ПРОЕКТИРОВАНИЮ
Инвестиционное проектирование является одним из элементов инве- стиционного менеджмента. Осуществляя разработку и экспертизу инвести- ционных проектов, учащиеся могут на практике использовать теоретические знания, полученные в ходе изучения дисциплины.
Выбор проекта осуществляется студентами самостоятельно. Можно взять для проектирования один из вариантов, предлагаемых в приложениях 1 и 2.
Проект допускается к защите, если он отвечает следующим требовани-
ям:
1. В проекте отражены все требуемые разделы
2. В проекте имеется резюме и паспорт проекта
3. В проекте присутствуют все обязательные формы
4. Имеется положительное экспертное заключение по проекту, осу- ществленное внешним экспертом
5. проект соответствует требованиям к оформлению инвестицион- ных проектов – имеется титульный лист, содержание, проект подшит в ско- росшиватель.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫПРОЕКТА
1. краткая характеристика проекта – резюме. В этом разделе в краткой форме приводятся основные параметры проекта – название, конечный продукт (ус- луга) рыночные перспективы и преимущества. Данный раздел выполняется после полного завершения работы над проектом, но в рамках проекта идет первым.
2. Инициаторы проекта и участники реализации проекта1
Полное наименование: | |
Юридический адрес: | |
Форма собственности: | |
Участие органов государственной и муниципальной власти в уставном капи- тале предприятия: | |
Участие иностранного капитала в уставном капитале предприятия: |
1 Все пункты должны быть заполнены в обязательном порядке, не смотря на то, что это учебная работа.
ФИО директора: |
ФИО главного бухгалтера: |
ФИО и должность ответственного за проект: |
Телефон / факс: |
Электронная почта: @ |
Банковские реквизиты: |
|
2. РЕАЛИЗУЕМОСТЬ ПРОЕКТА2
Подтверждение соответствия проекта законодательству России и Санкт- Петербурга |
В данном разделе приводятся ссылки на действующее законодательство РФ и того субъекта федерации, на территории которого реализуется инвестици- онный проект, ссылки на Закон «Об инвестиционной деятельности в РФ» и за- кон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капиталь- ных вложений» обязательны |
Подтверждение соответствия проекта природоохранным ограничениям |
В данном пункте необходимо подтвердить соответствие проекта требова- ниям природоохранного законодательства и раскрыть, какие экологические мероприятия предусмотрены в рамках проекта. В случае необходимости при- водится соответствующее экспертное заключение. |
Подтверждение соответствия проекта градостроительным регламентам за- стройки и использования объектов недвижимости, а также архитектурным тре- бованиям |
В данном пункте отражаются требования градостроительных регламентов, касающиеся элементов проекта – зданий, сооружений, возводимых временных объектов – палаток, павильонов, лотков и наружной рекламы. В случае необ- ходимости приводится соответствующее экспертное заключение |
Подтверждение соответствия проекта ограничениям, налагаемым на интенсив- ность использования инженерной инфраструктуры | |
В этом пункте необходимо описать потребности проекта в использовании инженерной инфраструктуры – электро -, водо- и газоснабжения, телефон- ных линий, оптико-волоконных линий, подъездных путей, подъемного оборудо- |
2 Все заявляемые в этом разделе сведения должны иметь ссылку на официальный доку- мент (экспертное заключение) подтверждающий их актуальность, а также орган власти (экспертную организацию) его предоставивший.
|
вания и т.п. Потребности проекта следует соотнести с существующими ог- раничениями. В случае необходимости приводится соответствующее экс-
пертное заключение
Подтверждение технической состоятельности проекта |
Данный пункт должен отразить техническую реализуемость проекта – уро- вень известности технологии, степень надежности оборудования и т.п. При реализации инновационных проектов приводится соответствующее эксперт- ное заключение |
3. РЫНОЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТА
Описание конечных потребителей (целевой рынок): |
В рамках данного раздела необходимо предельно конкретно описать целевых потребителей, дать характеристику развития данного рынка, выявить уро- вень его насыщения. Приветствуются диаграммы и графики, отражающие динамику рынка за ряд лет. Необходимо дать ссылки на все используемые ис- точники маркетинговых данных. При необходимости должны быть предло- жены варианты опросных листов (анкет) для обоснования уровня потенци- ального спроса на продукт (услуги) проекта |
Основные участники рынка(поставщики, производители и т.д.) и их характери- стики, сильные и слабые стороны, доля на рынке: |
Необходимо проанализировать уровень конкуренции на рассматриваемом рын- ке, привести перечень основных игроков, выявить среди них потенциальных конкурентов и дать их характеристику |
Анализ конкурентных преимуществ предприятия |
При разработке проекта могут быть рассмотрены две ситуации: 1. Для реализации проекта создается новое предприятие 2. Проект реализуется на действующем предприятии При заполнении таблицы 1 для первой ситуации рассматриваются проек- тируемые преимущества и недостатки, для второй ситуации приводится характеристика сложившегося положения и учитывается возможность улучшений конкурентной позиции в результате реализации проекта |
Таблица 1
|
Анализ сильных и слабых сторон предприятия, выявление его конкурентной позиции
Факторы, характеризующие предприятие | Преимущества | Недостатки | оценка |
Менеджмент |
- Предпринимательская культура - Цели и стратегии - Система мотивации | |||
Производство - Оборудование - Гибкость производст- венных линий - Качество производст- венного планирования и управления | |||
Научные исследования и раз- работки - Интенсивность и ре- зультаты - Ноу-хау - Использование новых информационных тех- нологий | |||
Маркетинг - Организация сбыта - Расположение сбытовых филиалов - Фаза жизненного цикла по важнейшим продук- там | |||
Кадры - Возрастная структура - Уровень образования - Квалификация и моти- вация труда персонала | |||
Финансы - Доля собственного капи- тала - Оценка финансового со- стояния - Возможности получения кредита |
При заполнении таблицы 2 необходимо максимально корректно отра- зить сильные и слабые стороны продукции, с учетом специфики 1 или 2 си- туации.
Таблица 2
Сильные и слабые стороны товара
Постановка вопроса | Сильные стороны | Слабые стороны |
2. На какой сегмент рынка ориентирована ваша про- дукция | ||
2. Изучены ли вами запросы ваших клиентов | ||
3. Какие преимущества предостав- ляет ваша продукция клиентам | ||
4. Можете ли вы эффективно дове- сти свою продукцию до тех потре- бителей, для которых она предна- значена | ||
5. Может ли ваш продукт или услу- га эффективно конкурировать с аналогами других фирм - Качество, надежность и т.п. - Цена - Методы стимулирования спроса - Места распространения | ||
6.На какой стадии жизненного цик- ла находится ваш продукт | ||
7. Есть ли идеи относительно новых видов продукции | ||
8. Сбалансирован ли на вашем предприятии ассортимент продук- ции с точки зрения жизненного цикла | ||
9. Осуществляется ли модификация продукции в соответствии с поже- ланиями потребителей | ||
10. Разрабатываете ли вы новую продукцию | ||
11. Возможно ли копирование ва- шей продукции конкурентами | ||
12. Защищена ли ваша продукции торговой маркой или патентами | ||
13. Отслеживаете ли вы жалобы по- купателей |
При заполнении таблицы 3 необходимо учитывать ожидаемый мас- штаб деятельности в рамках проекта. Столбцы 3,4,5 заполняются только
при наличии предпосылок для выхода продукции предприятия на отдаленные рынки.
Таблица 3
Анализ рынков сбыта
Показатели | Населенный пункт, в кото- ром располо- жено пред- приятие | Населенные пункты в ра- диусе 100 км. | Удаленные рынки | Зарубежные рынки |
Уровень спроса | ||||
Степень удов- летворения спроса | ||||
Уровень кон- куренции | ||||
Доля потреби- телей, готовых купить продук- цию |
При заполнении таблицы 4 целесообразно проанализировать деятельность только тех компаний, которые действительно составляют конкуренцию продукции вашего проекта. В первую очередь целесообразно выявить те фирмы, продукция которых претендует на тот же сегмент рынка, либо те фирмы, которые вы надеетесь потеснить в результате реализации проекта
Таблица 4
Оценка конкурентов
Характеристика конку- рентов | Основные конкуренты | |
Наименование | Наименование | |
Известность торговой марки | ||
Период деятельности на данном рынке | ||
Занимаемая доля рынка | ||
Уровень цен | ||
Финансовое положение | ||
Уровень технологии | ||
Качество продукции | ||
Расходы на рекламу | ||
Привлекательность внешнего вида продук- |
ции | ||
Отношение потребите- лей к продукции | ||
Инновационная актив- ность | ||
имидж |
4.Социальная эффективность.
В рамках данного раздела должны быть рассчитаны только те показатели, на которые влияет реализация проекта.
Прирост числа занятых, обусловленный реализацией проекта: |
Отражает численность привлекаемого персонала |
Стоимость создания рабочего места: |
Данный показатель рассчитывается как отношение величины капитальных затрат по проекту к вновь созданных рабочих мест |
Изменения в структуре рабочих мест: |
Оценивается только для действующих предприятий |
Снижение числа граждан проживающих в коммунальных квартирах: |
Рассчитывается для проектов, предусматривающих расселение коммуналь- ных квартир |
Сокращение числа очередников на жилье: |
Рассчитывается для проектов, предусматривающих предоставление жилья для работников |
Расширение числа предприятий сферы обслуживания: |
Рассчитывается для проектов, реализуемых в сфере услуг |
Улучшение медицинского обслуживания населения: |
Рассчитывается для проектов, реализуемых в сфере медицинских услуг |
Повышение надежности и качества снабжения населения и предприятий, рас- положенных на территории города, топливом и энергией, коммунальными ус- лугами: |
Рассчитывается для проектов, реализуемых в сфере ЖКХ |
Улучшение окружающей среды: |
Указывается для всех проектов на основе перечня природоохранных меро- приятий |
Улучшение транспортной инфраструктуры: |
Рассчитывается для проектов, реализуемых в сфере транспорта |
Восстановление, реконструкция архитектурных ансамблей и отдельных па- мятников, благоустройство территорий: |
Рассчитывается для проектов, реализуемых в соответствующей сфере и предусматривающих соответствующую деятельность |
Иные социальные эффекты, характерные для проекта: |
Указать, какие иные социальные эффекты возникают |
Влияние на достижение целей, утвержденных Законом "О целях развития Санкт-Петербурга на предстоящий период" и целей Стратегического плана Санкт-Петербурга: |
Указать, каким стратегическим целям Петербурга соответствует реализа- ции проекта |
5. Оценка воздействия проекта на окружающую среду
Основная цель оценки при анализе проекта — обеспечение гаран- тии того, что разработанный проект надежен в отношении окружающей среды. Это означает, что воздействия проекта в течение всего пред- полагаемого срока его жизни не будут неприемлемо ухудшать окру- жающую среду и что не ожидается каких-либо остаточных воздейст- вий, которые могли бы вызвать ее длительное ухудшение Окружающая среда здесь понимается как единая, взаимозависимая; естественная (экологическая) и социальная (культурная, социально-экономическая) система, неотъемлемой частью которой будет инвестиционный про- ект.
Разработано несколько методов и инструментов, которые используются при оценке воздействия на окружающую среду. Методы должны удовлетворять нескольким важным критериям всестороннего подхода к оценке. В идеале, методика должна обеспечивать:
- всестороннюю идентификацию всех соответствующих воздействий;
- причинные и следственные связи между проектом, факторами окру- жающей среды и воздействиями;
- временное распределение воздействий (например, различия между воздействиями в фазах строительства и эксплуатации);
- критерии как для качественной, так и для количественной оценки;
- указание динамического характера воздействий на окружающую среду, создающего первичные, вторичные, третичные и т.д. воздей- ствия.
6. Мероприятия по продвижению продукта реализации проекта3
Описание системы сбыта, реализации результатов проекта
3 Раздел предназначен для проектов предусматривающих наличие прямых доходов.
В этом разделе должны быть описана система сбыта продукции про- екта. Для производственных проектов должны быть представлены соглашения о намерениях с потенциальными покупателями (торговы- ми сетями, отдельными магазинами, другими предприятиями), под- тверждающие наличие спроса на продукцию проекта. Для других сфер должны быть описаны мероприятия по стимулированию спроса на ус-
луги.
Планы по организации рекламы
В данном пункте должны быть отражены основные рекламные меро- приятия по продвижению продукции (услуг) проекта. В том числе, ука- заны основные виды рекламы, проанализированы направления реклам- ной деятельности и произведена оценка целесообразных затрат на рекламу в соответствии с предусмотренными мероприятиями и акту-
альной стоимостью рекламных услуг
7. Маркетинг реализации проекта
Описание системы мероприятий по привлечению сторонних инвесторов к реализации проекта |
Здесь должны быть представлены мероприятия по продвижению про- екта – участие в инвестиционных ярмарках, размещение информации о проекте в специальных журналах и на инвестиционных сайтах, личное продвижение путем проведения презентаций проекта и.т.п Так же должно быть проведено Обоснование привлекательности проекта и его результатов для потенциальных покупателей, в случае если ре- зультат проекта предназначен для дальнейшего использования в ком- мерческих целях |
8. Реализация проекта и план капитальных вложений
В данном разделе необходимо максимально точно описать затраты,
возникающие на прединвестиционной и инвестиционной фазе
Таблица.8.
Издержки прединвестиционной фазы реализации проекта
Статья издержек | комментарии |
Выявление инве- стиционных возможно- стей | Отражает затраты инвестора, связанные с выявлением рыночного потенциала предполагае- мого инвестиционного объекта |
Предварительное исследование проекта | Затраты на проведение предварительной оценки для выявления целесообразности даль- |
нейших исследований | |
Функциональные исследования | Затраты на предварительные маркетинго- вые исследования, лабораторные испытания, эко- логические исследования, выбор технологии, оп- тимизация масштабов производства, выбор обо- рудования и т.д. |
Разработка ПТЭО | Затраты на составление ПТЭО, проведение экспертизы ПТЭО и оценочное заключение. |
Разработка ТЭО открывает инвестиционную фазу проекта. Из- держки инвестиционной фазы определяются во-первых, перечнем видов работ, осуществляемых до ввода объекта в эксплуатацию, во-вторых, суммой инвестиций в оборотный капитал. Издержки инвестиционной фа- зы представлены в таблице 9.
Таблица 9.
Издержки инвестиционной фазы
Статья издержек | комментарии |
Разработка ТЭО | Затраты, связанные с дополнительными исследова- ниями, необходимыми для разработки ТЭО, подго- товку проектной документации – до 4% от общей суммы инвестиционных затрат по проекту. |
Согласование проекта | Затраты обусловленные необходимостью получе- ния разрешительной документации по проекту |
Продолжение таблицы 9.
Организационные из- держки | Издержки на создание и регистрацию компании, проведение эмиссии и т.п. |
Административные из- держки | Затраты на управление реализацией проекта – аренда офиса, оплата труда команды управляю- щих, оплата услуг сторонних организаций, комму- никационные издержки и т.п. |
Издержки на приобрете- ние (аренду) земельного участка | Затраты на участие в инвестиционных тендерах, на приобретение земельного участка, на аренду, на оформление прав собственности, на подготовку участка к застройке |
Строительство или ре- монт | Затраты связанные с проведением тендера, выбо- ром генерального подрядчика, заключением дого- воров, приобретением строительных материалов, оплатой строительно-монтажных работ, регистра- цией построенных объектов, страхование строи- тельно-монтажных рисков |
Приобретение техноло- гии и оборудования | Затраты, связанные с выбором оборудования, при- обретением технологии и оборудования, доставкой и монтажом |
Набор и обучение пер- сонала | Затраты связанные с набором персонала, его про- фессиональным обучением, социальным и меди- цинским страхованием |
Маркетинг | Затраты, связанные с продвижением продукции проекта, рекламой, заключением предварительных соглашений на поставку продукции |
Формирование оборот- ного капитала | Затраты, связанные с созданием производственного и страхового запасов сырья и материалов, а также денежные средства, необходимые для обеспечения нормального функционирования предприятия до выхода на окупаемость производственной деятель- ности |
Финансирование | Уплата процентов и лизинговых платежей |
Экологическая подго- товка производства | Статья затрат, зависящая от уровня экологической безопасности производства и требований природо- охранного законодательства. В странах ЕЭС приро- доохранные мероприятия составляю 5-10% от об- щей суммы инвестиционных издержек по проекту |
Пусковые испытания и сдача объекта в эксплуа- тацию | Соответствуют сумме операционных затрат пред- приятия в период пусковых испытаний. |
страхование | Страхование инвестиционных рисков, рисков, свя- занных с поставкой оборудования, и.т.п |
Непредвиденные расхо- ды | Страховой резерв. В зависимости от условий реали- зации проекта может достигать 10- 25% от общей суммы инвестиционных затрат |
Состав основного оборудования |
Для обоснования затрат на приобретение оборудования необходимо с учетом планов производства (оказания услуг), предполагаемого графика работы и нормативного коэффициента загрузки оборудования определить потребность в производственном оборудовании, составить специфика- цию (точный перечень оборудования с указанием производителя и предпо- лагаемой цены приобретения) и оценить совокупные затраты. При нали- чии нескольких поставщиков однотипного оборудования необходимо обос- новать причины выбора конкретного поставщика |
Таблица 10.
Спецификация оборудования и затраты на приобретение оборудования
№ п/п | Наименование | Марка | Коли- чество и цена | Постав- щик | Установоч- ное вочная мощность, кВтч | Плановый коэффици- ент загрузки |
Кроме того, необходимо рассчитать потребность в затратах на офисное оборудование и включить эту потребность в общую сумму затрат на обо- рудование
Сырье и материалы, альтернативные виды сырья и источники снабже- ния |
В данном разделе приводится информация об основных видах исполь- зуемых сырьевых ресурсах и основных видов материалов. Необходимо, исходя из объема продукции и услуг, определить месячную потреб- ность в сырье и материалах. Эта информация используется в процессе оценки потребности в инвестициях в оборотный капитал. |
Таблица 11.
Основное сырье и материалы
Наименование | Ед. изме- рения | Цена, руб. | Потребность, тонн | Поставщик |
На момент начала деятельности в рамках проекта должны быть сфор- мированы основной и страховой запас сырья и материалов. В данной работе мы будем считать, что инвестиции в оборотный капитал предполагают формирование месячного основного запаса сырья и материалов и пятиднев- ного страхового запаса, а также формирование запаса денежных средств необходимого для погашения текущих издержек в течение инвестиционной и эксплуатационной фазы проекта.
В таблице 12 приводится потребности в инвестиционных ресурсах.
Таблица 12
Расчет инвестиционных затрат по проекту
№ п/п | Этапы реализации проекта | Срок Реализации | % от общей суммы ка- питальных затрат | Сумма по Этапу |
Предпроектные работы | ||||
0-1 | Разработка проекта | 2,5 | ||
0-2 | Утверждение проекта | |||
0-3 | Согласование проекта | 1,5 | ||
Затраты на реализацию про- екта | ||||
Приобретение недвижимости и/ или Ремонт помещения | ||||
2. | Приобретение и монтаж обо- рудования | |||
3. | Освоение производства | |||
4. | Заключение соглашений на реализацию продукции | |||
5. | Инвестиции в оборотный капи- тал | |||
6. | Финансовый резерв | |||
7. | Итого по проекту | |||
Источники финансирования |
Собственные средства | ||||
Сумма кредита в рублях | ||||
Прочие источники |
Таблица 13
Структура и динамика инвестиций по проекту
1 месяц | ... | N ме- сяц | ИТОГО | |
1. Строительно-монтажные работы | ||||
2. Затраты на приобретение оборудования | ||||
3. Прочие капитальные за- траты (указать какие именно) |
Таблица 14
График погашения кредитов
Период (по месяцам) | … | … | n | |||||||
Остаток по кредиту | ||||||||||
Начисленные про- центы | ||||||||||
Сумма погашения |
9. Анализ текущих затрат на эксплуатационной фазе
Таблица 15
Расчет себестоимости продукции
Показатель | 1 ме- сяц | 2 ме- сяц | .... | N год | |
ЗАТРАТЫВСЕГО | |||||
Энергоресурсы | |||||
Сырье и материалы, п/ф | |||||
Оплата труда (включая отчисления в фонды социального страхования) | |||||
Транспортные расходы | |||||
Административные расходы | |||||
Сбытовые издержки |
Амортизационные отчисления | |||||
Налоги и другие обязательные плате- жи, относимые на себестоимость | |||||
Прочие расходы | |||||
Объем продаж (реализации) в нату- ральном выражении (ед. изм.) | |||||
Себестоимость ед. продукции |
Таблица 16
Штатное расписание, руб.
№ п/п | Должность | Количество штатных единиц | Должностной оклад | Сумма в месяц | сумма в год |
Таблица 17
Расчет затрат на услуги сторонних организаций
№ п/п | Показатель | Единица измерения | Количество | Сумма в месяц | Сумма в год |
1. | Затраты на вывоз му- сора | ||||
2. | Затраты на охрану объекта | ||||
3. | Затраты на лицензи- рование деятельно- сти | ||||
4. | Затраты на страхова- ние имущества | ||||
5. | Транспортные расхо- ды | ||||
6. | Арендные платежи | ||||
7. | |||||
Итого затраты на ус- |
луги сторонних ор- ганизаций | |||||
В том числе НДС |
Таблица 18
Расчет затрат на коммунальные платежи
№ п/п | Показатель | Ед.измерения | Количество | Сумма в месяц | Сумма в год |
1. | Электроэнергия | ||||
1.1. | Номинальная мощ- ность на 1 кв.м. площади | кВт*ч | |||
1.2. | Общая площадь | кв.м. | |||
1.3. | Средняя Продолжительность рабочего дня | час. | |||
1.4. | Коэффициент Использования мощности (лето) | 0,3 | |||
1.5. | Коэффициент Использования мощности (зима) | 0,6 | |||
1.6 | Потребляемая мощ- ность на обслужива- ние помещений | ||||
1.7. | Установочная мощ- ность оборудования | кВт | |||
1.8. | Коэффициент загру- женности оборудо- вания | ||||
1.9. | Потребляемая мощ- ность оборудования | кВт | |||
1.10. | Стоимость 1 кВт | руб. | |||
1.11. | Затраты на электро- энергию | руб. |
Таблица 19
Расчет амортизационных отчислений
№ п/п | Показатель | Единица из- мерения | Количество | Сумма в месяц | Сумма в год |
1. | Стоимость аморти- зируемого имущест- ва | руб. | |||
2. | Норма амортизаци- онных отчислений в год | % | |||
3. | Амортизационные отчисления | руб. |
10.Финансовый план проекта
Таблица 20
Движение денежных средств и расчет периода окупаемости по про- екту