Лекция 10. Эмоции. Чувства. Переживание (4 часа).




Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Эмоции - особый класс свойственных личности психологических состоя­ний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощуще­ний приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые “чистые” эмоции. Они включены во все психи­ческие процессы и состояния человека. Любые проявления его ак­тивности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Практи­чески все элементарные органические ощущения имеют свой эмоцио­нальный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональ­ное состояние сопровождается многими физиологическими измене­ниями организма. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает чело­век, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции, и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в на­чале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в ка­честве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства — устойчивые эмоцио­нальные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами (см.); высший продукт разви­тия эмоциональных процессов в обще­ственных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т. е. имеющие стро­го причинно-обусловленную природу, чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей мо­гут иметь различное значение.

В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, Ч. выделяют в вос­принимаемой и представляемой действи­тельности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства носят отчетливо выра­женный предметный характер, т. е. непре­менно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событи­ем жизни и т. п.).

Одно и то же чувство может реализо­ваться в различных эмоциях. Это обуслов­лено сложностью явлений, многогранно­стью и множественностью их связей друг с другом. Напр., чувство любви порождает спектр эмоций: радости, гнева, печали и т. д. В одном и том же чувстве нередко слива­ются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и от­рицательные) эмоции. Этим объясняется такое свойство чувств, как двойственность (ам­бивалентность).

Исторически чувства формируются в про­цессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе чувства про­являются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития инди­видуального сознания под влиянием вос­питательных воздействий семьи, школы, искусства. Возникая как результат обоб­щения отдельных эмоций, сформировав­шиеся чувства становятся образованиями эмо­циональной сферы человека, определяю­щими динамику и содержание ситутативных эмоциональных реакций.

В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, другие же остают­ся потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих чувств человека проявляются его мировоззренческие уста­новки, направленность, т. е. важнейшие характеристики его личности. Чувства исключи­тельной силы стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыс­лов и сил на единую цель, называются страстью. Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами соци­альных явлений, становящихся объектами чувств: моральные, эстетические, интеллекту­альные, практические, родительские и др. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конк­ретные (напр., к ребенку, произведению искусства), обобщенные (к детям, музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т. п.). Отсутствие исчерпы­вающей классификации чувств объясняется большим их разнообразием, а также их ис­торической изменчивостью.

Переживание понимается Л.С.Выготским как, во-первых, наиболее полная (по сравнению с другими) величина в структуре сознания, во-вторых, динамическая, то есть движущая поведением, величина и, в-третьих, в ней представлена личность в социальной ситуации развития. Теоретически осмысливая «изменение личности как целого», Л.С.Выготский применял понятие переживания к анализу онтогенеза личности, выделяя «поворотные» переживания. Термин «переживание» здесь указывает на «особое отношение личности к своему миру », за ним скрыты конфликты и кризисы развития. Так, например, младенчество - это воз­раст господства "нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения". Но тогда источник пере­живаний заключен в противоречии "между максимальной социаль­ностью ребенка и минимальными возможностями общения". На ран­них ступенях ребенок еще не знает своего "Я". Крупным шагом, от­крывающим новую главу и становлении ребенка, является перестрой­ка, связанная с осмысленной ориентировкой в собственных пережи­ваниях. Возникает "обобщение переживаний, логика чувств". "В переживании, - указывал Л.С.Выготский, — дана, с одной сторо­ны, среда в ее отношении ко мне, с другой — особенность моей лич­ности". Сила же среды "приобретает направляющее значение благо­даря переживанию ребенка ". Стало быть, возрастное развитие, согласно Л.С.Выготскому, может быть представлено как история переживаний формирующейся личности. Переживания выступают как индикаторы различных эпох этой истории.

Согласно С.Л.Рубинштейну, в переживании представлено субъектное начало сознания, (объектным началом которого является знание). С.Л.Рубинштейн выделяет два уровня (или типа) переживаний. Исходный уровень охватывает все непосредственно испытываемые субъектом психические состояния. Второй уровень – это события его внутренней жизни.

Новый подход к переживанию открыли работы Б.М. Теплова при изучении психологии восприятия музыкальных произведений и диагностики музыкальных способностей. Анализируя такие явления как «чувство ритма» и «чувство гармонии» он тем самым актуализировал значение субъектности, и, соответственно переживания, а не просто восприятия или ощущения музыкального произведения человеком (хотя человек, безусловно, слышит музыку как набор звуков определенной громкости и продолжительности (ощущение) и может воспринимать его как целостный и завершенный музыкальный образ). Применительно к переживанию эмоциональная составляющая, без которой его нет, выступала в качестве нераздельно сопряженной со смысловой, т.е. с пониманием содержания воспринимаемого произведения. Ядро переживания, по Б.М. Теплову, составляет «эмоционально испытываемое понимание смыслов и ценностей культуры» (тем самым интеллект и аффект (эмоция) связываются в переживании в целостную единицу

 

Лекция 11. Понятие воли и волевого процесса. Развитие волевых процессов в филогенезе и онтогенезе.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправ­ленных действий и поступков. Воля соотносится со всем созна­нием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция его ак­тивности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В осно­ве этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов воз­буждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим психологи выделяют в качестве конкретизации указанной выше общей функции, две другие — активизирующую и тормо­зящую. Иногда первую функцию обозначают термином побуди­тельная или стимулирующая.

Волевые или произвольные действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из не­произвольных движений являются рефлекторные, как, напри­мер, сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чиха­ние и т.п. К этому же классу движений относится одергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный по­ворот головы в сторону раздавшегося звука и т.д. Непроизволь­ный характер носят обычно и наши выразительные движения: при удивлении мы поднимаем брови и приоткрываем рот; ра­дуясь, начинаем улыбаться; в гневе невольно стискиваем зубы, морщим лоб и т.д.

К непроизвольному типу поведения относятся также импуль­сивные действия, неосознанные, неподчиненные общей цели реакции, например, на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т.д. Специфическая особенность волевого поведения в переживании состояния «Я должен», а не «Я хочу», хотя, конечно, следует учитывать возможность совпа­дения волевого и импульсивного поведения («Я хочу исполнить свой долг»). Поэтому, образно выражаясь, наша жизнь пред­ставляет собой постоянную борьбу волевого и привычного, обы­денного поведения. В противоположность непроизвольным, со­знательные действия, более характерные для поведения челове­ка, направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательная целеустремленность действий характеризует воле­вое поведение. Однако, являясь по своей структуре достаточно сложными, так как не всякая цель может быть достигнута сра­зу, волевые действия могут включать в себя в качестве отдель­ных звеньев и такие движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.

Некоторые волевые действия носят сложный характер и мо­гут выполняться в течение длительного времени. Так, альпини­сты, решившие покорить горную вершину, начинают свою под­готовку задолго до восхождения. Сюда включаются и трениров­ки, и осмотр амуниции, и подгонка креплений, и выбор марш­рута и т.д. Но главные трудности ждут их впереди, когда они начнут свое восхождение. Точно также ученик, решивший при­готовить для школьной выставки модель физического кабине­та, будет вынужден действовать по определенному плану, кото­рый потребует длительного, тщательного, всестороннего обду­мывания.

Еще одним важнейшим признаком волевого поведения считают связь его с преодолением препятствий, внутренних или внешних. Внутренние, субъективные, препятствия обус­ловлены поведением человека, субъекта волевого действия и могут быть вызваны усталостью, желанием развлечься, стра­хом, стыдом, ложным самолюбием, инертностью, просто ленью и т.д.

Механизмы психологической защиты позволяют субъекту счи­тать эту внутреннюю причину внешней, объективной, скрывая от окружающих существование у него побуждений, направленных на выполнение данного действия. Так, напри­мер, ученик, опоздавший на урок из-за того, что ему не хоте­лось вставать с постели, может рассказать учителю, что у его бабушки был сердечный приступ, а он должен был вызвать ей скорую помощь и встретить врача. Примером внешних препят­ствий могут служить различные помехи, расцениваемые как объ­ективно препятствующие достижению поставленной цели. Од­нако не любое действие, направленное на преодоление препят­ствия, называют волевым. Так, подросток, убегающий от соба­ки, может преодолеть очень сложный рельеф местности и даже залезть на высокое дерево, но никто не назовет его действия волевыми.

Важнейшую роль в преодолении затруднений на пути к достижению цели играет осознание ее значения, а вместе с тем и осознание своего долга. Чем больше значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. В неко­торых случаях достижение цели оказывается дороже жизни, и тогда волевые действия могут привести к смерти субъекта. Подтверждением этого положения могут служить примеры гибели бойцов во время пыток или смертельные исходы спор­тивных поединков.

Таким образом, волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда в побуждении ясно видна цель, непосредственно переходящая в действие и не выходящая за пределы существу­ющей ситуации, говорят о простом волевом акте. Сложное воле­вое действие предполагает вклинивание между побуждающим импульсом и непосредственным действием дополнительных звеньев. Существенными моментами или фазами волевого про­цесса выступают: 1) возникновение побуждения и постановка цели; 2) стадия обсуждения и борьба мотивов; 3) принятие ре­шения; 4) исполнение.

 

 

Лекция 12. Проблема мотивации и принятия решения (2 часа). Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования – наличие преград, препятствий при достижении цели.

Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности.

Основным содержанием первой ступени в развитии волево­го действия является возникновение побуждения и осознание цели.

Не всякое побуждение носит сознательный характер. В зависимости от того, насколько осознана та или иная потреб­ность, их разделяют на влечение и желание. Если индивид осоз­нает лишь неудовлетворенность текущей ситуации и при этом сама потребность осознается недостаточно отчетливо, недифференцировано, а, следовательно, не осознаются пути и сред­ства к достижению цели, то мотивом деятельности является влечение. Влечение — смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то не хватает или что ему что-то нужно, но, что именно, он не понимает. Обычно люди переживают влечение как спе­цифическое тягостное состояние в виде скуки, тоски, неопре­деленности. В таких случаях говорят: «Он сам не знает, что ему нужно». Из-за своей неопределенности влечение не может пе­рерасти в деятельность. Поэтому же влечение — переходящее явление, и представленная в нем потребность либо угасает, ли­бо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и т.д.

Однако желать еще не означает действовать. Отражая содер­жание потребности, желание не содержит активного элемента. Желание — это скорее знание того, что побуждает к действию. Прежде чем желание превратится в- непосредственный мотив поведения, а затем в цель, оно оценивается человеком, кото­рый взвешивает все условия, помогающие и мешающие ее осу­ществлению. Желание как мотив деятельности характеризуется четкой осознанностью, породившей его потребности. Имея по­буждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана, осознаются также при этом возможные пути и средства достижения цели.

Далеко не всякие желания претворяются сразу в жизнь. У человека может возникнуть одновременно несколько несог­ласованных и даже противоречивых желаний, и он окажется в затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать первым. Так, окончив среднюю школу, юноша может колебать­ся, в какое высшее учебное заведение ему поступить.

В результате изменения значения различных потребностей у человека может возникнуть борьба мотивов. Борьба мотивов включает в себя широкое мысленное обсуждение человеком тех оснований, которые говорят о всех плюсах и минусах действий в том или ином направлении, обсуждении того, как именно надо действовать. Борьба мотивов нередко сопровождается зна­чительным внутренним напряжением и представляет собой пе­реживание глубокого внутреннего конфликта между доводами разума и чувствами, мотивами личного порядка и обществен­ными интересами, между «хочу» и «должен» и т.д.

В традиционной психологии борьба мотивов и последующее решение рассматривалось как основное звено, ядро волевого акта. При этом внутренняя борьба, конфликт со своей собст­венной, раздвоенной душой и выход из нее в виде внутреннего решения противопоставлялись исполнению как второстепен­ный составляющей волевого акта. Справедливости ради отме­тим и противоположную тенденцию, когда авторы стремятся вообще выключить из волевого действия внутреннюю работу сознания, связанную с выбором, обдумыванием и оценкой. От­рывая мотивацию от самого волевого акта они превращают его в чистую импульсивность, лишают сознательного контроля.

В действительности борьба мотивов как звено волевого акта не может быть отброшена, как не должна и абсолютизировать­ся. Подлинно волевое действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение. Задержка дейст­вий для обсуждения последствий также существенна для воле­вого акта, как и импульсы к нему. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный. Мысленное моделиро­вание ситуаций обнаруживает, что желание, порожденное од­ной потребностью или определенным интересом, может осу­ществиться лишь за счет другого желания или что желательное само по себе действие может привести к нежелательным по­следствиям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: