ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ АВГУСТА: ТРУДНЫЙ ПЕРЕХОД

Утро солнечное, в небе редкие облачка. Мы со Спицыным снова поднялись на плато, чтобы хорошенько просмотреть дальнейший путь, верно сориентироваться. Сегодня нам предстоит переход по лесной зоне до самого подножья длинного хребта Нургуш. Четкой дороги здесь нет, придется целиком надеяться на показания моего старенького компаса.

- Посмотри, что я нашел, - сказал Спицын, показывая мне извитой, словно высохший корень дерева, олений рог.

- Подарим его Киндеру, - предложил я.

Нургуш с плато хорошо просматривается на всем протяжении. Слева на хребте заметна зубчатая цепь скал. Судя по карте, здесь должна быть вершина «1267» - наша очередная цель. Я беру на нее азимут: компас показывает строго «север». Внизу под Иремелем четко выделяется долина реки Тюлюк, за ней вдоль Нургуша течет река Березяк. Реки разделены отрогами залесенного хребта Ягодного. Намечаю проход в отроге хребта среди вырубок и покосов меж двумя приметными лесистыми горками.

Димке подарок пришелся по душе. Он сунул рог под купол рюкзака. Но отец сердится:

- Выброси эту дрянь, и так тяжело.

Парень стоит на своем. Тогда Володя выхватил рог и зашвырнул его подальше в лесную чащу. Димка тотчас пустил слезу.

Мы спускаемся по россыпи вниз. Скоро она кончается, но под ногами по-прежнему масса камней, заросших мхами и папоротниками. Лес становится выше и гуще. Снова появляются разлапистые лиственницы. В малинниках на местах старых вырубок не упускаем возможность полакомиться спелыми ягодами. Здесь часто встречаются лежки и свежий помет хозяина тайги. Володя и Александр постоянно кричат, тем самым, предупреждая Мишку, что внезапная встреча, как говорится, нос к носу, крайне не желательна, как для нас, так и для него.

Неожиданно выходим на грунтовую дорогу с четким следом недавно прошедшей по ней колесной техники. Так и есть, пройдя по дороге несколько сотен метров, видим мотоцикл с коляской, а возле него семью башкир, приехавших сюда за малиной. Башкиры приветствуют нашу группу, особенно мальца, и явно выражают удивление по поводу нашей решимости продираться дальше через такие непроходимые дебри.

Действительно, дальнейший путь показался нам сущим адом. Следуя малинником, почти постоянно спотыкаемся о заросшие травой и мхом старые пни, ноги бесконечно проваливаются в какие-то ямы, падаем, снова поднимаемся. И так всю дорогу. Ходьба по лесу не легче: сплошные вывалы деревьев, топкие ямы, слегка затянутые сверху сфагновыми мхами. Ближе к речной долине площади болот становятся обширнее. Вскоре приходится прыгать с кочки на кочку, а завалы порой встают непреодолимой преградой на нашем пути. Устаем снимать с лица густую липкую паутину. Одна радость – нет гнуса. Мои спутники мокрые от пота с ног до головы, дышат тяжело, часто в бессилии опускаются на землю. Прислушиваемся. Где-то впереди едва доносится шум воды. Скорее туда.

Вскоре мы на берегу Тюлюка. Река неширокая – метров десять, но очень стремительная. Русло сплошь забито камнями. Прикинули, что с рюкзаками на плечах переходить реку рискованно, может снести течением. Решаем организовать навесную переправу. Я раздеваюсь до плавок и в сапогах на босу ногу, изо всех сил упираясь в дно длинным шестом, перебираюсь на противоположный берег. Спицын перекидывает мне конец веревки с карабином, который я закрепляю за ствол ближайшей березы. Вначале переправляем рюкзаки, затем – Димку. Димке процедура переправы явно понравилась. Еще бы, где еще такое испытаешь. Пришел черед взрослых.

- Давайте, я брошу вам свои сапоги! - во все горло кричу я. - Все равно, сырые!

- Может, по веревке их переправим?! - с трудом, из-за рева потока, улавливаю ответ с того берега.

- Не надо, так долетят! - хватаю один сапог, размахиваюсь, и, что есть силы, кидаю его своим спутникам.

Но, что это? Сапог, проделав оборот в воздухе, вдруг несколько изменил направление полета. Вдобавок он зацепился за выступающую над водой ветвь березы и упал в бурлящий поток. Секунда на размышление, и я в воде. Увы, поздно. Валы стремглав подхватывают сапог, и стремительным течением его сносит далеко вниз. Володя пытается догнать «жертву» по противоположному берегу. Но где там…На его пути стеной встали прибрежные кусты. Я крепко переживаю утрату. Хорошо еще, что каждый из нас взял с собой по паре легкой обуви. Пришлось надеть кеды. Но разве они могут идти в какое-то сравнение с сапогами. Пока еще пытливый человеческий ум не смог изобрести обувь для путешествий по обводненной местности практичнее резиновой. То, что в резине сильно потеют ноги и быстрее развивается усталость – ерунда. Главное – ноги абсолютно защищены от воды снаружи, да и прочность сцепления с землей резиновых подошв как нельзя надежна. В сапогах даже при передвижении по сырым каменным валунам риск падения практически сводится к нулю. Володя настоятельно предлагает устроить здесь очередную ночевку, он смертельно устал. Я против, любой ценой сегодня нужно дойти до Березяка. Меня поддержал Спицын.

Поднимаемся на лесистую горку и ищем проход к долине Березяка. Склон сухой, хорошо проходимый. Преобладает сосна. Среди леса много полян с высокой сочной травой.

- Смотрите, змея! – сообщил идущий впереди Спицын.

Мы остановились. В нескольких метрах от нас на высохшем пне, свернувшись в клубочек, греется на солнце пестрая гадюка. Спицын осторожно достает из рюкзака фотоаппарат и крадется к пню. Змея все же попала в объектив, но в тот же миг, почувствовав опасность, быстро сползла в траву.

Выходим на скошенный луг под скалистой горкой, густо поросшей сосной. Фотографируемся возле стогов сена на фоне такой же формы массива Иремеля.

- Вон там ты был вчера, - показываю я Димке на вершину гигантской горы.

За перевалом пересекаем старую дорогу, по-видимому, соединяющую поселок Тюлюк со здешними покосами.

- Уже близко, - подбадривает одесситов Спицын. - До реки примерно с километр.

Как и следовало ожидать, приближаясь к Березяку, пришлось форсировать болото, хорошо еще, что не топкое. На поверхности болота, разбросав во все стороны свои разлапистые корни, хорошо прижились деревья, между которыми на толстой дернине прочно осел мох. Он то и держит груз наших тел с рюкзаками, не позволяя глубоко оступаться в болотную жижу.

На берег реки вышли неожиданно быстро. В отличие от Тюлюка, Березяк спокойно несет свои воды среди болотистых берегов. Найти здесь место для ночлега оказалось делом не легким. Спицын, разведав окрестности, сообщил, что таковое находится никак не ближе, как в полукилометре ниже по течению. Мне, честно, предложенное им место не понравилось. Лес вокруг состоит из лиственных пород, неподходящих для костра. Сушняка нет. На земле находим только пару поваленных полусырых сосенок.

По речной долине ползет туман. Одесситы без чувств легли на траву. Работать по устройству бивака они уже не в силах. Справимся со Спицыным.

- Дикий переход, - даю оценку я сегодняшнему ходовому дню. - Целый день протопать по такому бездорожью…