Количество и структура респондентов по уровню образования




Страны Уровень образования Общее количество респондентов
начальный этап образования (1 и 2 год обучения) продвинутый этап образования (3 и 4 год обучения) заключительный этап образования (магистратура, магистры, аспирантура и кандидаты наук)
Россия        
Казахстан        
Киргизия        
Турция        
 
Всего        

 

Исследуемые нами страны явно относятся к странам Востока (Турция, Казахстан, Киргизия) или, по крайней мере, обладают высокой степенью близости к ним (Россия). Следовательно, «вестернизация» сознания студентов-экономистов должна проявляться, прежде всего, в повышении у них индексов индивидуализма (IDV) и снижении индексов дистанции власти (PDI) в сравнении с основной массой их сограждан.

 

 

4. Этнометрические показатели

студентов четырех модернизирующихся стран

 

Расчет этнометрических показателей для вовлеченных в наше исследование студентов из четырех модернизирующихся стран демонстрирует очень интересную картину (Табл. 4).

Максимальный разброс между студентами разных стран наблюдается по показателю избегания неопределенности (UAI). Киргизия оказывается страной, где студенты в максимальной степени стремятся сделать любую ситуацию определенной и предсказуемой. Турецкие же студенты, наоборот, отличаются терпимостью к непредсказуемости и не стремятся заранее четко определить вероятность того или иного события. На этом фоне Казахстан и Россия занимают среднее положение, хотя следует учесть, что на общемировом фоне эта середина должна восприниматься как высокое избегание неопределенности.

Схожая ситуация с дифференциацией по маскулинности (MAS): самыми «мужественными» оказались турецкие студенты, наименее маскулинными – студенты Киргизия, а Казахстан и Россия занимают средние позиции.

Определенный разброс в показателях наблюдается и по дистанции власти (PDI): самый низкий показатель у турецких студентов-экономистов, самый высокий у российских, киргизские и казахские респонденты оказались в середине.

Индивидуализм (IDV) заметно сильнее выражен у турецких студентов, в то время как студенты всех других стран образуют довольно компактную группу с более низкими показателями.

По ориентации на будущее (LTO) между студентами разных стран сильных различий не наблюдается.

 

Таблица 4

Хофстедовы показатели студенчества четырех модернизирующихся стран *

Страны Дистанция власти (PDI) Индивидуализм (IDV) Маскулинность (MAS) Избегание неопределенности (UAI) Долгосрочная ориентация (LTO)
Турция          
Экс-советские страны
Россия          
Казахстан          
Киргизия          

* Показатели даны с округлением до целых чисел

 

Изобразим хофстедовы «профили» студенчества четырех модернизирующихся стран в виде Рис. 2.

Первое, что сразу бросается в глаза, - это сильное отличие турецких студентов-экономистов от студентов остальных стран по степени «вестернизации». Студенты, обучающиеся в университетах Турции, обладают очень низкой дистанцией власти, высокими показателями индивидуализма и маскулинности, средними показателями избегания неопределенности и ориентации на будущее. Все эти показатели являются характеристиками западных обществ. Этот вывод тем более интересен, что, как мы указали ранее, Турция считается в хофстедовой базе данных одной из стран с восточной ментальностью.

Второе, что заметно на графике, - высокая степень близости ментальных характеристик России, Казахстана и Киргизии (особенно России и Казахстана). Даже 15 лет раздельной политической жизни не смогли развести студентов бывших «сестер-республик» по разные стороны баррикад в современном «столкновении цивилизаций».

Рис. 2. Хофстедовы «профили» студентов четырех модернизирующихся стран

 

В какой же степени оправдались исходные гипотезы нашего исследования?

5. Влияние образовательного процесса на вестернизацию студентов:

являются ли студенты "вестернизированнее" нации в целом?

 

Сравним для Турции и России дистанцию и вектор различий между показателями для студенчества и для нации в целом (Табл. 5).

На основе имеющихся данных можно однозначно сделать вывод, что турецкие студенты «вестернизированы» гораздо сильнее обычных граждан Турции: индексы PDI и IDV турецких студентов оказались близки к показателям граждан англо-саксонских стран.

По России есть несколько оценок ментальных характеристик, и пока трудно судить, какая из них точнее соответствует российской ментальности в целом. Сравнивая хофстедовые индексы российских студентов с ранее полученными индексами для разных регионов России, можно сделать предположительный вывод, что различия в целом похожи на ситуацию в Турции (у студентов выше индивидуализм и ниже дистанция власти); однако в России эти различия не настолько сильны, как в Турции. Если обратиться к Табл. 2, то опросы по отдельным городам показывают, что у студентов индексы индивидуализма были во всех случаях несколько выше, а индексы дистанции власти, как правило, несколько ниже. Если в Турции разрыв составлял по модулю 47 (для IDV) и 59 (для PDI) баллов, то в России он обычно не превышал 10 баллов.

Таблица 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: