Лекция 6. Мышление (4 часа).




Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Обобщенное отражение действительности, каким является мышление, является результатом переработки не только опыта отдельного человека и его современников, но и предшествовавших поколений. К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:

1) непосредственное познание невозможно из-за наших анализаторов (например, у нас нет анализаторов для восприятия рентгеновских лучей);

2) непосредственное познание принципиально возможно, но невозможно в данных условиях;

3) непосредственное познание возможно, но не рационально.

Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, а также закономерности психика людей. Источником и критерием мыслительной действительности, а также областью для применения ее результатов является практика.

Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга и те временные нервные связи, которые образуются в коре больших полушарий. Эти связи возникают под воздействием сигналов второй системы, которыми является речь. Они отражают реальную действительность, но при обязательной опоре на сигналы первой системы. К последним относятся: ощущения, восприятия, представления. В процессе мышления обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом. Причем, вторая сигнальная система опирается на первую и обусловливает непрерывную связь обобщенного отражения действительности, каким является мышление, с чувственным познанием объективного мира путем ощущений, восприятий и представлений.

Мышление является высшим познавательным процессом и представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преображения человека в действительность.

В своем становлении мышление проходит две стадии: 1) допонятийную, 2) понятийную.

Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно характеризуется:

а) нечувствительностью к противоречиям, синкретизмом,

б) тенденцией связывать все со всем,

в) трансдукцией (переходом от частного к частному, минуя общее,

г) отсутствием представления с сохранении количества.

Понятийное мышление формируется к 16–17 годам и развивается постепенно от простого складывания ребенком предметов через установление сходства и различия между ними до собственно понятийного.

Понятие – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлении, которая выражена сливом или группой слов. Например, в понятие "человек" входят такие весьма существенные признаки, как членораздельная речь, трудовая деятельность, производство орудий труда.

Понятия принято различать:

по степени отвлеченности на конкретные и абстрактные,

по объему на единичные и общие.

Когда из всех признаков предмета выделяется определенная совокупность признаков, характеризующая именно этот предмет или группу ему подобных, мы имеем дело с конкретным понятием. Например, понятия "город", "мебель", "автомобиль". Если же при помощи отвлечения в предмете выделяется определенный признак и этот признак становится предметом изучения и, кроме того, рассматривается как особый предмет, то возникает абстрактное понятие (например, "справедливость", "равенство").

Как структурная единица мысли, суждение строится на совокупности понятий, к которым относятся суждение, умозаключение.

Суждение – это форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками. К примеру, Земля вращается вокруг Солнца.

Суждения образуются двумя способами:

- непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается,

- опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.

Умозаключение – это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К примеру, все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля – планета Солнечной системы, значит, она вращается вокруг Солнца.

К умозаключению можно прийти методами индукции, дедукции или аналогии.

Индукция – это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему.

Дедукция – это логический вывод, отражающий направленность мысли от общего к частному.

Аналогия – это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному.

Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека. В зависимости от стиля умственной деятельности человека и доступности для него содержания задачи ее решение может осуществляться различными способами. Наименее желательным является способ проб и ошибок, при котором обычно не имеется ни достаточно четкого осознания задачи, ни построения и целенаправленной проверки различных гипотез. Этот способ, как правило, не приводит к аккумуляции опыта и не служит условием умственного развития человека.

В качестве желательных способов решения мыслительной задачи, которые позволяют скорее найти ответ и являются условиями умственного развития человека, могут быть названы следующие:

пассивное и активное использование алгоритма,

целенаправленная трансформация условий задачи,

эвристические способы решения задачи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: