Лекция 7. Воображение (2 часа).




В психологии существует традиция рассматривать воображение в качестве отдельного психического процесса наряду с восприя­тием, памятью, вниманием и др. В послед­нее время все большее распространение получает идущее от И. Канта понимание воображения как всеобщего свойства сознания. При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. Воображение детерминирует протекание конк­ретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творче­скую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане), предвосхищением результатов со­ответствующих действий и построением общих схем последних. Это находит свое проявление в феноменах «эмоционального предвосхищения» (А. В. Запорожец), «про­дуктивного восприятия» (В. П. Зинченко), в функциогенезе некоторых форм двига­тельной активности (Я. А. Бернштейн) и т. д.

В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.

Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Она обращена к сфере более или менее отда­ленного будущего и не предполагает не­медленного достижения реального резуль­тата, а также его полного совпадения с об­разом желаемого. Вместе с тем мечта мо­жет стать сильным мотивирующим факто­ром творческого поиска.

Механизмы воображения

Воображение — это образное конструирование со­держания понятия о предмете (или проек­тирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицируе­мое и реализуемое в конкретном материа­ле выражение). Содержание будущей мыс­ли (способ его построения, заданный через схему действий) фиксируется воображением в виде не­которой существенной, всеобщей тенден­ции развития целостного объекта. Осмыс­лить эту тенденцию как генетическую за­кономерность человек может только по­средством мышления.

Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеоб­щего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в са­мом акте созерцания отдельный факт от­крывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный об­раз ситуации строится раньше расчленен­ной и детализированной картины созерца­емого. Компоненты этого образа осмыс­ленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу, а не фор­мально (такой способ их соединения при­сущ уже мифам и сказкам; в онтогенезе он обнаруживается у детей дошкольного воз­раста). В итоге эти компоненты приобре­тают в человеческом сознании новую ка­чественную определенность. Т. о., воображение не яв­ляется ни произвольным наделением объ­екта любыми свойствами, ни простой ком­бинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов воображения состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически без­ошибочно. В истории философии и психо­логии это неоднократно давало повод для его мистификации.

Ведущим механизмом воображения служит пере­нос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, на­сколько он способствует раскрытию спе­цифической целостной природы другого объекта в процессе его познания или со­здания человеком. Операционно-технической основой подобного переноса высту­пает символическая функция.

Виды воображения

В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, напр., в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе — в сновидениях, т. н. измененных состояниях сознания и т. д. Или:

Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Иногда выделяют также воссоздающее и творческое воображение. Учитывая то, что творче­ский характер присущ воображению как таковому, об­разы «воссоздающего» воображения целесообразнее отнести к сфере гибких и динамичных ре­продуктивных представлений.

Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

1. Образное представление действительности.

2. Регулирование эмоциональных состояний.

3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

4. Формирование внутреннего плана действий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: