Сущность товарного рынка, его структура; классификация товарных рынков. Основные функции и особенности товарного рынка.




 

Рынок – это сложная система экономических связей и отношений между субъектами, которые участвуют в процессах производства, потребления, распределения или обмена различных товаров и услуг по соответствующим рыночным ценам, сформированным исходя из баланса спроса-предложения, с учетом конкуренции.

Товар - это продукт труда, предназначенный для определенных потребителей, то есть изготовлен для продажи тем, кто в нем нуждается.

Товарный рынок - это сфера товарного обмена, где проявляются отношения по поводу купли-продажи товаров и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с реализацией товаров.

Составными элементами товарного рынка являются:

· товарное предложение;

· спрос населения;

· цена товара.

Товарное предложение представляет собой массу товаров, предназначенных для реализации. Основными источниками товарного предложения являются производство товаров в стране, товарные запасы, импортные закупки.

Спрос - это платежеспособная потребность населения страны. Спрос отличается от запроса (желания) на величину, способную быть оплаченной потребителями.

Цена товара представляет собой денежное выражение его стоимости. Сопоставление потребительских свойств товаров влияет на соотношение цены на отдельные товары, их виды и разновидности. Кроме того, условия реализации товара, вызванные изменением спроса и предложения, оказывают влияние на конъюнктурные колебания цен.

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме. Признаками любой структуры являются: наличие целостности элементов, тесная связь между ними, определенная устойчивость этих связей.

1. Рынок продавца, 2. Рынок покупателя ,3. Рынок посредника

Классификация товарных рынков:1.Рынок услуг:(рынок информационного продукта (информационных услуг); рынок инноваций, изобретений; рынок продукта творчества (книги, кинофильмы)).

2. Рынок факторов производства:(рынок производственных зданий и сооружений;рынок орудий труда; рынок сырья, материалов, энергии и иных видов продукции производственного назначения;рынок полезных ископаемых.)

3. Потребительский рынок: рынок продовольственных товаров;рынок непродовольственных товаров;

Функции рынка- посредническая, ценообразующая, регулирующая, информационная, санирующая.

Товарный рынок выполняет следующие функции:

1. Посредническую: обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности.

2. Ценообразующую: позволяет определить цену продуктов, которая быстро реагирует на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

3. Информационную:рынок представляет своим участникам необходимую информацию о соотношении между спросом и предложением экономических благ, их качестве и ассортименте, ценах и т. Д

4. Регулирующая: является одной из самых его важных функций. С помощью регулирующей функции рынок способствует переливу капитала из одних отраслей и сфер экономики в другие, обеспечивает сбалансированность, пропорциональность общественного производства. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

5. Санирующая: как бы «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности (доходности) своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и наказываются «банкротством». И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель — в приобретении товара. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товара.

Конкуренция — ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Активно развивается конкуренция среди покупателей. В соперничестве между ними побеждают те, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной ценой. Главной конкуренцией является соперничество продавцов и покупателей, которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цены на товары. В результате этого соперничества устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривой спроса и предложения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: