Лекция 20. Развитие деятельности в онтогенезе (2 часа).




Ведущая деятельность это та деятельность ре­бенка в рамках социальной ситуации развития, вы­полнение которой определяет возникновение и фор­мирование у него основных психологических ново­образований на данной ступени развития. Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает. Но разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в становлении психических функций и л-и ребенка происходящие на каждом возрастном этапе обусловлены ВД. Ученик и последователь Л.С. Выготского А.Н. Леонтьев выделил 3 признака ВД:

1.В форме ВД возникают и дифференцируются новые виды деятельности.

2.В этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психич-е функции (в игре – творческое воображение).

3.От нее зависят наблюдаемые в это время изменения деятельности.

Ведущей не может стать любая деятельности, которой ребенок отдает много времени. Все многообразие человеческой деятельности можно свести к трем основным видам: труд, учение и игра. Каждый из этих видов деятельности является на определенных этапах жизни: игра – дошкольный период; учение – младший школьный возраст, отрочество, юношество; труд – зрелость и старость. Младенчество – непосредственное эмоциональное общение. Раннее детство – предметная деятельности. Дошкольный возраст – игра. Младший школьный возраст – учебная деятельность. Подростковый возраст – интимно-личностная (Эльконин), общественно-полезная. Юношество – учебно-профессиональное, поиск смысла жизни, личностное самоопределение «Кто Я?». ВД порождает центральные новообразования (Выготский). Эта теория получила наибольшее признание. Вместе с тем некоторые психологи рассматривают в качестве определяющих факторов психического развития другие аспекты деятельности. С.Л. Рубинштейн выражает сомнение по поводу тезиса об игре как ведущей форме деятельности в развитии ребенка-дошкольника. Личностно образующим началом на каждом возрастном этапе становится комплекс взаимозависимых деятельностей, а не доминирование одного типа деятельности, преимущественно ответственного за успешное достижение целей развития. У каждого индивида в результате психологического анализа может быть выделен присущий ему ведущий тип деятельности, позволяющий отличать его от многих других. Общий вывод состоит в том, что нельзя указать один, раз навсегда данный, фиксированный для каждого возрастного периода «ведущий тип деятельности ». По мнению А. Н. Леонтьева, генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом. При этом они находят свое психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий (то есть придают действию личностный смысл).

Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующих функций (мотивы-стимулы).

Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации. Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу лично


 

 

Вопросы к зачету

1. Место и значение психологии в современном обществе. Житейская и научная психология.

2. Основные категории психологии.

3. Принципы психологии.

4. Система методов исследования в психологии.

5. Система психических явлений.

6. Основные направления психологии: объективная и субъективная психологии (структурализм, функционализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология).

7. Концепции панпсихизма, панхемопсихизма, панбиопсихизма, паннейропсихизма, панзоопсихизма, иконопсихизма, антропопсихизма, антипсихизма в вопросе о сущности и происхождении психики.

8. Психика как результат эволюции материи.

9. Концепция А.Н. Леонтьева о стадиях в развитии психики.

10. Развитие представлений об ощущении.

11. Систематическая классификация ощущений.

12. Генетическая классификация видов чувствительности.

13. Основные модальности и свойства ощущений.

14. Абсолютный порог ощущения и абсолютная чувствительность. Относительная (разностная) чувствительность. Порог различения. Закон Вебера-Фехнера.

15. Адаптация и габитуация.

16. Сенсибилизация.

17. Синестезия.

18. Восприятие пространства. Эффекты восприятия.

19. Восприятие движения.

20. Восприятие времени.

21. Развитие представлений о памяти.

22. Типы памяти по П.Линдсней и Д.Норман (непосредственный отпечаток сенсорной информации, кратковременная, долговременная).

23. Эйдетическая память.

24. Виды памяти: сенсорная, образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная.

25. Мнемические процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации. Непроизвольная и произвольная память.

26. Кратковременная, оперативная, буферная и долговременная память.

27. Индивидуальные особенности памяти.

28. Структура памяти: семантические сети, схемы, пакеты знаний, сценарии и прототипы.

29. Развитие памяти. Мнемические приемы.

30. Теории памяти.

31. Понятие о внимании. Теории внимания.

32. Внимание как процесс и как состояние.

33. Функции и виды внимания.

34. Основные свойства внимания и методы диагностики основных свойств внимания (таблицы Бурдона, таблицы Крепелина, таблицы Шульте).

 

ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ

1. Понятие мышления. История развития представлений о мышлении.

2. Мышление и речь. Внутренняя и внешняя речь.

3. Абстракция и обобщение. Понятие как механизм мышления.

4. Основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение). Опыты Пиаже.

5. Виды мышления (предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое). Дискурсивное и интуитивное мышление. Продуктивное и репродуктивное мышление. Теоретическое и практическое мышление.

6. Проблема определения и изучения интеллекта.

7. Конвергентное и дивергентное мышление.

8. Индивидуальные особенности мышления: самостоятельность, инициативность, широта, критичность, гибкость.

9. Образ и воображение. Отличие образов воображения от образов памяти. Воображение и фантазия.

10. Непроизвольное и произвольное воображение. Воссоздающее и творческое воображение. Способы и приемы воображения (агглютинация, акцентирование, схематизация, типизация).

11. Индивидуальные особенности воображения (новизна, оригинальность, яркость, точность, сила, широта).

12. Креативность как дивергентная способность. Диагностика креативности. Связь креативности и творческой деятельности.

13. Условия, стимулирующие творческое мышление.

14. Творчество как процесс.

15. Закономерности образования и развития категоризации явлений. Роль категоризации в развитии сознания и личности.

16. Субъективное семантическое пространство.

17. Понятие об эмоциях. Биологическая и психологическая природа эмоций. Аффекты.

18. Понятие чувства в психологии.

19. Амбивалентность чувств.

20. Переживание. Выделение категории переживания в психологии Дильтея и Выготского. Концепция Теплова. Переживание и развитие личности.

21. Воля как высшая психическая функция. Основа волевого поведения. Волевой акт. Мотивы, эмоции, ценности, сознание в совершении волевого поведения.

22. Проблема воли в воззрениях Августина, Р.Декарта, Б.Спинозы. Проблема свободы воли.

23. Развитие воли. Индивидуальные различия волевой сферы.

24. Механизмы принятия решения. Волевое усилие как условие выполнения принятого решения.

25. Понятие темперамента. Типологии темперамента.

26. Характер. Типологии характера. Эндогенные и экзогенные черты характера.

Вопросы к экзамену

1. Психология как область знаний и как профессиональная сфера деятельности. Житейская, практическая и научная психология.

2. Основные категории и принципы психологии.

3. Основные психологические теории и их взаимосвязь.

4. Система методов исследования в психологии.

5. Система психических явлений.

6. Идеалистические и материалистические взгляды на природу психического.

7. Основные направления психологии: объективная и субъективная психологии (структурализм, функционализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология).

8. Психика как субъективное отражение объективной реальности. Концепция опережающего отражения. Теория системного моделирования и понимание психического.

9. Концепции панпсихизма, панхемопсихизма, панбиопсихизма, паннейропсихизма, панзоопсихизма, иконопсихизма, антропопсихизма, антипсихизма в вопросе о сущности и происхождении психики.

10. Психика и эволюция нервной системы. Концепция А.Н. Леонтьева о стадиях в развитии психики.

11. Систематическая классификация ощущений. Генетическая классификация видов чувствительности.

12. Основные модальности и свойства ощущений.

13. Абсолютный порог ощущения и абсолютная чувствительность. Относительная (разностная) чувствительность. Порог различения. Закон Вебера-Фехнера.

14. Адаптация и габитуация. Синестезия. Сенсибилизация. Возможность совершенствования ощущений в процессе упражнения.

15. Восприятие пространства. Восприятие движения. Восприятие времени. Эффекты восприятия.

16. Восприятие непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Наблюдение.

17. Память. Типы памяти по П.Линдсней и Д.Норман (непосредственный отпечаток сенсорной информации, кратковременная, долговременная). Виды памяти: сенсорная, образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная.

18. Мнемические процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации. Эйдетическая память. Образная память. Непосредственная и опосредованная память. Непроизвольная и произвольная память.

19. Кратковременная, оперативная, буферная и долговременная память. Индивидуальные особенности памяти. Структура памяти: семантические сети, схемы, пакеты знаний, сценарии и прототипы.

20. Развитие памяти. Мнемические приемы. Учет особенностей памяти в учебном процессе.

21. Ассоциативные теории памяти. Нейронные и биохимические теории памяти.

22. Понятие о внимании. Теории внимания. Внимание как процесс и как состояние.

23. Функции внимания. Виды внимания.

24. Основные свойства внимания и методы диагностики основных свойств внимания (таблицы Бурдона, таблицы Крепелина, таблицы Шульте).

25. Отвлекаемость внимания. Рассеянность. Учет особенностей внимания в педагогической практике.

26. Понятие мышления. История развития представлений о мышлении.

27. Мышление и речь. Внутренняя и внешняя речь. Абстракция и обобщение. Понятие как механизм мышления.

28. Основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение). Опыты Пиаже.

29. Виды мышления (предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).

30. Дискурсивное и интуитивное мышление. Продуктивное и репродуктивное мышление. Теоретическое и практическое мышление. Конвергентное и дивергентное мышление.

31. Проблема определения и изучения интеллекта. Теории Бине, Спирмена, Айзенка, Гилфорда.

32. Индивидуальные особенности мышления: самостоятельность, инициативность, широта, критичность, гибкость.

33. Образ и воображение. Отличие образов воображения от образов памяти. Воображение и фантазия.

34. Непроизвольное и произвольное воображение. Воссоздающее и творческое воображение. Способы и приемы воображения (агглютинация, акцентирование, схематизация, типизация).

35. Индивидуальные особенности воображения (новизна, оригинальность, яркость, точность, сила, широта).

36. Креативность как дивергентная способность. Диагностика креативности. Связь креативности и творческой деятельности.

37. Творчество как процесс.

38. Категоризация как специфическая особенность познания человеком окружающей реальности. Субъективное семантическое пространство.

39. Понятие об эмоциях. Биологическая природа эмоций. Психологическая природа эмоций. Аффекты.

40. Понятие чувства в психологии. Чувства и эмоции. Чувства и отношение. Чувства и потребностно-мотивационная система. Чувства и ценностная система.

41. Амбивалентность чувств. Классификация чувств по объекту, по степени обобщенности предметного содержания и т.п. Страсть. Проблема воспитания чувств.

42. Проблема определения понятия переживания. Выделение категории переживания в психологии Дильтея и Выготского. Концепция Теплова. Переживание и развитие личности.

43. Развитие представлений о воле в психологии. Проблема свободы воли.

44. Основа волевого поведения. Волевой акт. Мотивы, эмоции, ценности, сознание в совершении волевого поведения.

45. Воля как высшая психическая функция. Внешние и внутренние формы в формировании волевого поведения и принятии решений.

46. Индивидуальные различия волевой сферы

47. Мотивационный конфликт и механизмы принятия решения. Волевое усилие как условие выполнения принятого решения.

48. Понятие темперамента. Типологии темперамента.

49. Характер. Типологии характера. Эндогенные и экзогенные черты характера.

50. Сознание как отличительная особенность психики человека. Основные характеристики и структура сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и личность. Сознание и деятельность. Сознание и самосознание.

51. Культурно-историческая обусловленность сознания. Развитие сознания в онтогенезе. Признаки проявления сознания.

52. Проблема определения понятия «личность». Индивид, личность, индивидуальность.

53. Категория деятельности. Активность и деятельность. Деятельность и психика. Сознание и деятельность. Деятельность и личность. Деятельность и обучение. Общение и деятельность.

54. Виды деятельности (игровая, продуктивная, учебная, трудовая). Познавательная деятельность. Материальная и духовная деятельность. Элементы структуры деятельности – мотивы, цели, средства.

55. Деятельность как условие формирования личности. Интериоризация и эктериоризация. Ведущий вид деятельности. Значимая совместная деятельность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: