В «Донских рассказах» и «Тихом Доне».




а) Основной аспект Шолохова в оценке событий революции и гражданской войны.

Шолохов в течение всей своей жизни оставался убежденным коммунистом по своим взглядам и идеалам. Одна из загадок «Тихого Дона» в том, что при всем жесточайшем трагизме этот роман оставался глубоко оптимистичным и убежденно советским произведением. Боль Шолохова связана отнюдь не с там, что к концу жизни он разочаровался в идеалах коммунизма. Он разочаровался в тех, кто стоял у власти и строил «светлое будущее» путем беспощадных преступлений против казаков.

Но кто из большевиков бы согласился с Шолоховым в оценке революции и гражданской войны? Для них революция и гражданская война были эпохой, безусловно, героической. Трагедии народа большевики не слышали. Шолохов же осознал трагедию времени в 1919 году. Причем – это принципиально важно – Шолохов осознал трагедию революционной эпохи не извне, как ее враги, а изнутри, принадлежа ей. И не после смерти Сталина, как большинство из нас, а задолго до того, в середине 20-х годов. Именно в эти годы был опубликован сборник «Донские рассказы».

б) Народ в «Донских рассказах»

В центре сборника «Донских рассказов» трагическая действительность Донского края, охваченного пламенем гражданской войны, и классовая борьба первых послевоенных лет, борьба не на жизнь, а на смерть, в которой рушились даже кровные, родственные связи и люди гибли «безобразно просто».

В предисловии к сборнику А. Серафимович писал: «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь – перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды. Чувство меры в острых моментах, и оттого они пронизывают. Огромное значение того, о чем рассказывает. Тонкий схватывающий глаз. Умение выбрать из многих признаков наихарактернейшие».[3]

В центре рассказов – острый социальный конфликт, дающий возможность показать быт казачества, его семейный уклад, беспросветную нужду бедноты и жадность и бесчеловечность зажиточной казачьей верхушки. В сборник вошли рассказы «Родинка», «Шибалково семя», «Председатель реввоенсовета республики», «Пастух», «Коловерть», «Алешкино сердце», «Двухмужняя», «Бахчевник». Большая часть из них связана с трагическими событиями на Дону в период гражданской войны и после ее окончания.

Герой первого рассказа – «Родинка» - восемнадцатилетний казак Николай Кошевой, командир эскадрона. Тяжело сложилась его жизнь: в германскую войну без вести пропал отец, умерла мать. С малых лет Николай гнул спину на богатеев, батрачил, а затем ушел в отряд красных. Несмотря на юный возраст Николая, его уважают в эскадроне за храбрость, выдержку и самоотверженность. «Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина сутулая по-стариковски. «Мальчишка ведь, пацаненок, куга зеленая, - говорят шутя в отряде, - а подыщи другого, кто сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира!»[4].

Параллельно с изображением юного героя писатель рисует банду и ее атамана, пожилого казака: «Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычачьих копыт. Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть ее и не залить лихоманку никаким самогоном»[5].

Преследуя со своим эскадроном банду, отбился в бою Николай от своих и был убит атаманом шайки. Атаман снял с убитого бинокль, стал стаскивать сапоги и вдруг увидел у него родинку «с голубиное яйцо на левой ноге» и понял, что перед ним сын. «К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…»[6].

В рассказе изображается не просто трагическое столкновение отца с сыном и их гибель. Отец и сын – представители двух враждебных сторон. Если Николай избрал себе путь борьбы за новую жизнь, то отец его – путь грабежей и убийств. За Николаем и его друзьями – будущее, а шайка бандитов и ее атаман обречены на гибель, и поэтому не случаен эпилог с коршуном-стервятником, выклевывающим глаза у атамана.

Рассказ «Председатель реввоенсовета республики » написан в форме сказа и ведется от имени казака Богатырева, бывшего бойца армии Буденного. Богатырев беспредельно предан народным интересам, страстно любит Советскую власть и готов за нее не жалеть своей жизни. В столкновении с бандитами Богатырев не теряет своего человеческого достоинства, выдерживает все издевательства, не склоняя головы.

Как формируются в непрерывной борьбе стойкие, мужественные люди из мальчиков-подростков, почти детей, Шолохов показывает в рассказе «Алешкино сердце». Главный герой – четырнадцатилетний Алешка. Тяжело сложилась Алешкина судьба: умерла от голода мать, сестра, близок к гибели и сам Алешка. От голодной смерти его спасает политком Синицын и помогает понять, что перед бедняком Советская власть открыла путь к новой жизни. Поправившись, Алешка поступает в работники к деревенскому богатею Ивану Алексееву, который его нещадно эксплуатирует. Однажды Алешка, притворившись спящим, услышал, как приехавшие к Алексееву участники белых банд уговаривались с хозяином о разбойничьем налете на станицу. Алешка предупреждает Синицына, и банда встречает организованный отпор. В этом рассказе, как и во многих других, дается выразительная характеристика представителей двух лагерей: страдающих от голода бедняков – Алешки и его семьи – и наживающихся на народном горе богатеев – кулака Ивана Алексеева. Рассказ пронизан оптимизмом. Начинается он картиной засухи, страшного народного бедствия, а заканчивается описанием колосящихся хлебов: «За прогоном, за зеленой стеной шуршащих будыльев кукурузы, отцвело жито. Колос вспух и налился ядреным молочным зерном…»1.

В центре другого рассказа Шолохова, «Коловерть», для которого также характерен острый, напряженный конфликт, бедняцкая казачья семья Крамсковых. Члены семьи, Пахомыч, его жена и их сыновья Игнат и Григорий, с радостью ожидают прихода красногвардейцев, надеясь получить землю. Бедноте, трудовому казачеству в рассказе противопоставлена зажиточная казацкая верхушка во главе с полковником Чернояровым и сыном Пахомыча офицером Михаилом. В самом начале мы видим столкновение Пахомыча с полковником. Нагруженная лошадь Пахомыча остановилась, ожидая объезда ее тройкой полковника Черноярова. Но полковник не только не объехал воз, но столкнул его в снег и отхлестал Пахомыча кнутом по лицу. С огромным сочувствием изображает молодой писатель страдания Пахомыча. Опрокинутый в снег воз, порванные постромки, обессилевшая лошадь, бьющаяся в снегу, и, наконец, устремленные вслед полковнику слезящиеся старческие глаза.

Резко отрицательным является образ Михаила. Возвратившись домой, он холодно относится к радости матери, обнимающей его после долгой разлуки. С первых дней между Михаилом и семьей растет отчужденность. Стесняется его отец, братья видят в нем врага. Поняв, что только с оружием в руках можно завоевать себе право на свободный труд на своей земле, Пахомыч, Игнат и Григорий решают пойти в Красную гвардию. Но при столкновении с белыми отряд, в котором служил Пахомыч со своими сыновьями, был разбит. Григорий погиб, а Пахомыч и Игнат попали в плен. Их судьба находится в руках Михаила, и он приказывает расстрелять отца и брата. Для писателя-гуманиста Шолохова нет ничего противоестественней такой вражды.

Ярким носителем социалистической идейности является молодой казак Шибалок из рассказа «Шибалково семя», чей образ бесспорно заключает в себе черты типичного героя того времени и предваряет многие характеры представителей народа в «Тихом Доне». Это человек, безраздельно преданный Советской власти и общенародному делу. Его преданность определяет и личные чувства Шибалка, собственноручно казнившего любимую женщину, после того как узнал, что она предала его товарищей по отряду.

В рассказе «Бахчевник» мы видим жестокую борьбу, раскалывающую семью. С одной стороны, отец, Анисим Петрович, принадлежащий к казачьей верхушке и назначенный комендантом при военно-полевом суде, с другой – мать и сыновья, Федор и Митька, вставшие на сторону красных. Завязывается острый семейный конфликт.

Главный герой рассказа – младший сын Анисима Петровича, Митька. С большой симпатией Шолохов раскрывает процесс формирования характера Митьки, прослеживает превращение его в стойкого и сознательного бойца за народное дело. В рассказе писатель умело использует прием контраста. Поступки героев, бойцов за новое, на стороне которых все симпатии автора, свидетельствуют об их высокой человечности и беспредельном героизме. Описания же их внешности в рассказе нет. Напротив, Анисим Петрович, готовый к убийству самых близких людей, если они выступают против белых, рисуется и внешне отталкивающе неприятным. Вот каким видит его Митька: «У отца в бороде хлебные крошки и яичная скорлупа, из раззявленного рта стервотно разит спиртом, а где-то на донышке горла хрипит и рвется наружу застрявший кашель»[7]. Значительную идейную нагрузку в рассказе несет образ Дона. Он мрачен в момент казни красногвардейцев и совсем иной в конце рассказа, когда Митька с Федором переправлялись на сторону красных. Образ Дона в рассказах Шолохова становится символом Родины. Он очеловечен – активно участвует в трагических столкновениях людей в битвах периода гражданской войны. Дон как символ жизни казачества и его напряженной борьбы за новое стан идейным стержнем эпопеи «Тихий Дон».

Рассказы «Пастух» и «Двухмужняя» отражают более поздний этап жизни казачества, чем предшествующие произведения. Закончилась гражданская война. Разгромлены белые банды, но в станицах не утихла напряженная классовая борьба. Зажиточные казаки проникают в органы Советской власти и начинают душить бедноту, во всем ущемляя ее права. Очень часто происходят и вооруженные столкновения кулачества с трудовыми казаками. В схватках нередко гибнут те, к кому писатель относится с особой симпатией.

Герои рассказа «Пастух», Григорий и Дуняшка Фроловы, - брат и сестра. Они круглые сироты: отец, чеботарь, умер, а матери они и совсем не помнят. Григорий и Дуняшка в изображении писателя не пришибленные и униженные дореволюционные бедняки. Григорий отлично понимает, что Советская власть защищает их интересы. У него есть определенная цель в жизни – поехать в город учиться. Он уже чувствует себя хозяином жизни. Высока и благородна цель, которую он решил достичь, получив образование: «… нам учиться надо, чтобы уметь управлять нашенской республикой. В городах, там власть рабочие держат, а у нас председатель станицы – кулак и по хуторам председатели – богатеи»[8]. Обо всех станичных неполадках Григорий пишет в газету. Кулаки должны предстать перед судом. В припадке злости и отчаяния они учиняют жестокую расправу над Григорием. Он гибнет, но дело, которому он отдал свою жизнь, продолжает его сестра – она уходит в город учиться.

Рассказ «Пастух» имеет большое значение в плане создания Шолоховым героического характера. Григорий и Дуняшка изображены не только как борцы с врагами трудового казачества, но и как строители новой жизни.

Особое место среди ранних произведений Шолохова занимает рассказ «Двухмужняя». Действие рассказа происходит примерно в 1923-1924 годах. К этому времени на Дону установилась Советская власть и трудовое казачество уже строило новую жизнь. В рассказе показано, как формируются новая жизнь и человеческие отношения в организованном в селе Качалове трудовом коллективе. Качаловский коллектив наглядно демонстрирует казачеству, что труд сообща дает возможность всю жизнь повернуть на новый лад. Беднота каждый день пополняет коллектив, который собрал богатый урожай даже в голодный засушливый год.

Идейное своеобразие рассказа заключается в том, что вопросы личной жизни в нем тесно связываются с проблемами жизни общественной.

Главный герой рассказа Арсений Клюквин, бывший участник гражданской войны, все свои силы посвятил строительству новой жизни. Он передовой человек и в личных отношениях: Анна, женщина, которую он любит, становится не только его женой, но и единомышленницей. Именно в Анне Шолохов изображает черты новой женщины, показывая, что послереволюционная действительность вторгается в сферу личных отношений, коренным образом изменяя их. Растет сознание женщины не только до понимания своего места в семейной жизни, но и в жизни общественной.

«Донские рассказы» открыли новую страницу в советской литературе. Этот небольшой сборник свидетельствует о самобытном таланте писателя, о тесной связи художника с судьбами народа. Рассказы лишены областнического характера. В жизни и борьбе донского казачества молодой писатель увидел и показал историю народа, прошедшего через горнило революции и гражданской войны и в большинстве своем вставшего в ряды строителей нового общества. Но никогда Шолохов не смог смириться с тем, что необходимость служить какой-либо идее требовала доказательности через жестокость по отношению даже к близким людям. Не удивительно, что «Донские рассказы» отмечены огромной читательской любовью.

Рассказы Шолохова выражали уже особенности художественного мастерства, дающего возможность перейти к созданию таких крупных эпических полотен, как «Тихий Дон» и «Поднятая целина».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: