Лекция 14. Характер (2 часа).




В психологии понятие характер (от греч. charaktfr — «пе­чать», «чеканка»), означает совокупность устойчивых индивиду­альных особенностей личности, складывающихся и проявляющих­ся в деятельности, и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях. В современной зарубежной характерологии можно выделить три направления:

1) конституционно-биологическое (связано с именем Э. Кречмера. Характер, по существу сводится к сумме конституции и темперамента);

2) психоаналитическое (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и т.д. Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека);

3) идеологическое (психоэтическая теория Робека: характер заключается в торможении инстинктов, которое определяет этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Бауд: характер определяется социальным положением человека и т.д.).

Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откро­венность, что это человек: смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества — свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со зна­чительной долей вероятности предвидеть и тем самым коррек­тировать ожидаемые действия и поступки, О человеке с харак­тером нередко говорят: «Он должен был поступить именно так, он не мог поступить именно так, он не мог поступить иначе — такой уж у него характер».

Однако характерными можно считать не все особенности че­ловека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность — свойство его характера. Порой, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессими­стами.

Выступая как прижизненное образование человека, харак­тер определяется и формируется в течение всей жизни челове­ка. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуж­дений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как фор­мируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные усло­вия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых прохо­дит жизненный путь человека, на основе его природных свойств ив результате его деяний и поступков. Однако непосредствен­но формирование Характера происходит в различных по уров­ню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спор­тивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответ­ствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Чер­ты характера также будут зависеть от позиции индивида в груп­пе, от того как интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот про­цесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.

Содержание характера, отражающее общественные воздей­ствия, влияния, составляет жизненную направленность лич­ности, т.е. ее материальные и духовные потребности, инте­ресы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности оп­ределяет цели, жизненный план человека, степень его жиз­ненной активности. Характер человека предполагает нали­чие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, зада­чи, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотно­шение между общественно и личностно значимым для челове­ка. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие «характер» относится в большей сте­пени к отношению этих объективно существующих задач. Поэ­тому характер — это не просто любое проявление твердости, упорства и т.п., (формальное упорство может быть просто уп­рямством), а направленность на общественно значимую дея­тельность. Именно направленность личности лежит в основе един­ства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному чело­веку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Одна­ко характер и направленность личности — это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоко нравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплот­ными помыслами. Направленность личности накладывает от­печаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой от­ношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя вней, придавая характеру человека своеоб­разный колорит,

В сформировавшемся характере ведущим компонентом яв­ляется система убеждений. Убежденность определяет долгосроч­ную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливо­сти и важности дела, которое он выполняет. Особенности ха­рактера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой под­ражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека, и, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчиво­сти личности. Сходство интересов не предполагает аналогич­ных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и на­вязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера:

Характер возможно понять только как определенное единство направленности и образа действий. Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определя­ет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуа­ции выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать сте­пень выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих ус­пех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, ини­циативы и т.д.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: