Андрей (Генрих) Карлович Шторх (1766-1835) – член-корреспондент (с 1796 г.), ординарный академик (с 1804 г.), вице-президент Академии наук (с 1830 г.).
По поручению Александра I, а затем Николая I А. Шторх принимал участие в работе разных правительственных комитетов. Участвовал в составлении и выпуске «Систематического обозрения литературы в России 1801 – 1806 гг.», которое положило начало российской книжной статистике.
В своей ранней работе «Историко-статистическая картина Российского государства» А. Шторх дал подробное описание хозяйственного строя России. Эта книга по праву считается одним из основных источников по экономической истории России XVIII в. Продолжением этого исследования являются 27 выпусков работы «Россия при Александре I». В этих работах А. Шторх выступал за ускорение промышленного развития России.
В 1815 г. А. Шторх опубликовал шеститомный «Курс политической экономии, или Изложение начал, обуславливающих народное благоденствие». Первый том включал «Введение» («Размышления об основании и пользе политической экономии»), и три книги «О производстве», «О накоплении» и «О первоначальном распределении годового произведения или о доходах». Второй том включал продолжение книги 3 и книгу «О вторичном распределении годового произведения или об обращении». В третий том входили книги «О деньгах» и «О кредите», в четвертый – книги «О потреблении» и «Об успехах в увеличении народного богатства». Два следующих тома (5 и 6) посвящены изложению «теории цивилизации».
Во введении к курсу, размышляя «о пользе политической экономии», А. Шторх критиковал «новейших писателей», которые, занимаясь политической экономией, «исключительно направляли свои наблюдения на причины народного богатства и совершенно оставили без внимания причины цивилизации или просвещения. Элементы, из которых слагаются богатства и просвещения, имеют то общее, что состоят из ценностей: этим тождеством их природы они образуют один предмет для умозрения и потому и прилично соединить в одной науке законы, которыми они управляются».
|
А. Шторх был одним из первых в России пропагандистов экономических идей А. Смита, хотя и не принял некоторые из них, в частности теорию трудовой стоимости и положения о производительном и непроизводительном труде. Будучи сторонником теории полезности, он считал, что «ценность предметов состоит в их относительной пользе, признанной лицами, которые употребляют их для удовлетворения потребностей». «Между ценностями, могущими войти в наше обладание, одни – материальные – состоят из предметов, вне нас находящиеся; другие – нематериальные, т.е. не подпадающие нашим чувствам; они образуют нашу нравственную собственность и составляют часть нашего существа. Эти два разряда ценностей можно отметить именами – внешних благ и благ внутренних».
Совокупность вещественных (материальных) благ А. Шторх называл народным (национальным) богатством, совокупность невещественных благ – национальной цивилизацией, а совокупность тех и других – «народным благоденствием». По его мнению, главные невещественные блага могут накопляться и обращаться, как и вещественные. Отсюда он делал вывод, что труд людей, создающих невещественные блага (учителей, врачей, чиновников и др.), носит производительный характер, как и труд земледельца или фабричного рабочего. Если, по А. Смиту, все, кто производит услуги, живут за счет крестьян и рабочих, то, по мнению А. Шторха, с тем же основанием можно утверждать, что крестьяне и рабочие живут за счет тех, кто обеспечивает их безопасность, снабжает их знаниями и заботится об их здоровье.
|
А. Шторх считал, что источником богатства является не сокращение потребностей («бережливость», о которой писал А. Смит), а, напротив, возможность их удовлетворения, поскольку сокращение потребностей ведет к одичанию и бедности, тогда как с умножением потребностей растёт и производительность труда. А. Шторх полагает, что сбережение, являющееся единственным источником накопления капитала, должно играть такую же роль и в отношении нематериальных капиталов.
Особое внимание А. Шторх уделял услугам государства, связанным с обеспечением безопасности, которая состоит «в удалении всего того, что может возмущать или затруднять свободное употребление личных способностей гражданина и тех предметов, которые сделались его собственностью».
В течение ряда лет А. Шторх полемизировал с французским экономистом Ж.Б. Cэем, доказывая производительный характер труда в нематериальном производстве. Этой полемике посвящена его книга «Соображения о природе национального дохода», вышедшая в 1824 г. в Париже. В 40-х гг. XIX в. в научном мире Европы была признана победа А. Шторха в этом теоретическом споре. Учение А. Шторха о нематериальном (нравственном) капитале получило широкое распространение в русской экономической литературе XIX в.
|
А. Шторх был противником крепостного права, которое он отождествлял с рабством. Раб или крепостной, считал он, не является объектом изучения политэкономии: «Политическая экономия признает в человеке свободное существо, движимое своей собственной волей». Доказывая преимущества свободного труда перед крепостным, А. Шторх вместе с тем считал, что сельское хозяйство России может успешно развиваться и при крепостном праве, поскольку в России «многие крестьяне работают в свою пользу, платя господам оброк, даже барщинные крестьяне получают пропитание большим трудом, который иногда ведет их к довольству».
По мнению А. Шторха, для России основной движущей силой, которая создала культуру, и города, и самое русское государство является торговля, носившая, как правило, транзитный характер. Будущее России А. Шторх связывал с развитием производства, основой которого является возможность людей вне зависимости от классовой принадлежности распоряжаться по собственному усмотрению собственностью и капиталами. Ключевую роль в развитии производства он отводил представителям среднего сословия – промышленным предпринимателям.