Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.
Эмоции - особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые “чистые” эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.
Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции, и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.
|
Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами (см.); высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т. е. имеющие строго причинно-обусловленную природу, чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.
В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, Ч. выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, т. е. непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т. п.).
Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Напр., чувство любви порождает спектр эмоций: радости, гнева, печали и т. д. В одном и том же чувстве нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицательные) эмоции. Этим объясняется такое свойство чувств, как двойственность (амбивалентность).
|
Исторически чувства формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе чувства проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситутативных эмоциональных реакций.
В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, другие же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих чувств человека проявляются его мировоззренческие установки, направленность, т. е. важнейшие характеристики его личности. Чувства исключительной силы стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на единую цель, называются страстью. Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами чувств: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические, родительские и др. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные (напр., к ребенку, произведению искусства), обобщенные (к детям, музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т. п.). Отсутствие исчерпывающей классификации чувств объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью.
|
Переживание понимается Л.С.Выготским как, во-первых, наиболее полная (по сравнению с другими) величина в структуре сознания, во-вторых, динамическая, то есть движущая поведением, величина и, в-третьих, в ней представлена личность в социальной ситуации развития. Теоретически осмысливая «изменение личности как целого», Л.С.Выготский применял понятие переживания к анализу онтогенеза личности, выделяя «поворотные» переживания. Термин «переживание» здесь указывает на «особое отношение личности к своему миру », за ним скрыты конфликты и кризисы развития. Так, например, младенчество - это возраст господства "нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения". Но тогда источник переживаний заключен в противоречии "между максимальной социальностью ребенка и минимальными возможностями общения". На ранних ступенях ребенок еще не знает своего "Я". Крупным шагом, открывающим новую главу и становлении ребенка, является перестройка, связанная с осмысленной ориентировкой в собственных переживаниях. Возникает "обобщение переживаний, логика чувств". "В переживании, - указывал Л.С.Выготский, — дана, с одной стороны, среда в ее отношении ко мне, с другой — особенность моей личности". Сила же среды "приобретает направляющее значение благодаря переживанию ребенка ". Стало быть, возрастное развитие, согласно Л.С.Выготскому, может быть представлено как история переживаний формирующейся личности. Переживания выступают как индикаторы различных эпох этой истории.
Согласно С.Л.Рубинштейну, в переживании представлено субъектное начало сознания, (объектным началом которого является знание). С.Л.Рубинштейн выделяет два уровня (или типа) переживаний. Исходный уровень охватывает все непосредственно испытываемые субъектом психические состояния. Второй уровень – это события его внутренней жизни.
Новый подход к переживанию открыли работы Б.М. Теплова при изучении психологии восприятия музыкальных произведений и диагностики музыкальных способностей. Анализируя такие явления как «чувство ритма» и «чувство гармонии» он тем самым актуализировал значение субъектности, и, соответственно переживания, а не просто восприятия или ощущения музыкального произведения человеком (хотя человек, безусловно, слышит музыку как набор звуков определенной громкости и продолжительности (ощущение) и может воспринимать его как целостный и завершенный музыкальный образ). Применительно к переживанию эмоциональная составляющая, без которой его нет, выступала в качестве нераздельно сопряженной со смысловой, т.е. с пониманием содержания воспринимаемого произведения. Ядро переживания, по Б.М. Теплову, составляет «эмоционально испытываемое понимание смыслов и ценностей культуры» (тем самым интеллект и аффект (эмоция) связываются в переживании в целостную единицу
Лекция 11. Понятие воли и волевого процесса. Развитие волевых процессов в филогенезе и онтогенезе.
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция его активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим психологи выделяют в качестве конкретизации указанной выше общей функции, две другие — активизирующую и тормозящую. Иногда первую функцию обозначают термином побудительная или стимулирующая.
Волевые или произвольные действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные, как, например, сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т.п. К этому же классу движений относится одергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т.д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при удивлении мы поднимаем брови и приоткрываем рот; радуясь, начинаем улыбаться; в гневе невольно стискиваем зубы, морщим лоб и т.д.
К непроизвольному типу поведения относятся также импульсивные действия, неосознанные, неподчиненные общей цели реакции, например, на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т.д. Специфическая особенность волевого поведения в переживании состояния «Я должен», а не «Я хочу», хотя, конечно, следует учитывать возможность совпадения волевого и импульсивного поведения («Я хочу исполнить свой долг»). Поэтому, образно выражаясь, наша жизнь представляет собой постоянную борьбу волевого и привычного, обыденного поведения. В противоположность непроизвольным, сознательные действия, более характерные для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение. Однако, являясь по своей структуре достаточно сложными, так как не всякая цель может быть достигнута сразу, волевые действия могут включать в себя в качестве отдельных звеньев и такие движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.
Некоторые волевые действия носят сложный характер и могут выполняться в течение длительного времени. Так, альпинисты, решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задолго до восхождения. Сюда включаются и тренировки, и осмотр амуниции, и подгонка креплений, и выбор маршрута и т.д. Но главные трудности ждут их впереди, когда они начнут свое восхождение. Точно также ученик, решивший приготовить для школьной выставки модель физического кабинета, будет вынужден действовать по определенному плану, который потребует длительного, тщательного, всестороннего обдумывания.
Еще одним важнейшим признаком волевого поведения считают связь его с преодолением препятствий, внутренних или внешних. Внутренние, субъективные, препятствия обусловлены поведением человека, субъекта волевого действия и могут быть вызваны усталостью, желанием развлечься, страхом, стыдом, ложным самолюбием, инертностью, просто ленью и т.д.
Механизмы психологической защиты позволяют субъекту считать эту внутреннюю причину внешней, объективной, скрывая от окружающих существование у него побуждений, направленных на выполнение данного действия. Так, например, ученик, опоздавший на урок из-за того, что ему не хотелось вставать с постели, может рассказать учителю, что у его бабушки был сердечный приступ, а он должен был вызвать ей скорую помощь и встретить врача. Примером внешних препятствий могут служить различные помехи, расцениваемые как объективно препятствующие достижению поставленной цели. Однако не любое действие, направленное на преодоление препятствия, называют волевым. Так, подросток, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложный рельеф местности и даже залезть на высокое дерево, но никто не назовет его действия волевыми.
Важнейшую роль в преодолении затруднений на пути к достижению цели играет осознание ее значения, а вместе с тем и осознание своего долга. Чем больше значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. В некоторых случаях достижение цели оказывается дороже жизни, и тогда волевые действия могут привести к смерти субъекта. Подтверждением этого положения могут служить примеры гибели бойцов во время пыток или смертельные исходы спортивных поединков.
Таким образом, волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).
Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.
Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда в побуждении ясно видна цель, непосредственно переходящая в действие и не выходящая за пределы существующей ситуации, говорят о простом волевом акте. Сложное волевое действие предполагает вклинивание между побуждающим импульсом и непосредственным действием дополнительных звеньев. Существенными моментами или фазами волевого процесса выступают: 1) возникновение побуждения и постановка цели; 2) стадия обсуждения и борьба мотивов; 3) принятие решения; 4) исполнение.
Лекция 12. Проблема мотивации и принятия решения (2 часа). Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования – наличие преград, препятствий при достижении цели.
Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности.
Основным содержанием первой ступени в развитии волевого действия является возникновение побуждения и осознание цели.
Не всякое побуждение носит сознательный характер. В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, их разделяют на влечение и желание. Если индивид осознает лишь неудовлетворенность текущей ситуации и при этом сама потребность осознается недостаточно отчетливо, недифференцировано, а, следовательно, не осознаются пути и средства к достижению цели, то мотивом деятельности является влечение. Влечение — смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то не хватает или что ему что-то нужно, но, что именно, он не понимает. Обычно люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде скуки, тоски, неопределенности. В таких случаях говорят: «Он сам не знает, что ему нужно». Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в деятельность. Поэтому же влечение — переходящее явление, и представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и т.д.
Однако желать еще не означает действовать. Отражая содержание потребности, желание не содержит активного элемента. Желание — это скорее знание того, что побуждает к действию. Прежде чем желание превратится в- непосредственный мотив поведения, а затем в цель, оно оценивается человеком, который взвешивает все условия, помогающие и мешающие ее осуществлению. Желание как мотив деятельности характеризуется четкой осознанностью, породившей его потребности. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана, осознаются также при этом возможные пути и средства достижения цели.
Далеко не всякие желания претворяются сразу в жизнь. У человека может возникнуть одновременно несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он окажется в затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать первым. Так, окончив среднюю школу, юноша может колебаться, в какое высшее учебное заведение ему поступить.
В результате изменения значения различных потребностей у человека может возникнуть борьба мотивов. Борьба мотивов включает в себя широкое мысленное обсуждение человеком тех оснований, которые говорят о всех плюсах и минусах действий в том или ином направлении, обсуждении того, как именно надо действовать. Борьба мотивов нередко сопровождается значительным внутренним напряжением и представляет собой переживание глубокого внутреннего конфликта между доводами разума и чувствами, мотивами личного порядка и общественными интересами, между «хочу» и «должен» и т.д.
В традиционной психологии борьба мотивов и последующее решение рассматривалось как основное звено, ядро волевого акта. При этом внутренняя борьба, конфликт со своей собственной, раздвоенной душой и выход из нее в виде внутреннего решения противопоставлялись исполнению как второстепенный составляющей волевого акта. Справедливости ради отметим и противоположную тенденцию, когда авторы стремятся вообще выключить из волевого действия внутреннюю работу сознания, связанную с выбором, обдумыванием и оценкой. Отрывая мотивацию от самого волевого акта они превращают его в чистую импульсивность, лишают сознательного контроля.
В действительности борьба мотивов как звено волевого акта не может быть отброшена, как не должна и абсолютизироваться. Подлинно волевое действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение. Задержка действий для обсуждения последствий также существенна для волевого акта, как и импульсы к нему. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный. Мысленное моделирование ситуаций обнаруживает, что желание, порожденное одной потребностью или определенным интересом, может осуществиться лишь за счет другого желания или что желательное само по себе действие может привести к нежелательным последствиям.