Вопросы для рассмотрения:
1. Теории (гуморальная, конституциональная и нейродинамическая) темперамента.
2. Психологические описания типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
3. Общее представление о характере. Основания для построения типологии характера. Формирование и развитие характера.
4. Качественная и количественная характеристика способностей.
5. Структура способностей. Уровни способностей.
основная литература:
1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. М: Академия, 2012. 464 с.
2. Баданина Л.П. Основы общей психологии. М.: Флинта, МПСИ, 2009. 448 с.
3. Глуханюк Н.С., Печеркина А.А., Семенова С.Л. Общая психология. М.: Академия, 2010. 288 с.
4. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии. М.: Академия, 2012. 272 с.
б) дополнительная литература:
1. Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2009. 640 с.
2. Коломинский Я.Л. Основы психологии. М.: АСТ, ВКТ, 2010. 352 с.
3. Кравченко А.И. Общая психология. М.: Проспект, 2009. 432 с.
4. Психология индивидуальности. Новые модели и концепции / Под ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. 384 с.
Тестовый материал:
Семестр 1, модуль 1. Тема 1. Предмет, структура и методы психологии. Проблема личности в психологии. Психология деятельности. Тема 2. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Тема 3. Психологические теории и направления и их краткая характеристика. Общий обзор развития психологии в России.
1. Укажите, какому методу психологии соответствует следующее определение:
«Краткое стандартизированное психологическое испытание, в результате делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом»
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) самонаблюдение
г) тестирование.
2. Установите соответствие между понятием «деятельность» и понятием, выражающим его признак:
а) раздражимость;
б) реминисценция
в) доминанта;
г) операция.
3. Психика – это
а) свойство мозга;
б) все ответы верны
в) появляется у животных обладающих чувствительностью;
г) субъективное отражение объективного мира.
4. Сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении целей это:
а) активность;
б) воля;
в) верного ответа нет;
г) деятельность
5. Человек как биологическое существо, представитель человеческого рода называется;
а) личностью;
б) субъектом;
в) все ответы верны
г) индивидом.
6. Отражение отдельных свойств предметов и явлений называется;
а) сознанием;
б) памятью
в) мышлением;
г) ощущением.
7. Побуждение человека к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей, называется:
а) стрессом;
б) настроением;
в) восприятием;
г) мотивом.
8.Высшая степень способностей личности к определенной деятельности – это:
а) задатки;
б) интеллект;
в) все ответы верны;
г) талант
9. Что является предметом изучения психологии:
а) человек
б) личность
в) поведение человека
г) психика человека
10.Основными принципами научного исследования в отечественной психологии являются:
а) принцип детерминизма;
б) все ответы верны
в) генетический принцип;
г) принцип единства сознания и деятельности.
11.Эксперимент –
а) верного ответа нет
б) не предполагает активного вмешательства со стороны исследователя;
в) может быть проведен только однократно с данной группой испытуемых;
г) характеризуется активным вмешательством в ситуацию со стороны исследования.
12.Человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений - это:
а) индивид;
б) индивидуальность;
в) все ответы верны;
г) личность
13. Автоматизированный способ выполнения действий называется
а) деятельностью;
б) обучаемостью;
в) установкой;
г) навыком
14. С точки зрения субъекта деятельности личность исследуется:
а) А.Г. Ковалевым
б) С.Л. Рубинштейном,
в) К.К. Платоновым,
г) А.Н. Леонтьевым.
15. Термин «личность» в психологии определяется как:
а) человек, достигший высокого уровня психической зрелости,
б) психически здоровый человек, занимающийся общественно полезной деятельностью,
в) сильный, волевой человек, достигший общественного признания,
г) социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде
16. Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, её активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине, известно как:
а) когнитивная психология,
б) бихевиоризм,
в) фрейдизм,
г) гуманистическая психология.
17. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:
а) Эпикуром,
б) Демокритом,
в) Б. Спинозой
г) Аристотелем
18. Психология как наука о сознании возникла:
а) в XV в.,
б) в XVI в.,
в) в XVIII в.,
г) в XVII в.
19. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественно-научную основу является:
а) гештальтпсихология,
б) бихевиоризм,
в) гуманистическая психология
г) психоанализ
20. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:
а) интроверсия,
б) интроекция,
в) интроскопия.
г) интроспекция
21. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:
а) У. Джемсом,
б) Г. Эббингаузом,
в) Х. Вольфом
г) В. Вундтом.
22. Автором трактата «О душе» является:
а) Платон,
б) Демокрит,
в) Эпикур
г) Аристотель.
23. По А.Н. Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является:
а) наличие чувствительности,
б) способность к поисковому поведению
в) способность к гибкому приспособлению к среде,
г) умение проигрывать действия во внутреннем плане.
24. Понятие высших психических функций ввел в научный оборот:
а) А.Р. Лурия.
б)А.Н. Леонтьев,
в)П.Я. Гальперин
г) Л.С. Выготский
25. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:
а) волей,
б) рефлексом,
в) эмоциями
г) сознанием.
Семестр 1, модуль 2. Тема 4. Психология познавательных процессов. Внимание. Ощущение и восприятие. Тема 5. Память. Мышление и речь. Воображение и творчество. Тема 6. Эмоционально-волевая сфера человека. Тема 7. Индивидуально-психологические особенности человека. Характер. Темперамент. Способности.
1. Вид памяти, основанный на повторении материала без его осмысления:
а) смысловая память;
б) образная память;
в) логическая память;
г) механическая память
2.Установите соответствие между понятием «ощущение» и понятием, выражающим его особенность:
а) чувствительность;
б) константность;
в) восприятие;
г) все ответы верны.
3. Назовите вид мышления, суть которого состоит в оперировании понятиями:
а) наглядно-действенное;
б) верного ответа нет
в) наглядно-образное;
г) словесно-логическое.
4.Основными видами воображения являются:
а) творческое воображение;
б) грёзы;
в) сновидения;
г) все ответы верны.
5. Определите вид внимания: «Преднамеренность сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется»:
а) произвольное внимание;
б) непроизвольное внимание;
в) все ответы верны
г) послепроизвольное внимание.
6. Интеллектуальное чувство, проявляющееся как потребность в познании – это:
а) астения;
б) вдохновение;
в) любознательность;
г) любопытство.
7. Какой форме эмоционального состояния человека соответствует следующее описание: «Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, с бурным протеканием, изменением сознания, нарушением волевого контроля»
а) стресс;
б) страсть;
в) настроение;
г) аффект
8. Определите вид внимания: «Сознательно ставя перед собой какую-нибудь цель, человек активно направляет свою деятельность с помощью усилий воли»
а) концентрированное внимание;
б) непроизвольное внимание;
в) послепроизвольное внимание;
г) произвольное внимание
9. Отметьте соотношение основных свойств нервной системы, лежащее в основе сангвинического типа темперамента:
а) сильный, уравновешенный, инертный;
б) сильный, неуравновешенный;
в) слабый; уравновешенный;
г) сильный, уравновешенный, подвижный
10. Нервная система флегматика:
а) сильный, неуравновешенный, подвижный;
б) сильный, уравновешенный, подвижный;
в) слабый; неуравновешенный;
г) сильный, уравновешенный, инертный.
11. Какой признак из приведенных ниже соответствует понятию «внимание»:
а) амбивалентность;
б) устойчивость;
в) конкретизация;
г) предметность.
12. В каком высказывании идет речь о мнемонических процессах:
а) «Человек решил...
б) «Человек захотел...
в) «Человек представил...
г) «Человек вспомнил...
13. Апперцепция-это:
а) проявление рефлексии;
б) восприятие времени;
в) зависимость восприятия от опыта;
г) целостность восприятия.
14. Можно ли согласиться с определением креативности как:
а) активности личности;
б) качества ума;
в) способа релаксации;
г) проявлением творческих способностей.
15. Приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю - это:
а) апперцепция;
б) синестезия;
в) сенсибилизация;
г) адаптация.
16. Устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем являются основными свойствами:
а) памяти;
б) восприятия;
в) мышления;
г) внимания.
17. Физиологическую основу способностей составляют:
а) чувства;
б) интерес;
в) внимание;
г) задатки.
18. Создание образов воображения путем соединения несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов называется:
а) все ответы неверны;
б) заострением;
в) типизацией;
г) агглютинацией.
19. Логическими формами мышления являются
а) понятие;
б) суждение;
в) умозаключение;
г) Все ответы верны.
20. В переводе с греческогоэто слово означает "печать, чеканка":
а) мировоззрение;
б) темперамент;
в) настроение;
г) характер.
21.В зависимости от направленности чувства делятся на:
а) моральные;
б) интеллектуальные;
в) эстетические;
г) все ответы верны.
22.Этап волевого действия связанный с принятием решения – это:
а) борьба мотивов;
б) сила воли;
в) импульсивные действия;
г) верного ответа нет.
23. Волевыми качествами личности являются:
а) самостоятельность;
б) решительность;
в) целеустремленность;
г) все ответы верны.
24.Основными функциями речи являются:
а) коммуникативные;
б) экспрессивные;
в) хранение и передача общественно - исторического опыта;
г) все ответы верны.
25. Вид речи, при которой в равной степени активны все её участники – это:
а) монологическая речь;
б) верного ответа нет;
в) эгоцентрическая речь;
г) диалогическая речь.
26. Экстраверсия так относится к интроверсии, как анализ к:
а) мышлению;
б) все ответы верны;
в) мыслительной операций;
г) синтезу.
27. Переключение так относится к вниманию, как константность к:
а) верного ответа нет;
б) мышлению;
в) памяти;
г) восприятию.
28. Попытка объяснить характер различных людей в зависимости от строения тела и очертания их лица принадлежит:
а) А. Е. Личко, К. Леонгарду;
б) все ответы верны.
в) Э. Фромму;
г) Э. Кречмеру, У. Шелдону
29. Процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и последующего забывания информации:
а) восприятие
б) внимание
в) ощущение
г) память
30. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти:
а) неограничен,
б) предел неизвестен,
в) в среднем 10.
г) 7 2,
Семестр 2. Модуль 1. Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития в психологии. Тема 2. Младенческий возраст. Раннее детство. Дошкольный возраст. Младший школьный возраст. Тема 3. Подростковый возраст. Юношеский возраст. Этап взрослости.