Лекция 2. Ощущение (2 часа).




Интернет-источники

 

1. Психологическая лаборатория: https://vch.narod.ru/lib_link.htmhttps://vch.narod.ru/lib_link.htm.

2. «Практическая психология» https://psynet.narod.ru/main.htm.

3. Электронные психологическая библиотека. PSYLIB https://www.psylib.kiev.ua/https://www.psylib.kiev.ua/

4. Психологический журнал www.psyjournals.ru

5. www.ucheba.ru

6. www.rospsy.ru

7. Научные статьи www.findarticles.com

8. Психология образования www.psyedu.ru

9. «Вопросы психологии» www.voppsy.ru

 

 


Содержание лекций

Лекция 1. Психология как наука. Понятие о психике и психических явлениях (2 часа)

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осо­знаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях. Что же является предметом изучения психоло­гии в наше время?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классифика­цию психических явлений. Следует отметить, что существуют различные точки зрения на структуру психических явлений. Например, те или иные психические явления в зависимости от автора позиции могут быть отнесены к разным струк­турным группам. Более того, очень часто в научной литературе можно столкнуть­ся со смешением понятий. Так, некоторые авторы не разделяют характеристики психических процессов и психические свойства личности. Мы будем разделять психические явления на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведе­ния человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и ко­нец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются опреде­ленные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познаватель­ные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощуще­ние, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внима­ние. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами но себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Вы, наверное, обращали внимание на то, что одни события у вас остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день. Иная же информация вообще может остаться для вас незаме­ченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмо­циональную окраску, т. е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выде­ляют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чув­ства, настроения и эмоциональный стресс.

Мы вправе полагать, что если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается па его дея­тельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют дея­тельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность че­ловека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. По­добная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения челове­ка существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, ко­торые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Лекция 2. Ощущение (2 часа).

Издавна принято различать пять основных видов (модально­стей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям являет­ся правильной, хотя и не исчерпывающей. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по край­ней мере по двум основным принципам — систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с од­ной стороны, и по принципу сложности или уровня их постро­ения — с другой).

Систематическая классификация ощущений. Выделяя наибо­лее крупные и существенные группы ощущений, их можно раз­бить на три основных типа: интороцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения.

Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма;

вторые обес­печивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают ре­гуляцию наших движений;

наконец, третьи обеспечивают полу­чение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощуще­ний по отдельности,

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздраже­ния от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной си­стемы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наибо­лее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою бли­зость к эмоциональным состояниям.

Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о поло­жении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Пе­риферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и имеют формы особых нервных телец (тельца Паччини). Возбуждения, возникающие в этих тельцах, отражают ощущения, проис­ходящие при растяжении мышц и изменении положения суста­вов. В современной физиологии и психофизиологии роль проприорицепции как афферентной основы движений у животных была подробно изучена А.А.Орбели, П.К.Анохиным, а у чело­века Н.А.Бернштейном. Описываемая группа ощущений вклю­чает специфический вид чувствительности, называемый ощу­щением равновесия, или статическим ощущением. Их перифе­рические рецепторы расположены в полукружных каналах внут­реннего уха.

Третьей и самой большой группой ощущений являются экстерорецептивные ощущения. Они доводят до человека инфор­мацию из внешнего мира и являются основной группой ощу­щений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются воздействием непосред­ственно приложенным к поверхности тела и соответствующего, воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Дистантные ощущения вызываются раздражителями, дей­ствующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и, особенно, слух и зрение.

Генетическая классификация позволяет выделить два вида чув­ствительности: 1) протопатическую (более примитивную, аф­фективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод, жажда и пр.); 2) эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объекти­вированную и рациональную), к которой относят основные ор­ганы чувств человека.

Эпикритическая чувствительность более молодая в генетиче­ском плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

Различные виды ощущений характеризуются не только спе­цифичностью, но и общими для них свойствами. К таким свой­ствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движе­ния материи.

Интенсивность ощущения является его количественной ха­рактеристикой и определяется силой действующего раздражи­теля и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения есть его временная характеристи­ка. Она также определяется функциональным состоянием ор­гана чувств, но главным образом временем действия раздра­жителя и его интенсивностью. При воздействии раздражите­ля на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время — так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощу­щений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых — 370, а для вкусовых — всего 50 мс.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновремен­но с началом действия раздражителя, оно и не исчезает од­новременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зри­тельное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя.

След от раздражителя остается в виде по­следовательного образа. Различают положительные и отри­цательные последовательные образы. Положительный после­довательный образ по светлоте и цветности соответствует пер­воначальному раздражению, состоит в сохранении следа све­тового раздражения того же качества, что и действующий раздражитель. Если в полной темноте на некоторое время зажечь яркую лампу, а потом погасить ее, то после этого некоторое время на темном фоне мы видим яркий свет лам­пы. Наличие положительных последовательных образов объ­ясняет, почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следа­ми действовавших до этого кадров — последовательными об­разами от них. Последовательный образ изменяется во вре­мени, положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света последовательный образ перехо­дит в дополнительный цвет.

