Инфраструктура рынка — это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений. Инфраструктура товарного рынка – комплекс видов деятельности в сфере обращения предприятий, учреждений, задачи которых сводятся к рационализации товаропродвижения и рыночному регулированию товарооборота. Представлена: товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера, предприятиями связи и транспортными, рекламными агенствами, нотариат, аудит, фискальное обеспечение, налоговая и таможенная система.
Функции инфраструктуры тов. Рынка-1. Содействие субъектам тов.рынка, реализация их экономических интересов. 2. Организационное оформление комерческо-хозяйственных отношений деловых партнёров. 3. Обеспечение юридического, финансового, страхового, контрольного обслуживания. 4. Изучение конъюнктуры рынка, товаров, конкурентов, посредников, потребителей. 5. Торговая или иная коммерческо-хозяйственная деятельность; 6. Посредничество в реализации товаров, налаживании коммерческо-хозяйственных связей;
3. Характеристика составляющих инфраструктуры товарного рынка.
Составляющие инфраструктуры товарного рынка включают широкий спектр разноплановых организаций и систем, представляющих различные сферы экономики страны. Торговые предприятия и организации являются объектом воплощения экономических интересов субъектов товарного рынка. К числу торговых предприятий и организаций относятся: предприятия оптовой торговли; предприятия розничной торговли; оптовые и мелкооптовые магазины; оптовые и розничные рынки; торговые дома; фирмы консигнационной торговли; предприятия комиссионной торговли; товарные биржи; ярмарки; аукционы.
|
Коммерческо-посреднические организации играют активную роль в формировании и осуществлении товародвижения. Среди направлений коммерческо-посреднической деятельности основными являются: • планирование объемов закупки и ее организация; • поиск и выбор наилучшего партнера из числа изготовителей и потребителей товарной продукции; • определение оптимальных продажных и закупочных цен; • организация товародвижения и совершение торговых сделок; • оказание потребителям широкого спектра услуг. На товарном рынке коммерческо-посреднические функции выполняют следующие организации: дилерские фирмы; дистрибьюторские фирмы; агентские фирмы; брокерские организации; торгово-промышленные палаты.
Организации по оказанию услуг влияют на рационализацию товародвижения, совершенствование материально-технической, инженерно-технологической базы товарного рынка, ресурсосбережение, решение проблем управления, планирования и организации коммерческо-хозяйственной деятельности субъектов товарного рынка. В составе инфраструктуры товарного рынка определились и активно функционируют следующие организации по оказанию услуг: прокатные организации; лизинговые организации; инжиниринговые фирмы; консультационные (консалтинговые) фирмы.
Информационные организации содействуют развитию товарного рынка, поскольку его субъекты в современных условиях не могут успешно конкурировать, если не располагают соответствующей информацией. Среди организаций, которые обеспечивают субъектов товарного рынка объективной оперативной информацией для успешного ведения коммерческо-хозяйственной деятельности, можно выделить: маркетинговые и информационно-коммерческие центры; выставки; рекламные организации.
|
Финансовые организации способствуют функционированию товарного рынка, а его субъекты располагают соответствующими финансовыми возможностями. К организациям, которые занимаются финансовым обслуживанием товарного рынка, относятся: банковская система; специализированные финансовые учреждения; клиринговые учреждения; клиринговые учреждения; фондовые и валютные биржи; страховые организации.
Контролирующие организации содействуют рациональному функционированию товарного рынка во всех его звеньях Выполнение функций по регулированию и контролю товарного рынка возложено на следующие организации: таможенные службы; аудиторские фирмы; казначейство; органы налоговой администрации; органы инспекции торговли.
Юридические организации определяют функционирование товарного рынка, а также успешное осуществление коммерческо-хозяйственной деятельности его конкретным субъектом.
Правовое обеспечение осуществляют следующие организации: юридические фирмы; нотариальные конторы; адвокатура; судебная система.
Организации по кадровому обеспечению играют значительную роль в процессе выработки и реализации кадровой политики на товарном рынке. Товарный рынок находится в тесном контакте с рынком труда, поскольку продвижение товарной продукции от изготовителей до потребителей требует приложения труда соответствующих работников. Подготовкой и реализаций задач по кадровому обеспечению субъектов товарного рынка занимается ряд организаций: службы занятости; кадровые службы предприятий, организаций; учебные заведения по профессиональному обучению; службы по переподготовке и повышению квалификации.
|
Транспортная система является важным звеном в процессе формирования коммерческо-хозяйственных связей на товарном рынке и организации товародвижения. Транспортные издержки включаются в себестоимость товарной продукции. Транспортная система товарного рынка позволяет: • определять специализацию транспортных средств; • специализацию, концентрацию, маршрутизацию перевозок грузов; • решать задачи транспортного обслуживания товарного рынка; • определять текущие и перспективные потребности товарного рынка в перевозках грузов и пассажиров, рационально распределять перевозки между отдельными видами транспорта;
Топливно-энергетический комплекс способствует успешной деятельности всех субъектов товарного рынка. Он выполняет двоякую роль: во-первых- полностью обеспечивает работу всех элементов инфраструктуры товарного рынка, а во-вторых, его составляющие являются товаром как для внутреннего, так и для внешнего рынка.