Что же считает Данте, конечной целью усилий разумных политиков? Порядок, который обеспечивает мир и благополучие подданных, наилучшие условия для всеобщего благоденствия. Такая цель звучит явно гуманистически, ориентируясь на "блаженство здешней жизни". Но утопичны развиваемые трактатом средства, якобы ведущие к этой цели. Среди них широко бытовавшая в средние века и перешедшая в новое время иллюзия мудрого монарха, олицетворения права, справедливости и свободы.
Весьма условны на современный взгляд те доводы, которым посвящена вторая часть трактата. Здесь идет речь о провиденциалистской избранности Рима на верховную роль в судьбе человечества. Но само прославление античного государства овеяно новизной. Это суждение контрастно догматическому взгляду на греховность всего язычества. Версии теологов об античном Риме как колыбели антихриста Данте противопоставляет благотворность Римской империи, в пределах которой свершилась искупительная жертва Христа.
Наконец, последняя часть трактата посвящена, как подчеркивает автор, наиболее спорному вопросу. Он спорен не потому, что сложно доискаться истины, а потому, что римские первосвященники, их алчные ставленники-церковнослужители и крючкотворы-канонисты умышленно не дают истине стать достоянием большинства. Эта часть трактата последовательно развенчивает обычные Доводы в пользу папского приоритета на основании требований разума, здравого смысла и богатой юридической эрудиции. Правовые аргументы Данте использует для ниспровержения законности пресловутого "Константинова дара":
26 Данте Алигьери. Монархия, I, 2, 6-7 // Указ. соч. С 305
27 Голенищев-Кутузов И. Н. Данте и предвозрождение // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967. С. 80.
|
Я говорю, что доказательство не имеет силы, ибо Константин не мог отчуждать права и владения империи, а церковь принимать их Никому не дозволено, основываясь на вверенной ему должности, делать то, что этой должности противоречит Империя есть правовое установление, охватывающее всю область светского права, следовательно, она предшествует тому, кто осуществляет ее власть, то есть императору, ибо он предназначен для нее, а не наоборот Отсюда очевидно, что император в той мере, в какой он является императором, изменять установленный порядок не может, ибо от империи получает он свою власть 28
Нетрудно заметить элементы умозрительности в форме рассуждения. Но в этих схоластикой разработанных способах доказательства звучат доводы человека, по-новому осмысливающего опыт предшествующих споров. И он вместе с читателем вправе сделать вывод "Итак, посредством приведенных выше аргументов было достаточно доказано от противного, что власть империи вовсе не зависит от церкви" 29.
Такая степень определенности вывода не означала все же конца полемики. Спустя несколько лет после смерти Данте доминиканец Гвидо Вернани сочинил "Опровержение "Монархии", написанной Данте" Называя автора еретиком, монах отвергает все три ведущие идеи трактата, осужденного церковью на сожжение в 1329 г. И этот приговор, и письменное опровержение - свидетельства действенности "Монархии" "Негодование церковника великолепно оттеняет прогрессивный смысл дантовского трактата. Подтверждается глубокая связь политических утопий поэта с реальными конфликтами его страны и эпохи" 30.
|
И еще одно суждение авторитетного знатока творчества Данте "Летучая огненная публицистика писем Данте была рассчитана на непосредственный эффект. "Монархия" своей тяжелой основательностью крепила полемическое действие писем. В литературе, сопровождавшей вековой спор между империей и папством, "Монархия" наряду с "Защитником мира" Марсилия Падуанского занимает одно из самых видных мест" 31
Есть определенная преемственность идей между отмеченными трактатами. Марсилий из Падуи (между 1275 и 1280-1343) - младший современник Данте - принадлежал к левому крылу францисканцев Место умершего в 1313 г Генриха VII в его политической концепции занял Людвиг Баварский, претендент на императорский трон с 1314 г. В его поддержку наряду с памфлетами Уильяма Оккама написан трактат "Защитник мира" (1324).
28 Данте Алигьери Монархия, III, 10, 5, 10-11 // Указ соч. С 353-354
29 Там же, III, 15, 10 С 360
30 Баткин Л М Рецензия на кн: Маттеини Н. Первый политический оппонент Данте: Гвидо Вернани из Римини Падуя 1958 // Средние века Вып 22 М, 1962 С 254
31 Дживелегов А К Указ соч С 246
Это довольно громоздкое произведение значительно превосходит по объему "Монархию" и относится более к теории политики, чем собственно к публицистике. И все же есть сведения о том, что, укрепляя фронт сторонников при очередном конфликте с папой, императорская канцелярия прилагала к рассылавшейся по городам декларации дружественных Людвигу курфюрстов и текст "Защитника мира" 32
|
Это произведение развивает светскую теорию государства. На смену "божественных установлении" приходит теория народовластия, восстанавливающая основные идеи аристотелевской "Политики" Одна из ведущих мыслей трактата - правитель получает власть не от высших сил, а от гражданского сообщества, перед которым он и несет ответственность Народу принадлежит и высшее право законодательства и суда над поправшим законы монархом. В главе XVIII первой части трактата подробно разбираются различные меры воздействия на правителя. Эти меры должны предотвратить его превращение в тирана, а тем самым предупредить и неизбежное возмущение против него народа Средством урегулирования подобных конфликтов Марсилий считает детально разработанный законодательный кодекс 33.
В этих идеях исследователи видят отражение конкретной истории итальянских городов-коммун с их политической эмансипацией и многообразным политическим творчеством. "Марсилий являлся идеологом итальянского пополанства, причем наиболее передовым его представителем Это подтверждается его государственно-правовой теорией и связью ее с конкретной действительностью городов-коммун Северной Италии"34
По теории Марсилия, церковь обязана всецело подчиняться общечеловеческим законам Она трактуется уже не вершителем, и даже не соперником, а объектом светской политической власти. И папство "создано не богом непосредственно, а человеческой волей и духом, подобно другим должностям в государстве"35 По словам дореволюционного русского историка государства и права, "это было самое существенное возражение не только против всех светских притязаний (церкви - В У), но против всего средневекового порядка, в котором церковному союзу давалось слишком обширное значение"36
Такой приговор выносил в лице Марсилия не только передовой мыслитель и публицист - его выносило время. И хотя Людвиг Баварский, поддержанный в своей борьбе с папством яркими публицистами, вынужден был еще идти на компромиссы с римским первосвященником, историческая роль церкви как высшей идеологической санкции в Европе шла к концу. Наступала эпоха гуманизма.
32 См Петрункевич А. Кола ди Риенцо СПб, 1909 С 22
33 Магs11u s vоn Padua. Der Vertreidiger des Fnedens Berlin, 1958. Bd 1 S 221-227
34 Баранов В Ф Политическое учение Марсилия Падуанского и его связь = коммунальным движением Северной и Средней Италии С 136
35 Там же С 135
36 Чичерин Б. История политических учений В 5 т М, 1903 Ч 1 С 254.
2. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫВ КУЛЬТУРЕ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
...Тебя, канцона,
Приветят дружно те,
Что о добре пекутся к чести мира,
Так будь на высоте,
Иди, взывая: "Мира! Мира! Мира!"