Тема. Проблема обучения и развития в психолого-педагогических исследованиях




1. Психологическая сущность и структура процесса учения. Понятие об обучении, его сущности и целях в психолого-педагогических исследованиях.

2. Общие и частные цели обучения.

3. Психологические составляющие обучения.

4. Проблема соотношения обучения и развития в психологии и ее решение в работах Л.С. Выготского. Зона ближайшего и зона актуального развития. Обучаемость.

5. Понятие о традиционном и развивающем обучении. Недостатки традиционного обучения.

6. Актуальные вопросы и трудности развивающего обучения.

7. Принципы традиционной и гуманистической парадигм обучения, их сравнительный анализ.

 

Ответить на вопросы:

1. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:

2. Как соотносятся между собой понятия «приобретение опыта», «усвоение» и «учение»?

3. Что понимается под обучением? Чем отличается обучение от учебной деятельности?

4. Какую функцию выполняет учебная деятельность по отношению к другим видам человеческой деятельности?

5. Что называется обратной связью? Какую информацию необходимо получать с помощью обратной связи?

6. Соотнесите понятия «обучение» и «развитие».

 

Основные понятия: обучение, психодидактика, учение, обучаемость, зона ближайшего развития, зона актуального развития.

 

Практическое занятие № 7

Тема. Теории обучения и учебной деятельности

В психологии

1. Возникновение психологических теорий обучения в 50-70-е годы XX века.

2. Теория программированного обучения (Б.Ф. Скиннер). Обучающая программа. Виды программирования (линейное, разветвленное, смешанное) и их характеристика.

3. Алгоритмизация в обучении (Л.Н. Панда). Понятие об алгоритме и алгоритмическом процессе. Виды и примеры алгоритмов в обучении.

4. Теория проблемного обучения (В. Оконь, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т. В. Кудрявей, И.Я. Лернер и др.). Сущность проблемного обучения. Проблемная ситуация и проблемная задача. Этапы проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций на уроке.

5. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Исходные положения теории, разработанные Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым.

6. Знаково-контекстное обучение (А.А. Вербицкий). Понятие о знаково-контекстном обучении. Деловые игры как одна из форм современного вузовского и послевузовского образования.

7. Теория личностно-ориентированного обучения (И. С. Якиманская, Е.В. Бондаренко, В. В. Сериков). Учащийся как субъект познания. Учет индивидуально-психологических характеристик обучающегося в обучении.

8. Теория учебной деятельности (Д.Б. Эльконин. В.В.Давыдов, А.К. Маркова, И.И. Ильясов). Проблема содержательного обобщения в обучении. Переход от учения к учебной деятельности.

 

Ответить на вопросы:

1. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:

Назовите и охарактеризуйте основные принципы развивающего обучения.

Приведите сравнительную характеристику развивающего и традиционного обучения.

2. Ответьте на вопросы:

Не является ли принцип Л.В. Занкова об обучении на высоком уровне трудности противоречащим принципу «от простого к сложному»?

Каковы границы применимости проблемного обучения? В каких случаях оно эффективно, а в каких нецелесообразно?

Среди педагогов можно встретить мнение, что программированное обучение себя не оправдало. Как вы относитесь к данной точке зрения?

Может ли программированное обучение обеспечить индивидуализацию учебного процесса?

 

Основные понятия: Проблемное обучение, программированное обучение, теория поэтапного формирования действий, алгоритмизация, алгоритм, учебная деятельность, знаково-контекстное обучение.

 

Практическое занятие № 8

Тема. Обучающийся (ученик, студент) как субъект

Учебной деятельности

1. Учет возрастных особенностей учащегося в процессе обучения. Психические и личностные новообразования как ориентиры в определении специфики обучения и целей учебной деятельности.

2. Младший школьник, подросток, старший школьник, студент - субъекты учебной деятельности.

3. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости и трудностей в обучении.

4. Мотивация учения. Внешние и внутренние мотивы. Мотивы "понимаемые и реально-действующие" (А.Н. Леонтьев). Широкие социальные, узко-личностные и учебно-познавательные мотивы (Л.Н. Божович). Приемы и способы активизации мотивационно-потребностной сферы учащихся на уроке.

5. Одаренные и способные школьники. Типология способных детей. Проблемы, с которыми сталкиваются одаренные и способные дети в школе. Организация обучения одаренных и способных детей.

 

Основные понятия: психологические новообразования, обучаемость, способности, одаренность.

 

Ответить на вопросы:

1. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:

Выделите причины низкой мотивации у школьников, способы её коррекции.

Какие условия влияют на создание и поддержание познавательного интереса у учащихся?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: