М. Шолохов. Художественный мир писателя.




 

«Родился в 1905 году, в семье служащего торгового предприятия, в одном из хуторов станицы Вешенской, бывшей Донской области», - сообщал о себе М.Шолохов в автобиографии. Там же, в станице Вешенская, в 1984 году оборвалась жизнь писателя. Между этими двумя датами – большая жизнь, полная событиями величественными и трагическими.

Будущий писатель получил весьма неплохое, хотя и незаконченное, образование в гимназии одного из уездных городов Воронежской губернии. В 1920 году пятнадцатилетним подростком участвовал в ликвидации неграмотности на юге России, а в 1922 году приехал в Москву. Об этом периоде в автобиографии сказано скупо: «Успел за шесть лет изучить изрядное количество специальностей. Работал статистиком, учителем в низшей школе, грузчиком, продовольственным инспектором, каменщиком, счетоводом, канцелярским работником, журналистом. Несколько месяцев, будучи безработным, жил на скудные средства, добытые временным трудом чернорабочего. Все время занимался самообразованием. Писать начал с 1923 года».

В 1924 году в газете «Юношеская правда» был напечатан первый рассказ молодого М. Шолохова «Родинка». А двумя годами позже вышли сразу две первые книги писателя: «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».

В 1924 году молодой писатель вернулся на Дон. Здесь его полностью захватила идея создать эпос народной жизни на переломном этапе конца ХIХ – первой трети ХХ века. Так родился роман «Тихий Дон», принесший автору мировую славу и … множество огорчений. Первые книги романа были подвергнуты оглушительной критике неистовых ревнителей «классовой чистоты литературы»: писателя обвиняли в идеализации патриархальной деревни, в отходе от классовой непримиримости к казачеству, значительная часть которого не поддержала большевистскую революцию. Публикация третьей книги, рассказывающей о спровоцированном большевиками казачьем Вешенском восстании, была задержана, что породило версию о творческой несостоятельности автора, якобы укравшего две первые книги у некоего другого писателя. И хотя с опровержением этой сплетни выступил не только поддерживающий Шолохова А. Серафимович, но и недолюбливавшие его Л. Авербарх, В. Киршон, А. Фадеев и В. Стравский, версия о плагиате преследовала писателя всю его жизнь, отравляя его существование. После вмешательства М.Горького, поддержавшего Шолохова, в 1929-м и 1932 годах третья книга была опубликована.

Работа над романом совмещалась у Шолохова с интересом к современной жизни земляков, к происходящей на Дону коллективизацией, воспринятой им как осуществление вековой мечты народа об общинной жизни. В 1932 году в печати появилась первая книга «Поднятой целины». В многочисленных интервью писатель обещал скорейшее появление продолжения. Но его не последовало: реальная коллективизация оказалась драматичнее той, что отражена в романе. Уже в апреле 1933 года Шолохов обратился к И.В.Сталину с письмом-рассказом о «пытках, избиениях и надругательствах», которым партийные функционеры подвергали колхозников во время хлебозаготовок. И хотя Генеральный секретарь партии большевиков в ответном письме обвинил писателя в «однобокости» оценок, в том, что он защищает саботажников, ведущих тихую войну с советской властью», на Дон была послана комиссия ЦК. Многие из арестованных и даже приговоренных к расстрелу были освобождены, на Дон пришли эшелоны с семенами и продовольствием.

В 1937 году над жизнью писателя нависла угроза ареста по сфальсифицированному обвинению в контрреволюционном заговоре на Дону. Шолохову пришлось бежать в Москву, где он добился встречи со Сталиным и признания своей полной невиновности на заседании Политбюро ЦК ВКП(б).

Драматизм ХХ столетия в полной мере воплотился в завершающей книге «Тихого Дона»(1940).

В Великую Отечественную войну писатель работал военным корреспондентом «Правды». Из его многочисленных статей и репортажей наибольшую известность получил рассказ «Наука ненависти». В 1943 – 1944 годах в «Правде» и «Красной звезде» начали печататься главы романа «Они сражались за Родину».

Однако трагические события предвоенных лет не прошли бесследно. После войны Шолохов надолго замолчал. Лишь в 1956 году появился рассказ «Судьба человека» и в 1958-1960 годах – вторая книга «Поднятой целины», где тема коллективизации, по существу, сменилась темой взаимоотношений власти и народа, носителями подлинно народной нравственности выступали рядовые колхозники, а руководители-коммунисты уже не столько учили, сколько учились у народа.

Новым потрясением для писателя стала история с публикацией в 1969 году свежих глав из романа «Они сражались за Родину». Рассказанная в них правда о репрессиях 1937 года не устраивала властей. И хотя после встречи с Л.И. Брежневым главы были напечатаны в «Правде», писатель, рассказывая близким о встрече с генсеком, сердито передразнивал того: «Не сыпь соль на раны».

К этому времени Шолохов уже растерял многие бойцовские качества. Обласканный партийными вождями, дважды награжденный Золотой Звездой Героя Социалистического Труда, удостоенный Ленинской и Государственной премий, увенчанный высшей премией, он часто смирял свой когда-то неукротимый характер в угоду политической конъюнктуре. Справедливые требования связи литературы с жизнью, с которыми он выступал на Втором съезде писателей СССР и ХХ съезде КПСС, соединились у него с ерничеством и несправедливыми нападками на собратьев по перу. Продолжая в своих книгах гуманистические традиции Л.Толстого, он в публицистических выступлениях защищал судебные процессы над инакомыслящими.

Трагедия большого художника завершилась тем, что после беседы с Брежневым Шолохов убедил себя, что партии не нужен его роман о войне и предвоенных годах, и сжег рукопись «Они сражались за Родину».

В своем творчестве Шолохов связан с народным сознанием, с одной стороны, и развивает эпические традиции Л. Толстого – с другой.

Шолохов воспринимает ХХ век как наиболее трагический в истории человечества. Литературоведами подсчитано, что из 20 рассказов, включенных писателем в донской цикл, в 10 герой погибает, в 5 – подвергается пыткам или ранен, в 4 - должен убить близких.

Вместе с тем у читателя не возникает ощущения бессмысленности бытия. Для всех его произведений характерна вера в бессмертие и торжество жизни. Не случайно во многих его произведениях встречаются образы детей – носителей будущей жизни («Шибалково семя», «Нахаленок», «Жеребенок»).

Наиболее ярко художественный мир писателя проявился в романе «Тихий Дон».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: