Методика написания реферата.




Реферат - это краткое изложение содержания первичного документа (книги, статьи, неопубликованных материалов) или результатов научно-исследовательских работ. Работа над рефератами - весьма распространенная форма учебной деятельности, но, не всегда правильно понятая и выполненная, снижает ее познавательную и образовательную эффективность. Реферат - один из видов научно-исследовательской работы аспиранта. В нем должно найти отражение следующее: уровень изученности темы, видение проблемных областей, умение анализировать и представлять различные точки зрения на проблему, формулировать выводы и предложения по возможному решению проблемы, навыки работы с литературными источниками. Реферат свидетельствует об информационной культуре, интеллектуальном уровне, креативности (способности к творчеству) студента, характеризует его самостоятельные навыки и умения.

Общие требования к реферату.

Точность и объективность в передаче информации из литературного источника, основной мысли автора (не относить к авторским собственные мысли);

- полнота отражения тех элементов содержания, которые раскрывают тему реферата;

- доступность и ясность изложения;

- реферат должен дать возможность составить представление:

а) о мнении автора первичного документа по рассматриваемой теме;

б) о мнении автора реферата по этому же вопросу.

То есть, реферат должен содержать и концепцию авторов литературных источников, и концепцию автора реферата.

Содержание реферата.

1. План.

2. Введение. Обоснование темы (актуальность, теоретическая и практическая значимость). Цель и задачи работы.

3. Обзор литературных источников с анализом и критической оценкой автора реферата (положительные стороны и спорные положения авторов рассматриваемых произведений).

4. Формулирование собственного взгляда на рассматриваемую проблему.

5. Выводы и предложения.

6. Литература.

7. Оглавление.

На усмотрение автора в реферате могут быть разработаны отдельные тематические главы, параграфы, в которых анализируется соответствующая литература. Каждая глава содержит область выводов и переходный (логический) мостик к следующей главе. А общие выводы в конце реферата являются суммой выводов отдельных глав.

Список литературы в реферате имеет важное значение: он отражает степень разработанности темы в литературе.

Список литературы составляют:

1) по алфавиту авторов или названий статей;

2) в хронологическом или обратно - хронологическом порядке;

3) по тематическому принципу.

Общие правила библиографического описания предусматривают необходимый минимум сведений, который позволяет безошибочно отыскать книгу или статью (обязательные элементы описания): фамилия автора, заглавие, подзаголовочные данные, выходные данные (место издания, наименование издающего органа, год издания, страницы).

Критерии оценки реферата:

1) степень самостоятельности будущего специалиста при подготовке реферата, изложении вопросов;

2) умение связать теоретические положения с современной жизнью.

Форма изложения материала может быть строго последовательной, целостной, выборочной или этюдной.

Строго последовательное изложение - это неторопливое освещение замыслов и идей в том порядке, который установлен по заранее избранной композиции. При этом сначала, как правило, разрабатывается подробный многоструктурный план. Затем строго по плану пишется весь текст. В этом случае самое трудное - план, потому что в нем закладывается логика изложения материала. Данная форма обеспечивает строгость, стройность, логичность передачи сведений.

При целостном изложении материала сначала текст пишется в самом общем виде, без отшлифовки деталей, затем создается чистовой вариант. Этот способ экономичен по времени, но требует хорошего знания источников, в которых освещается данная тема.

При выборочном изложении сначала оформляют выводы, затем введение или тематические разделы. Здесь, самое трудное - логическая увязка фрагментов. Этот способ работы создает атмосферу относительной свободы и позволяет тщательно проработать выводы, темы, разделы.

Этюдный метод работы предполагает грубые наброски в виде отдельных, не связанных предложений, фактов, примеров, изречений, цитат, затем черновик, и, наконец, беловик. Главное здесь - накопление материала по рассматриваемой теме или проблеме и его систематизация.

.

Критерии оценивания

· соответствие содержания заявленной теме, отсутствие в тексте отступлений от темы;

· соответствие целям и задачам дисциплины;

· постановка проблемы, корректное изложение смысла основных научных идей, их теоретическое обоснование и объяснение;

· логичность и последовательность в изложении материала;

· способность к работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой;

· объем исследованной литературы и других источников информации;

· владение иностранными языками, использование иностранных источников;

· способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса;

· умение извлекать информацию, соответствующую поставленной цели, и перераспределять информацию;

· навыки планирования и управления временем при выполнении работы;

· обоснованность выводов;

· наличие авторской аннотации к реферату;

· правильность оформления (соответствие стандарту, структурная упорядоченность, ссылки, цитаты, таблицы и т.д.);

· соблюдение объема, шрифтов, интервалов (соответствие оформления правилам компьютерного набора текста).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: