Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Обобщенное отражение действительности, каким является мышление, является результатом переработки не только опыта отдельного человека и его современников, но и предшествовавших поколений. К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:
1) непосредственное познание невозможно из-за наших анализаторов (например, у нас нет анализаторов для восприятия рентгеновских лучей);
2) непосредственное познание принципиально возможно, но невозможно в данных условиях;
3) непосредственное познание возможно, но не рационально.
Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, а также закономерности психика людей. Источником и критерием мыслительной действительности, а также областью для применения ее результатов является практика.
Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга и те временные нервные связи, которые образуются в коре больших полушарий. Эти связи возникают под воздействием сигналов второй системы, которыми является речь. Они отражают реальную действительность, но при обязательной опоре на сигналы первой системы. К последним относятся: ощущения, восприятия, представления. В процессе мышления обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом. Причем, вторая сигнальная система опирается на первую и обусловливает непрерывную связь обобщенного отражения действительности, каким является мышление, с чувственным познанием объективного мира путем ощущений, восприятий и представлений.
|
Мышление является высшим познавательным процессом и представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преображения человека в действительность.
В своем становлении мышление проходит две стадии: 1) допонятийную, 2) понятийную.
Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно характеризуется:
а) нечувствительностью к противоречиям, синкретизмом,
б) тенденцией связывать все со всем,
в) трансдукцией (переходом от частного к частному, минуя общее,
г) отсутствием представления с сохранении количества.
Понятийное мышление формируется к 16–17 годам и развивается постепенно от простого складывания ребенком предметов через установление сходства и различия между ними до собственно понятийного.
Понятие – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлении, которая выражена сливом или группой слов. Например, в понятие "человек" входят такие весьма существенные признаки, как членораздельная речь, трудовая деятельность, производство орудий труда.
Понятия принято различать:
по степени отвлеченности на конкретные и абстрактные,
по объему на единичные и общие.
Когда из всех признаков предмета выделяется определенная совокупность признаков, характеризующая именно этот предмет или группу ему подобных, мы имеем дело с конкретным понятием. Например, понятия "город", "мебель", "автомобиль". Если же при помощи отвлечения в предмете выделяется определенный признак и этот признак становится предметом изучения и, кроме того, рассматривается как особый предмет, то возникает абстрактное понятие (например, "справедливость", "равенство").
|
Как структурная единица мысли, суждение строится на совокупности понятий, к которым относятся суждение, умозаключение.
Суждение – это форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками. К примеру, Земля вращается вокруг Солнца.
Суждения образуются двумя способами:
- непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается,
- опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.
Умозаключение – это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К примеру, все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля – планета Солнечной системы, значит, она вращается вокруг Солнца.
К умозаключению можно прийти методами индукции, дедукции или аналогии.
Индукция – это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему.
Дедукция – это логический вывод, отражающий направленность мысли от общего к частному.
Аналогия – это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному.
Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека. В зависимости от стиля умственной деятельности человека и доступности для него содержания задачи ее решение может осуществляться различными способами. Наименее желательным является способ проб и ошибок, при котором обычно не имеется ни достаточно четкого осознания задачи, ни построения и целенаправленной проверки различных гипотез. Этот способ, как правило, не приводит к аккумуляции опыта и не служит условием умственного развития человека.
В качестве желательных способов решения мыслительной задачи, которые позволяют скорее найти ответ и являются условиями умственного развития человека, могут быть названы следующие:
пассивное и активное использование алгоритма,
целенаправленная трансформация условий задачи,
эвристические способы решения задачи.