Тема: Индивидуально-психологические особенности человека. Характер. Темперамент. Способности.




Вопросы для рассмотрения:

1. Теории (гуморальная, конституциональная и нейродинамическая) темперамента.

2. Психологические описания типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

3. Общее представление о характере. Основания для построения типологии характера. Формирование и развитие характера.

4. Качественная и количественная характеристика способностей.

5. Структура способностей. Уровни способностей.

 

основная литература:

1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. М: Академия, 2012. 464 с.

2. Баданина Л.П. Основы общей психологии. М.: Флинта, МПСИ, 2009. 448 с.

3. Глуханюк Н.С., Печеркина А.А., Семенова С.Л. Общая психология. М.: Академия, 2010. 288 с.

4. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии. М.: Академия, 2012. 272 с.

 

б) дополнительная литература:

1. Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2009. 640 с.

2. Коломинский Я.Л. Основы психологии. М.: АСТ, ВКТ, 2010. 352 с.

3. Кравченко А.И. Общая психология. М.: Проспект, 2009. 432 с.

4. Психология индивидуальности. Новые модели и концепции / Под ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. 384 с.

 

Тестовый материал:

Семестр 1, модуль 1. Тема 1. Предмет, структура и методы психологии. Проблема личности в психологии. Психология деятельности. Тема 2. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Тема 3. Психологические теории и направления и их краткая характеристика. Общий обзор развития психологии в России.

 

1. Укажите, какому методу психологии соответствует следующее определение:

«Краткое стандартизированное психологическое испытание, в результате делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом»

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) самонаблюдение

г) тестирование.

2. Установите соответствие между понятием «деятельность» и понятием, выражающим его признак:

а) раздражимость;

б) реминисценция

в) доминанта;

г) операция.

3. Психика – это

а) свойство мозга;

б) все ответы верны

в) появляется у животных обладающих чувствительностью;

г) субъективное отражение объективного мира.

4. Сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении целей это:

а) активность;

б) воля;

в) верного ответа нет;

г) деятельность

5. Человек как биологическое существо, представитель человеческого рода называется;

а) личностью;

б) субъектом;

в) все ответы верны

г) индивидом.

6. Отражение отдельных свойств предметов и явлений называется;

а) сознанием;

б) памятью

в) мышлением;

г) ощущением.

7. Побуждение человека к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей, называется:

а) стрессом;

б) настроением;

в) восприятием;

г) мотивом.

8.Высшая степень способностей личности к определенной деятельности – это:

а) задатки;

б) интеллект;

в) все ответы верны;

г) талант

9. Что является предметом изучения психологии:

а) человек

б) личность

в) поведение человека

г) психика человека

10.Основными принципами научного исследования в отечественной психологии являются:

а) принцип детерминизма;

б) все ответы верны

в) генетический принцип;

г) принцип единства сознания и деятельности.

11.Эксперимент –

а) верного ответа нет

б) не предполагает активного вмешательства со стороны исследователя;

в) может быть проведен только однократно с данной группой испытуемых;

г) характеризуется активным вмешательством в ситуацию со стороны исследования.

12.Человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений - это:

а) индивид;

б) индивидуальность;

в) все ответы верны;

г) личность

13. Автоматизированный способ выполнения действий называется

а) деятельностью;

б) обучаемостью;

в) установкой;

г) навыком

14. С точки зрения субъекта деятельности личность исследуется:

а) А.Г. Ковалевым

б) С.Л. Рубинштейном,

в) К.К. Платоновым,

г) А.Н. Леонтьевым.

15. Термин «личность» в психологии определяется как:

а) человек, достигший высокого уровня психической зрелости,

б) психически здоровый человек, занимающийся общественно полезной деятельностью,

в) сильный, волевой человек, достигший общественного признания,

г) социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризую­щее меру представленности общественных отношений в индивиде

16. Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, её активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине, известно как:

а) когнитивная психология,

б) бихевиоризм,

в) фрейдизм,

г) гуманистическая психология.

17. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:

а) Эпикуром,

б) Демокритом,

в) Б. Спинозой

г) Аристотелем

18. Психология как наука о сознании возникла:

а) в XV в.,

б) в XVI в.,

в) в XVIII в.,

г) в XVII в.

19. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественно-научную основу является:

а) гештальтпсихология,

б) бихевиоризм,

в) гуманистическая психология

г) психоанализ

20. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:

а) интроверсия,

б) интроекция,

в) интроскопия.

г) интроспекция

21. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

а) У. Джемсом,

б) Г. Эббингаузом,

в) Х. Вольфом

г) В. Вундтом.

22. Автором трактата «О душе» является:

а) Платон,

б) Демокрит,

в) Эпикур

г) Аристотель.

23. По А.Н. Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является:

а) наличие чувствительности,

б) способность к поисковому поведению

в) способность к гибкому приспособлению к среде,

г) умение проигрывать действия во внутреннем плане.

24. Понятие высших психических функций ввел в научный оборот:

а) А.Р. Лурия.

б)А.Н. Леонтьев,

в)П.Я. Гальперин

г) Л.С. Выготский

25. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:

а) волей,

б) рефлексом,

в) эмоциями

г) сознанием.

Семестр 1, модуль 2. Тема 4. Психология познавательных процессов. Внимание. Ощущение и восприятие. Тема 5. Память. Мышление и речь. Воображение и творчество. Тема 6. Эмоционально-волевая сфера человека. Тема 7. Индивидуально-психологические особенности человека. Характер. Темперамент. Способности.

 

1. Вид памяти, основанный на повторении материала без его осмысления:

а) смысловая память;

б) образная память;

в) логическая память;

г) механическая память

2.Установите соответствие между понятием «ощущение» и понятием, выражающим его особенность:

а) чувствительность;

б) константность;

в) восприятие;

г) все ответы верны.

3. Назовите вид мышления, суть которого состоит в оперировании понятиями:

а) наглядно-действенное;

б) верного ответа нет

в) наглядно-образное;

г) словесно-логическое.

4.Основными видами воображения являются:

а) творческое воображение;

б) грёзы;

в) сновидения;

г) все ответы верны.

5. Определите вид внимания: «Преднамеренность сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется»:

а) произвольное внимание;

б) непроизвольное внимание;

в) все ответы верны

г) послепроизвольное внимание.

6. Интеллектуальное чувство, проявляющееся как потребность в познании – это:

а) астения;

б) вдохновение;

в) любознательность;

г) любопытство.

7. Какой форме эмоционального состояния человека соответствует следующее описание: «Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, с бурным протеканием, изменением сознания, нарушением волевого контроля»

а) стресс;

б) страсть;

в) настроение;

г) аффект

8. Определите вид внимания: «Сознательно ставя перед собой какую-нибудь цель, человек активно направляет свою деятельность с помощью усилий воли»

а) концентрированное внимание;

б) непроизвольное внимание;

в) послепроизвольное внимание;

г) произвольное внимание

9. Отметьте соотношение основных свойств нервной системы, лежащее в основе сангвинического типа темперамента:

а) сильный, уравновешенный, инертный;

б) сильный, неуравновешенный;

в) слабый; уравновешенный;

г) сильный, уравновешенный, подвижный

10. Нервная система флегматика:

а) сильный, неуравновешенный, подвижный;

б) сильный, уравновешенный, подвижный;

в) слабый; неуравновешенный;

г) сильный, уравновешенный, инертный.

11. Какой признак из приведенных ниже соответствует понятию «внимание»:

а) амбивалентность;

б) устойчивость;

в) конкретизация;

г) предметность.

12. В каком высказывании идет речь о мнемонических процессах:

а) «Человек решил...

б) «Человек захотел...

в) «Человек представил...

г) «Человек вспомнил...

13. Апперцепция-это:

а) проявление рефлексии;

б) восприятие времени;

в) зависимость восприятия от опыта;

г) целостность восприятия.

14. Можно ли согласиться с определением креативности как:

а) активности личности;

б) качества ума;

в) способа релаксации;

г) проявлением творческих способностей.

15. Приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю - это:

а) апперцепция;

б) синестезия;

в) сенсибилизация;

г) адаптация.

16. Устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем являются основными свойствами:

а) памяти;

б) восприятия;

в) мышления;

г) внимания.

17. Физиологическую основу способностей составляют:

а) чувства;

б) интерес;

в) внимание;

г) задатки.

18. Создание образов воображения путем соединения несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов называется:

а) все ответы неверны;

б) заострением;

в) типизацией;

г) агглютинацией.

19. Логическими формами мышления являются

а) понятие;

б) суждение;

в) умозаключение;

г) Все ответы верны.

20. В переводе с греческогоэто слово означает "печать, чеканка":

а) мировоззрение;

б) темперамент;

в) настроение;

г) характер.

21.В зависимости от направленности чувства делятся на:

а) моральные;

б) интеллектуальные;

в) эстетические;

г) все ответы верны.

22.Этап волевого действия связанный с принятием решения – это:

а) борьба мотивов;

б) сила воли;

в) импульсивные действия;

г) верного ответа нет.

23. Волевыми качествами личности являются:

а) самостоятельность;

б) решительность;

в) целеустремленность;

г) все ответы верны.

24.Основными функциями речи являются:

а) коммуникативные;

б) экспрессивные;

в) хранение и передача общественно - исторического опыта;

г) все ответы верны.

25. Вид речи, при которой в равной степени активны все её участники – это:

а) монологическая речь;

б) верного ответа нет;

в) эгоцентрическая речь;

г) диалогическая речь.

26. Экстраверсия так относится к интроверсии, как анализ к:

а) мышлению;

б) все ответы верны;

в) мыслительной операций;

г) синтезу.

27. Переключение так относится к вниманию, как константность к:

а) верного ответа нет;

б) мышлению;

в) памяти;

г) восприятию.

28. Попытка объяснить характер различных людей в зависимости от строения тела и очертания их лица принадлежит:

а) А. Е. Личко, К. Леонгарду;

б) все ответы верны.

в) Э. Фромму;

г) Э. Кречмеру, У. Шелдону

29. Процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и последующего забывания информации:

а) восприятие

б) внимание

в) ощущение

г) память

30. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти:

а) неограничен,

б) предел неизвестен,

в) в среднем 10.

г) 7 2,

Семестр 2. Модуль 1. Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития в психологии. Тема 2. Младенческий возраст. Раннее детство. Дошкольный возраст. Младший школьный возраст. Тема 3. Подростковый возраст. Юношеский возраст. Этап взрослости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: