стимулирующие его развитие.

 


 

Список литературы

 

1)Азарова Т. Лучшие = The Best: люди. События. Факты. Москва, 2009. 348 С.

)Алексеева Л.В. История Нижневартовского района. Екатеринбург, 2013. 334 С.

)Алексеева Л.В. Ханты-Мансийский автономный округ в первое десятилетие (декабрь 1930 г. - июнь 1941 г.). Ханты-Мансийск, 2008. 193 С.

)Алексеева Л.В. Ханты-Мансийский автономный округ в первое десятилетие (декабрь 1930 г. - июнь 1941 г.). Ханты-Мансийск, 2008. 193 С.

)Бакулин В.В. География Тюменской области. Екатеринбург, 1996. 235 С.

) Баранов Н.Н. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до конца ХХ века. Екатеринбург, 1999. 299 С.

)Батуев Г. И. Мегион. Липецк, 2012. 52 С.

)Брагина Е.М. Набокова Л.В. История школы в истории судеб: история развития системы образования в воспоминаниях и личных документах жителей Ханты-Мансийского автономного округа, 1930-2004 гг. сборник документов. Екатеринбург, 2004. 333 С.

)Буцинский П. Н. К истории Сибири. Тюмень, 2003. 365 С.

)Великопольский С. Д. Чудо XX. Тюмень, 2002. 301 С.

)Города Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX в. - Ч. 1: Население. Экономика. 2003. 359 С.

)Двенадцатая студенческая научная конференция Нижневартовского государственного гуманитарного университета, г. Нижневартовск, 1-30 апреля 2010 года: тезисы докладов. Нижневартовск, 2010. 324 С.

)Ивонин А. Р. Города Западной Сибири в последней четверти XVIII - начале 60-х гг. XIX вв. Барнаул, 2009. 150 С

)Косарев М.Ф. Западная Сибирь в древности, 1984. 245 С.

)Крашенинников В.Г. География водного транспорта СССР: (Обзор по бассейнам) Конспект лекций Ч. 1- /Ленингр. водного транспорта. Л., 1967.

)Кузьмина А.С. Мой Нижневартовск. Екатеринбург, 2000. 119 С.

)Лагунов К.Я. Жаркий север. Москва, 1976. 80 С.

)Майорова О.А. Город Нижневартовск основали мы. Нижневартовск, 1997. 80 С.

)Материалы 2-х краеведческих чтений "Мира не узнаешь, не зная края своего". Нижневартовск, 1998. 86 С.

)Нижневартовск = Niznevartovsk: [Ист. очерк] 25-летию города посвящается. Нижневартовск, 1997. 40 С.

)Сажаева Л.Д. Моя судьба в истории Югры: история развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югрфы в воспоминаниях его жителей, 1930-2005 гг. сборник документов. Тюмень, 2005. 414 С.

)Салмин В.Д. Город на заре: О тех, кто создавал Нижневартовск и прославил его. Тюмень, 2000. 213 С.

)Самотлор. 50 лет. URL: https://www.samotlor-50.ru/fakt/ (дата обращения: 21.04.2014.).

)Скубневский В. А. Города Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX в. Барнаул, 2003. 20 С.

)Соколова Е.Б. Новые города Западной Сибири. М., 1986. 27 С.

)Солодкин Я.Г. Западная Сибирь: история и современность: краеведч. зап. Вып. XI Омск, 2011. 347 С.

)Толочко А.П. История Западной Сибири в дореволюционный период. Омск, 1988. 85 С.

)Фарносова В. В. Березово: история и современность. Тюмень, 2003. 253 С.

)Шепелева В.Б. История Западной Сибири в советский период. Омск, 1988. 132 С.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: