1. Вопрос Научный метод и его трансформации в истории науки: классический, неклассический, постнеклассический.
2. Вопрос Системный и синергетический подходы в культурологии
Составитель _____________________________________Прокуденкова О.В.
(подпись)
Заведующий кафедрой ______________________________ Иконникова С.Н.
(подпись)
«____»__________________20 г.
Вопросы к экзамену:
1. Научный метод и его трансформации в истории науки: классический, неклассический, постнеклассический.
2. Анализ влияния методов естественных наук на методологию гуманитарных.
3. Кризис культуры и методологический кризис в культурологии.
4. История культурологии в контексте смены научных и мировоззренческих парадигм европейского научно-философского знания (культурфилософской, эмпирической, эволюционистской, плюралистической).
5. Основные типообразующие параметры инноваций XX в. в культуре (семиотический подход, коммуникативный подход, когнитивный подход).
6. Историко-дисциплинарный подход – осмысление истории культурологии в контексте формирования круга культурологических дисциплин (философия культуры, этнография, культурная антропология, культурология).
7. Историко-теоретический подход: история культурологии как история теоретико- культурологической мысли.
8. Культурологический концептуализм: концепт и концептосфера, историография основных концептов культуры.
9. Этапы выработки методов культурологического анализа. Идиографические и номотетические методы культурологии. Сопоставление методов понимания и объяснения.
10. Значение математических, социологических методов в культурологии. Сравнительно-исторический метод.
11. Влияние принципов диалогизма и плюрализма на формирование методологии в культурологии.
12. Системный и синергетический подходы в культурологии.
13. Проблема культуры в феноменологии, экзистенциализме, персонализме.
14. Семиотический символический подходы к пониманию культуры.
15. Структурализм, как метод, интегрирующий достижения методологии предшествующего периода.
16. Герменевтика, как универсальный метод в культурологии.
17. Постструктурализм и деконструктивизм как методы.
18. Постмодернизм в культурологии ХХ в.; постмодернизм и модернизм, постмодернизм и авангард.
19. Междисциплинарные исследования, когнитивная культурология.
20. Влияние информационных технологий на формирование медиапространства в культуре. Методы исследования медиареальности, «визуальный дискурс», «гедонистический дискурс».
Критерии оценки:
- оценка «отлично » выставляется аспиранту при наличии твердых и полных знаний программного материала, отсутствии ошибок при освещении заданных вопросов, четком изложение материала
- оценка «хорошо» при наличии достаточно полных знаний программного материала, незначительных фактологических и терминологических ошибках при освещении заданных вопросов, четком изложение материала
- оценка «удовлетворительно» выставляется аспиранту при слабом знании программного материала, значительных фактологических и терминологических ошибках при освещении заданных вопросов, нечетком, сумбурном изложении материала
- оценка «неудовлетворительно », если аспирант демонстрирует непонимание сущности излагаемого вопроса, при наличии грубых фактологических ошибок в ответе, неуверенность и невозможность ответов на дополнительные и наводящие вопросы.
Примерный перечень оценочных средств
№ п/п | Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в фонде |
Коллоквиум | Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися. | Вопросы по темам/разделам дисциплины | |
Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты | Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. | Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов | |
Реферат | Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. | Темы рефератов | |
Доклад, сообщение | Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы | Темы докладов, сообщений | |
Собеседование | Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. | Вопросы по темам/разделам дисциплины | |
Тест | Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. | Фонд тестовых заданий |
Тестовые задания
По данной дисциплине
Вопрос 1. Способ философствования, основой которого является
истолкование, понимание текстов.
- феноменология,
- герменевтика,
- структурализм,
- аналитическая философия,
- логический позитивизм
Вопрос 2. Философская категория, обозначающая протяженность
материальных объектов, их расположение относительно друг друга
и величину, называется____________. (пространством)
Вопрос 3. Расположите в хронологической последовательности появление
следующих оснований научной картины мира:
- понимание статистического характера физических закономерностей 3
- механика атомов 1
- механика сил 2
Вопрос 4. Как называется общая теория развития.
- эволюционизм,
- диалектика,
- метафизика,
- логика,
- релятивизм
Вопрос 5. Диалектической концепции развития присущи законы (выберите все верные):
- единства и борьбы противоположностей,
- сохранения массы и энергии,
- взаимоперехода количественных и качественных изменений,
- всемирного тяготения,
- достаточного основания
Вопрос 6. Область современного научного знания, изучающая явления самоорганизации.
1. кибернетика,
Синергетика,
3. диалектика,
4. постмодерн
Вопрос 7. Устойчивость осуществления случайных возможностей при массовых явлениях описывается закономерностями:
- динамическими,
- диалектическими,
- статистическими,
- механическими,
- физическими
Вопрос 8. Философское учение о природе ценностей
- рационализм
- семиотика
- аксиология
- герменевтика
Вопрос 9. Учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.
Сенсуализм
2. рационализм
3. прагматизм
4. фрейдизм
Вопрос10. Расположите в хронологическом порядке появление исторических типов мировоззрения:
1. религия. 2
2. философия, 3
3. мифология 1
Вопрос. 11. Философское учение о человеке называется философской ____________ (антропологией)
Вопрос. 12Философская концепция, признающая существование двух равноправных, независимых друг от друга субстанций, называется
1. монизм
Дуализм
3. плюрализм
4. рационализм
Вопрос 13. Всеобщий и объективный характер причинности утверждается:
- Дуализмом
- Герменевтикой
- Детерминизмом
- Логикой
Вопросы 14. Установите соответствие между философскими направлениями и присущими им утверждениями об истине:
1) догматизм а) В каждой относительной истине есть элементы истины абсолютной
2) релятивизм в) Всякая истина только абсолютна
3) диалектический материализм с) Все наши знания относительны, в них нет ничего абсолютного
В, 2 с, 3 а.
Вопрос 15. Расположите перечисленные формы научного познания в соответствии с последовательностью, которая имеет место в реальной процессе научного познания:
1. теория 4
2. факты 2,
3. проблема 1,
4. гипотезы 3.
Вопрос 16. К эмпирическим методам научного познания НЕ относятся:
1. наблюдение;
2. анализ;
3. индукция;
4. эксперимент.
Вопрос 17. К теоретическим методам научного познания относятся:
1. дедукция;
2. моделирование;
3. идеализация;
Формализация.
5. эксперимент.
Вопрос 18. Умозаключение от общего к частному:
1. индукция
2. анализ
3. синтез
4. дедукция
Вопрос 19. Научная дисциплина, давшая импульс развитию науки о культуре:
1. антропология
2. психология
3. археология
Вопрос 20. Метод культурологии, позволяющий сопоставлять различные культуры в рамках одной эпохи:
1. синхронный
- диахронный
- реконструкции
- структурно – функциональный