И.Гете в «Очерке учения о цвете» писал; «Когда я однажды под вечер зашел в гостиницу и в комнату ко мне вошла рослая девушка с ослепительно белым лицом, черными волосами и в ярко-красном корсаже, я пристально посмотрел на нее, стояв­шую в полусумраке на некотором расстоянии от меня. После того, как она оттуда ушла, я увидел на противоположной от меня светлой стене черное лицо, окруженное светлым сияни­ем, одежда же вполне ясной фигуры казалась мне прекрасного цвета морской волны».

Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного участка сет­чатки к определенному цвету. В обычных условиях мы не заме­чаем последовательных образов, так как глаз совершает непре­рывные движения и поэтому значительного утомления каких-либо одних участков сетчатки не наблюдается.

И, наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый про­странственными рецепторами, дает нам сведения о локали­зации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раз­дражитель.

Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определен­ной величины. Минимальная величина раздражителя, при ко­торой впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители, которые не достигают её, ле­жат под порогом ощущения. Так, мы не ощущаем отдельных пылинок и мелких частиц, опускающихся на нашу кожу. Све­товые раздражители ниже определенной границы яркости не вызывают зрительных ощущений.

Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чув­ствительность органов чувств. Чем слабее раздражители, вызы­вающие ощущения (т.е., чем меньше величина абсолютного по­рога), тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия. Таким образом, абсолютная чувствительность чис­ленно равна величине, обратно пропорциональной абсолютно­му порогу ощущений. Если абсолютную чувствительность обоз­начить буквой Е, а величину абсолютного Порога Р, то связь абсолютной чувствительности и абсолютного порога может быть выражена формулой Е=1/Р.

Различные анализаторы обладают разной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствую­щих пахучих веществ не превышает 8 молекул: Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется по крайней мере в 25000 раз боль­ше молекул, чем для возникновения обонятельного ощущения. У человека очень высока чувствительность зрительного и слу­хового анализаторов.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивает­ся не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Вер­хним абсолютным порогом чувствительности называется мак­симальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальней­шее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает болевое ощущение (сверхгромкий звук, слепящая яркость). Величина абсолютных порогов, как ниж­него, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: характера деятельности и возраста человека, функ­ционального состояния рецептора, силы и длительности дей­ствия раздражения и т.д.,

От абсолютной чувствительности надо отличать относи­тельную, или разностную, чувствительность, т.е. чувствитель­ность к изменению раздражителя.

Минимальное различие между двумя раздражителями, вы­зывающее едва заметное различие ощущений, называется поро­гом различения, или разностным порогом, Как уже было сказа­но, разностная чувствительность — величина относительная, а не абсолютная. Это значит, что отношение добавочного раз­дражителя к основному должно быть величиной постоянной. При этом, чем больше величина первоначального раздражите­ля, тем больше должна быть и прибавка к ней.

Порог различения характеризуется относительной величи­ной, постоянной для данного анализатора. Для зрительного ана­лизатора это соотношение составляет приблизительно 1/1000, для слухового — 1/10, для тактильного — 1/30.

Основываясь на экспериментальных данных Вебера, другой немецкий ученый — Г.Фехнер выразил зависимость интенсивно­сти ощущений от силы раздражителя формулой,

S = К lg(j) + С,

(где S — интенсивность ощущения; ] — сила раздражителя; К и С— константы). Согласно этому положению, которое носит на­звание основного психофизического закона, интенсивность ощу­щения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифме­тической прогрессии (закон Вебера—Фехнера).

Разностная чувствительность, или чувствительность к разли­чению, также находится в обратной зависимости к величине порога различения: чем порог различения больше, тем меньше разностная чувствительность.

Явление адаптации. Было бы неправильно думать, что как абсолютная, так и относительная чувствительность наших органов чувств оста­ется неизменной и ее пороги выражаются в постоянных чис­лах. Как показывают исследования, чувствительность наших органов чувств может меняться, и в очень больших пределах. Так, известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из темной комнаты переходишь на свет или из ярко освещенного помещения в темноту. В пер­вом случае глаза человека начинают испытывать резь, чело­век временно «слепнет», требуется некоторое время, чтобы глаза приспособились к яркому освещению. Во втором слу­чае имеет место обратное явление. Человек, который перешел из ярко освещенного помещения или открытого места с сол­нечным светом в темную комнату, сначала ничего не видит и необходимо 20—30 мин, чтобы он стал достаточно хорошо ориентироваться в темноте. Это говорит о том, что в зависи­мости от окружающей обстановки (освещенности) зритель­ная чувствительность человека резко меняется, |Сак показа­ли исследования, это изменение очень велико и чувствитель­ность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200 000 раз.

Описанные изменения чувствительности, зависящие от ус­ловий среды и носящие название, адаптации органов чувств к окружающим условиям, существуют ив слуховой сфере, и в сфере обоняния, осязания, вкуса. Изменение чувствительно­сти, происходящее по типу адаптации, не происходит сразу, оно требует известного времени и имеет свои временные ха­рактеристики. Существенно, что эти временные характеристи­ки различны для разных органов чувств. Так, для того, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность,, должно пройти около 30 мин. Лишь после этого человек приоб­ретает способность хорошо ориентироваться в темноте. Адап­тация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Так же бы­стро происходит изменение чувствительности в осязании (сла­бое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд).

Хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к изменению температуры). Однако эти явления выражены от­четливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре так же, как и к болевым раздражени­ям, почти не имеет места. Известны и явления адаптации к запахам. В учебнике под редакцией А.В.Петровского выделяет­ся три разновидности явления адаптации.

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при про­должительном действии раздражителя.

2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием дей­ствия сильного раздражителя.

(Эти два вида адаптации объединяют термином «негативная адаптация», так как в результате ее снижается чувствительность анализаторов.)

3. Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адапта­ции определяется как позитивная адаптация. В зрительном ана­лизаторе темновая адаптация глаза, когда увеличивается его чув­ствительность под влиянием темноты, — это позитивная адап­тация. Аналогичной формой слуховой адаптации является адап­тация к тишине.

Явление адаптации объясняется периферическими измене­ниями в функционировании рецептора или продолжительными воздействиями на него раздражителя. Так, например, известно, что под влиянием света разлагается (выцветает) зрительный пур­пур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, на­против, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Явление адаптации объясняется также процессами, протекающими в центральных отделах ана­лизаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное воз­буждение других очагов, способствуя повышению чувствитель­ности в новых условиях. В целом адаптация является одним из важнейших видов изменения чувствительности, указывающих на большую пластичность организма в его приспособлении к условиям среды.

Взаимодействие ощущений

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раз­дражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздраже­ний, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раз­дражения других органов чувств называется взаимодействием ощу­щений.

Повышение чувствительности в результате взаимодейст­вия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией. А.Р.Лурия выделяет две стороны повышения чувствительно­сти по типу сенсибилизации: первая носит длительный, по­стоянный характер и зависит преимущественно от устойчи­вых изменений, происходящих в организме; вторая — вре­менный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта — физиологических и психологических. Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувстви­тельности. Исследования показали, что острота чувствитель­ности органов чувств нарастает с возрастом, достигая мак­симума к 20—30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепен­но снижаться.

В другом эксперименте были получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на представление испытуемым слов «кислый как лимон». Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действитель­ном раздражении языка лимонным соком. Зная закономерно­сти изменения чувствительности органов чувств, можно, под­бирая побочные раздражители, сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность.

Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, зани­мающихся музыкой.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, на­зываемом синестезией — возникновением под влиянием раз­дражения одного анализатора ощущения, характерного для дру­гих анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окра­шенного слуха», который встречается у многих людей, и осо­бенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, ши­роко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «свет­лые», а низкие как «темные».

Явления синестезии — еще одно свидетельство постоянной.взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.

Совершенствование ощущений в процессе упражнений

Мы уже упоминали, что сенсибилизация органов чувств возможна путем упражнений. К такой сенсибилизации обычно приводит два пути: во-первых, необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота); во-вторых, специ­фические требования некоторых профессий. Так, утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Известий случаи, когда лю­ди, лишенные зрения, занимались скульптурой, что свиде­тельствует о высокоразвитом осязании. К этой же группе явлений относится и развитие вибрационных ощущений у глу­хих. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слышать музыку. Для этого они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Слепоглухая О.Скороходова, держа руку у горла говорящего собеседника, могла таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорил. У многих слепоглухонемых и у слепых хорошо раз­вита обонятельная чувствительность. Они могут по запаху узнавать знакомых им людей.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными профессиями. Так, установлено, что красильщики могут раз­личать до 50—60 оттенков черного цвета; сталевары различа­ют тончайшие оттенки раскаленн9го потока металла, указы­вающие на присутствие посторонних примесей. Известно, какой тонкости может достигнуть определение вкусовых ню­ансов у дегустаторов или способность музыкантов улавли­вать различия в тонах, совершенно не воспринимаемых обыч­ным слушателем.

Все эти факты показывают, что в условиях развития слож­ных форм сознательной деятельности острота абсолютной и раз­ностной чувствительности может существенно изменяться и что включение того или иного признака в сознательную деятель­ность человека может в значительных пределах изменить ост­роту этой чувствительности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: