Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию, т.е. к перемещению в пространстве, не сопровождающемуся её использованием или потреблением, а также к подготовительным и заключительным операциям, связанным с транспортированием.
К подготовительным операциям относятся, например укладка продукции в транспортную тару, упаковывание, герметизация, погрузка, частичная разборка изделий, амортизация от воздействия ударов и вибраций, крепление и т.п. Заключительными операциями являются, например, разгрузка транспортного средства, распаковывание, сборка и т.п.
Для оценки показателей транспортабельности необходимо предварительно собрать и систематизировать исходные данные. Характеризующие процесс транспортирования, например,
масса и объём единицы продукции:
показатели её физико-механических свойств;
габаритные размеры изделия;
показатели сохраняемости продукции;
предельно допустимые значения режимов транспортирования (предельная скорость движения автотранспорта, допускаемые инерционные перегрузки при транспортировании и т.п.);
нормы погрузочно-разгрузочных работ;
коэффициент максимального возможного использования ёмкости или грузоподъёмности транспортного средства при транспортировании данной продукции;
восприимчивость перевозимых грузов к тепловым и механическим внешним воздействиям и т.д.
Основными показателями транспортабельности являются показатели, которые характеризуют затраты, обусловленные выполнением операций по транспортированию продукции, а также подготовительных заключительных работ.
Основные показатели транспортабельности продукции относятся к единице продукции или к определённой характерной группе её единиц, транспортируемых совместно. Эти показатели могут устанавливаться применительно к единице пути транспортирования или к одной перевозке, доставке и т.п.
|
Разнообразие продукции, способов и средств транспортирования позволяет дать только примерный перечень основных показателей транспортабельности;
средняя трудоёмкость подготовки единицы продукции к транспортированию (включая погрузку и крепление) в человеко-часах определенного тарифного разряда;
средняя стоимость упаковывания партии в определенную тару;
средняя стоимость перевозки единицы продукции на 1 км определённым транспортным средством (за исключением затрат на погрузку, укладку и разгрузку);
средняя продолжительность разгрузки партии продукции конкретного объёма из железнодорожного вагона определённого вида, из трюма судна и т.д.
Определение значений показателей транспортабельности осуществляется экспериментальным, расчетным или экспертным методами. Примером расчётного метода является определение К - коэффициента максимального возможного использования ёмкости транспортного средства или тары для партии рассматриваемого вида продукции по формуле
К = (1.20)
где N - максимальное возможное использование ёмкости транспортного средства или тары, выраженное в единицах продукции;
V – объём единицы продукции; v – ёмкость транспортного средства или тары; r – коэффициент нормативных потерь ёмкости транспортного средства, например, в связи с устройством проходов между штабелями в кузове вагона.
Значения величин V и v должны быть выражены в одинаковых единицах объёма.