Сравнение хофстедовых индексов для студенчества и для стран в целом




Страны, год анкетирования студентов Численность респондентов Индивидуализм (IDV) Маскулинность (MAS)
Для работников IBM (1970 г.) Для студентов Для работников IBM (1970 г.) Для студентов
Капиталистические страны
CША (1989-1990 гг.)          
Нидерланды - англоговорящие (1990) - голландскоговорящие (1992)                
Бельгия - голландскоговорящие (1992) - франкоговорящие (1992)                              
Германия (1992)          
(Экс-)социалистические страны
Эстония (1989)   60*   30*  
Россия (1989)   39*   36*  
Чехия (1993)   58*   57*  
Румыния (1994)   30*   42*  

* Данные взяты из исследований 1990-х гг., не связанных с анкетированием работников IBM.

Составлено по: [4; 2, p. 502].

 

В России широкомасштабные и репрезентативные исследования по методологии Г. Хофстеда, затрагивающие самые разные профессиональные слои общества, проводятся авторами данной статьи с 2000 г.[2]. За несколько лет накоплена база данных по нескольким регионам России. В каждом случае студенты были обязательной группой, входящей в состав респондентов. В Табл. 2 показаны хофстедовы индексы студентов по 5-ти городам России в сравнении с хофстедовыми индексами для всех респондентов изучаемых регионов.

Сравнение показателей демонстрирует следующую картину: для российских студентов характерна низкая дистанция власти, высокий показатель индивидуализма, низкое избегание неопределенности и, с меньшей долей вероятности, высокая маскулинность и высокий конфуцианский динамизм. Эти данные свидетельствуют о ярко выраженной западной ориентации ментальности российских студентов.

 

Таблица 2

Сравнение хофстедовых индексов для студенчества и для городов России*

Города Число студентов Дистанция власти (PDI) Индивидуализм (IDV) Маскулинность (MAS) Избегание неопределенности (UAI) Долгосрочная ориентация (LTO)
Данные по городу Данные по студенчеству Данные по городу Данные по студенчеству Данные по городу Данные по студенчеству Данные по городу Данные по студенчеству Данные по городу Данные по студенчеству
Данные исследования 2001 г.
Нижний Новгород               Нет данных Нет данных Нет данных Нет данных
Ярославль               Нет данных Нет данных Нет данных Нет данных
Данные исследования 2004 г.
Тула                      
Тюмень   Нет данных Нет данных         Нет данных Нет данных    
Ставрополь                      

* Показатели даны с округлением до целых чисел.

 

Таким образом, российское студенчество вызывает особый интерес своими довольно маргинальными (для России) ценностями. Стандартные ссылки на юношеский максимализм и сознательный «западнизм» (копирование российской молодежью образа жизни людей развитых стран Запада) не могут в полной мере объяснить наблюдаемые расхождения. Ведь хофстедовы индексы измеряют подсознательные жизненные ориентации и ценности, которые, как правило, вырабатываются в процессе практической деятельности.

 

 

3. Методика проведения авторского исследования

 

Авторы данной статьи решили целенаправленно проверить, как не только в России, но и в других модернизирующихся странах соотносятся ментальные ценности студентов и ментальные ценности нации в целом.

Главная гипотеза заключалась в том, что система высшего образования модернизирующихся стран транслирует культурно-ментальные институты развитых стран, повышая «вестернизацию» молодежи.

Стремясь «догнать» развитые страны, (полу-)периферийные страны перенимают их экономические и иные институты. Однако эта институциональная имплантация далеко не всегда оказывается удачной из-за неконгруэнтности наиболее глубинных неформальных институтов. Хофстедовы индексы позволяют как раз измерить некоторые характеристики этих наиболее глубинных культурно-ментальных институтов, определяющих экономическое поведение. Система же гуманитарного образования модернизирующихся стран является одним из важнейших каналов имплантации западных культурно-ментальных институтов – ведь современные общественные науки сформировались под определяющим влиянием именно западной культуры.

Если верна наша главная гипотеза, то следовало ожидать, что студенчество будет более «вестернизированным», чем основная масса населения модернизирующихся наций. Можно сформулировать дополнительную гипотезу, что степень «вестернизации» сознания студента должна быть тем выше, чем на более высоком уровне вузовского обучения находится молодой человек (т.е. чем большее время он находится под воздействием «излучения» культурно-ментальных ценностей стран Запада).

Чтобы проверить эти гипотезы, участники кросс-культурного исследования[3] провели в 2005 г. опрос студентов-экономистов в четырех странах – двух странах полупериферии (Россия и Турция) и двух странах периферии (Казахстан и Киргизия). В выборку по России взяли студентов Государственного университета – Высшей школы экономики, Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова, Тульского Государственного университета, Ростовского Государственного университета и Краснодарского филиала Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. В Казахстане, Киргизии и Турции опросы проводились в столичных университетах – в Казахском Национальном университете Алматы (Казахстан), университете Хаджеттепе в Анкаре (Турция) и Бишкекском Гуманитарном Университете (Киргизия).

 

Таблица 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: