Понятие о хеджировании, виды хеджирования.




Страхование ценового риска продавца и покупателя при изменении цены на реальный товар в процессе осуществления форвардных сделок получило название хеджирование.

Участники фьючерсной торговли, преследующие такую цель, называются хеджерами. В качестве хеджеров выступают продавцы и покупатели наличных товаров, которые стремятся застраховать от неблагоприятных изменений цен на свои товары.

На биржевом рынке различают 2 вида операций страхования ценового риска (хеджирования):

1) хеджирование продажей (короткий хедж).

2) хеджирование покупкой (длинный хедж).

Хеджирование продажей – это использование короткой позиции на фьючерсном рынке тем, кто имеет длинную позицию на наличном рынке. Этот вид хеджирования применяется для защиты продажной цены товара. Хеджирование покупкой – это биржевая операция, в процессе которой продавец реального товара, заключив форвардную сделку на продажу, одновременно осуществляет покупку фьючерсных контрактов на аналогичное количество товара.

Таким образом, хеджирование требует совершения трех видов биржевых сделок:

1) покупка (продажа) реального товара с поставкой в будущем (форвардная сделка);

2) продажа (покупка) фьючерсных контрактов на аналогичное количество товара;

3) ликвидация позиции по фьючерсным контрактам путем заключения офсетной сделки.

Принцип страхования в данном случае заключается в том, что если в сделке одна сторона теряет как продавец реального товара, то она выигрывает как покупатель фьючерсов на то же количество товара, и наоборот.

Главный результат хеджирования заключается в том, что покупатель или продавец реального товара не понесет потенциальных убытков (потерь) в результате изменения рыночных цен. Правда, он не извлечет и возможной пользы. Ведь его главной целью является операция с реальным товаром, приобретение (продажа) потребительской стоимости, а не спекуляция с использованием игры цен.

Выгоды хеджирования:

1) происходит существенное снижение ценового риска торговли товарами. Хотя полностью устранить риск невозможно, однако хорошо выполненный хедж устраняет большую долю опасности;

2) хедж не пересекается с обычными операциями и позволяет обеспечить постоянную защиту цены без необходимости менять политику запасов или вовлекаться негибкую систему форвардных отношений;

3) хеджирование обеспечивает большую гибкость в планировании сделки.

В зависимости от целей выделяют хеджирование:

1) хеджирование обычное, так называемое чистое хеджирование, производится исключительно для избежания ценовых рисков. 2) арбитражное хеджирование осуществляется для финансирования расходов на хранение товаров. 3) селективное хеджирование проводится, если сделка на фьючерсном рынке выполняется не одновременно с заключением сделки на реальный товар и не на адекватное количество (эквивалентное). 4) предвосхищающее хеджирование – заключается в покупке или продаже фьючерсного контракта еще до того, как совершена сделка с реальным товаром.

 

1. Сущность и структура современного финансового рынка. Участники финансового рынка.

Финансовый рынок – это рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги. На этом рынке формируется ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. В современной рыночной инфраструктуре финансовый рынок является самым совершенным рынком, наиболее чутким барометром рыночного благополучия. Главным орудием финансового рынка является ссудный процент, превратившийся в универсальный критерий эффективности вложений капитала в любую отрасль производства. Финансовый рынок является исключительно сложной структурой с большим количеством участников-финансовых посредников, потребителей финансовых услуг - юридические, физические лица, государство, которые вступают в экономические отношения, оперируя финансовыми инструментами.Основная задача финансового рынка заключается в обеспечении перемещение финансовых ресурсов от тех, кто имеет их излишек, к тем, кто требует инвестиций При этом, как правило, они направляются от тех,, кто не может эффективно использовать средства, к тем, кто использует их продуктивно Это способствует не только повышению эффективности и производительности экономики в целом, а и улучшению экономической ситуации каждого члена общества Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

По видам обращающихся финансовых активов (инструментов, услуг) выделяют следующие основные виды финансовых рынков: Участники финансового рынка - это банки, валютные и фондовые биржи, брокерские фирмы, страховые и инвестиционные компании и фонды, внешнеторговые и производственные компании, международные валютно-кредитные и финансовые организации.

1. Кредитный рынок объектом купли-продажи являются свободные кредитные ресурсы и отдельные обслуживающие их финансовые инструменты, обращение которых осуществляется на условиях возвратности и уплаты процента.

а) Кредиторы. Они характеризуют субъектов финансового рынка, предоставляющих ссуду во временное пользование за определенный процент. Основной функцией кредиторов является продажа денежных активов (как собственных, так и заемных) для удовлетворения разнообразных потребностей ссудополучателей в финансовых ресурсах. Кредиторами на финансовом рынке могут выступать: государство; коммерческие банки, небанковские кредитно-финансовые учреждения.

б) Заемщики. Они характеризуют субъектов финансового рынка, получающих ссуды от кредиторов под определенные гарантии их возврата и за определенную плату в форме процента. Основными заемщиками денежных активов на финансовом рынке выступают государство, коммерческие банки, предприятия; население.

2. Рынок ценных бумаг (или фондовый рынок). Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи являются все виды ценных бумаг (фондовых инструментов), эмитированных предприятиями, различными финансовыми институтами и государством.

а) Эмитенты. Они характеризуют субъектов финансового рынка, привлекающих необходимые финансовые ресурсы за счет выпуска (эмиссии) ценных бумаг. Эмитентами ценных бумаг являются государство, а также разнообразные акционерные общества.

б) Инвесторы. Они характеризуют субъектов финансового рынка, вкладывающих свои денежные средства в разнообразные виды ценных бумаг с целью получения дохода. Этот доход формируется за счет получения инвесторами процентов, дивидендов и прироста курсовой стоимости ценных бумаг. Инвесторы индивидуальные (отдельные предприятия, физические лица) и институциональных инвесторов (представленных различными финансово-инвестиционными институтами); по целям инвестирования выделяют стратегических (приобретающих контрольный пакет акций для осуществления стратегического управления предприятием) и портфельных инвесторов (приобретающих отдельные виды ценных бумаг исключительно в целях получения дохода); по принадлежности к резидентам на национальном финансовом рынке различают отечественных и иностранных инвесторов.

3. Валютный рынок. Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи выступают иностранная валюта и финансовые инструменты, обслуживающие операции с ней

а) Продавцы валюты. Основными продавцами валюты выступают: государство; коммерческие банки (имеющие лицензию на осуществление валютных операций); предприятия, ведущие внешнеэкономическую деятельность; физические лица.

б) Покупатели валюты. Основными покупателями валюты являются те же субъекты, что и ее продавцы.

4. Страховой рынок. Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи выступает страховая защита в форме различных предлагаемых страховых продуктов.

а) Страховщики. Они характеризуют субъектов финансового рынка, реализующих различные виды страховых услуг (страховых продуктов). Основной функцией страховщиков на финансовом рынке является осуществление всех видов и форм страхования путем принятия на себя за определенную плату разнообразных видов рисков с обязательством возместить субъекту страхования убытки при наступлении страхового события. Основными страховщиками являются: страховые фирмы и компании отрытого типа; компании по перестрахованию риска.

б) Страхователи. Они характеризуют субъектов финансового рынка, покупающих страховые услуги у страховых компаний и фирм с целью минимизации своих финансовых потерь при наступлении страхового события. Страхователями выступают как юридические, так и физические лица.

5. Рынок золота (и других драгоценных металлов - серебра, платины). Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи выступают вышеперечисленные виды ценных металлов, в первую очередь, золота.

а) Продавцы золота (и других драгоценных металлов). В качестве таких продавцов могут выступать: государство; коммерческие банки; юридические и физические лица. Состав продавцов этого рынка требует в нашей стране соответствующего нормативно-правового регулирования, связанного с функционированием этого рынка.

б) Покупатели золота (и других драгоценных металлов). Основными покупателями этих металлов являются те же субъекты, что и их продавцы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: