В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России установлена административная процедура определения гражданства.
Во многих зарубежных странах, в первую очередь в тех, где нет внутренних паспортов, существует судебная процедура выяснения гражданства.
7.3. Правовой режим иностранцев
Понятие иностранца. Режим иностранцев устанавливается внутренним законодательством государств с учетом их международных обязательств.
Существуют два определения понятия иностранца. Одно из них носит общий, теоретический характер: иностранец - это лицо, находящееся на территории любого государства, не являющееся гражданином этого государства и имеющее гражданство другого государства. Как показывает практика, этого определения во внутригосударственной сфере явно недостаточно. Можно иметь иностранное гражданство и все же считаться на территории государства пребывания лицом без гражданства. Другое определение встречается во внутригосударственном праве. Оно имеет чисто практическое значение, так как устанавливает, какие лица относятся к иностранцам в том или ином государстве. Это определение имеет множество модификаций.
Типичным определением второго рода является следующее: иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами страны пребывания и имеющие доказательства наличия у них гражданства иностранного государства.
Термин "иностранный гражданин" можно считать более точным, чем термин "иностранец", так как в законодательной практике ряда государств термин "иностранец" применяется в широком смысле, охватывая не только иностранных граждан, но и лиц без гражданства.
|
Обращает на себя внимание разница между приведенными определениями. Для отнесения какого-либо лица к категории иностранных граждан недостаточно, чтобы оно, не будучи гражданином государства пребывания, имело гражданство иностранного государства. Необходимо, чтобы оно обладало доказательством наличия у него такого гражданства, прежде всего действующим иностранным паспортом или равноценным удостоверением личности. Возможны, конечно, случаи, когда в качестве иностранного гражданина рассматривается лицо, не имеющее упомянутых доказательств (например, если у него похищены документы). Подобные ситуации, однако, сравнительно редки.
Возможны также случаи, когда срок действия документа, подтверждающего иностранное гражданство, истекает и у владельца нет возможности его продлить. Такое лицо может быть признано на территории государства пребывания лицом без гражданства (обычно при условии получения им разрешения на постоянное проживание в данном государстве).
Иностранец вправе рассчитывать на защиту со стороны государства своего гражданства, и факт его законного нахождения на территории государства объективно облегчает получение им такой защиты. Если иностранец находится на территории другого государства незаконно, то последнее имеет право сомневаться в действительности наличия у него иностранного гражданства, не говоря уже о праве выдворить его за пределы своей территории или привлечь к ответственности за незаконный въезд и т.п.
Понятие режима иностранцев и его виды. Режим иностранцев (правовое положение иностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данного государства.
|
По традиции считается, что существуют три вида режима иностранцев: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и специальный режим. Национальный режим означает уравнивание иностранцев в той или иной области с собственными гражданами государства пребывания.
Режим наибольшего благоприятствования означает предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и (или) установление для них в какой-либо области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении. Клаузула о наибольшем благоприятствовании встречается обычно в торговых договорах. Режим наибольшего благоприятствования чаще всего устанавливается на основе взаимности. В действительности он носит отсылочный характер и в конечном счете выражается в установлении либо специального, либо национального режима.
Специальный режим означает предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства. Нередко это делается путем перечисления их прав и обязанностей. Например, в отечественной практике в некоторых договорах с сопредельными государствами предусмотрен упрощенный порядок перехода государственной границы жителями пограничных районов для посещения родственников. Специальный режим может носить и негативный характер, т.е. представлять собой совокупность правовых ограничений, распространяющихся только на иностранцев (например, запрещение включать иностранцев в состав экипажа воздушного судна).
|
Ни в одном государстве не существует какого-либо одного вида режима иностранцев. Всегда различные его виды встречаются в сочетании: в одной области - национальный режим, в другой области - специальный.
Общая характеристика взаимоотношений иностранцев с государством своего гражданства и государством пребывания. Сложность положения иностранца с точки зрения международного права заключается в том, что он находится как бы в двойном подчинении. Он подчинен двум началам: территориальному, т.е. правопорядку государства пребывания, и одновременно личному, т.е. законам государства своего гражданства. Определенные сложности могут возникнуть, если законы государства пребывания и законы государства гражданства в чем-то противоречат друг другу. В таком случае имеет место конкуренция указанных начал (конкурирующая юрисдикция).
Иностранец может пользоваться правами или выполнять обязанности, вытекающие из его гражданства (т.е. предусмотренные законодательством государства его гражданства), лишь в той мере, в какой допускается государством пребывания, не противоречит суверенитету и безопасности. С другой стороны, государство пребывания, устанавливая режим иностранцев, не должно нарушать общепризнанные принципы международного права и договоры, в которых оно участвует.
В доктрине и практике встречается понятие "минимальный международный стандарт обращения с иностранцами". Это некий правовой уровень, которому как минимум должно соответствовать законодательство любого государства, устанавливающее права иностранцев. Он довольно нечеткий и определяется договорной практикой и международными обычаями.
После Второй мировой войны отмечается тенденция, которая связывает минимальный международный стандарт с правами человека; он сводится к требованию при установлении режима иностранцев не ущемлять права человека.
Наиболее важные аспекты влияния международного права на режим иностранцев проявляются в тех случаях, когда это касается: а) политических прав иностранцев; б) военной службы иностранцев; в) регулирования въезда и выезда иностранцев; г) установления пределов уголовной юрисдикции государства в отношении режима иностранцев; д) защиты, оказываемой иностранцам государствами их гражданства.
Политические права иностранцев. Иногда возникает вопрос: в каких пределах иностранец пользуется политическими правами государства пребывания? Прежде всего речь идет об избирательных правах, которые обычно иностранцам не предоставляются. Но и предоставление им избирательных прав не противоречило бы международному праву, так как реализация этих прав целиком зависела бы от иностранцев. Никто не может их принудить фактически пользоваться такими правами. Практика это подтверждает. Известны случаи, когда иностранцам предоставлялись избирательные права.
Что же касается других политических прав, то их предоставление иностранцам определяется суверенитетом и безопасностью государства.
Военная служба иностранцев. Иностранцы в принципе не несут воинской обязанности. Государства исходят из того, что иностранец может оказаться в таком положении, когда он вынужден вопреки своей воле поднять оружие против государства, гражданином которого он является. Однако в законодательстве некоторых государств время от времени наблюдается отход от этого правила.
Встречаются случаи, когда привлечение некоторых категорий иностранцев к обязательной военной службе не вызывает возражений у заинтересованных государств, но такая практика основана либо на обычаях, либо на договорах.
Добровольная служба в иностранных вооруженных силах не противоречит международному праву. Правда, лица, которые добровольно служили в иностранной армии, могут быть привлечены за это к ответственности в государстве своего гражданства, но этот вопрос находится вне сферы международного права. Добровольцы, если только они не получили разрешения на службу в иностранной армии от государства своего гражданства, действуют в этом отношении на свой страх и риск.
Порядок въезда в государство и выезда из него. Государства как носители суверенитета в принципе самостоятельно регулируют вопросы въезда и выезда, принимая для этого необходимые меры внутригосударственного характера. В современных условиях практически во всех государствах существует разрешительный порядок въезда и выезда как собственных граждан, так и иностранцев. Иногда он существенно упрощен на основании международных договоров, но это не свидетельствует о том, что такой порядок в принципе отменен. В разных странах установлены разные процедуры получения разрешений на въезд и выезд.
Разрешительный порядок въезда и выезда предполагает, что в выезде из страны или во въезде в нее как иностранцу, так и собственному гражданину государство может и отказать. Казалось бы, принципиальной разницы между положением собственных граждан государства и положением иностранцев здесь нет. Однако она может проявляться в деталях, устанавливаемых внутренним законодательством государства в отношении порядка подачи просьб о въезде или выезде, формы документов, оснований для отказа и т.п. В международно-правовой сфере существует серьезное различие между въездом и выездом собственных граждан и иностранцев, которое не всегда находит отражение во внутригосударственном праве, но в области внешних сношений государств определяется общепризнанными нормами международного права.
Заключается это различие в следующем. Рассматривая в установленном порядке просьбу о выезде за границу собственных граждан, государство в лице компетентных органов в случаях, предусмотренных законом, может временно ограничивать их выезд.
Это внутреннее дело государства, поскольку речь идет о его взаимоотношениях с собственными гражданами. Отказ в выезде должен быть действителен в течение определенного, устанавливаемого государством срока (например, шести месяцев). Постоянный отказ в выезде за границу недопустим. Законодательное запрещение в общей форме такого правила можно было бы рассматривать как нарушение прав человека (в частности, права покидать свою страну).
Но поскольку речь идет о выезде конкретных лиц и к тому же каждый отказ, который они могут получить, действителен в течение относительно небольшого промежутка времени, государство вправе самостоятельно решать, как ему поступать в подобных случаях. Однако его самостоятельность в этих вопросах, как будет показано ниже, не означает произвола.
Положение меняется, если с просьбой о выезде обращается иностранец, проживающий на территории данного государства. Систематически отказывать ему в выезде государство пребывания не может, так как почти наверняка дипломатическое и консульское представительства страны, гражданство которой иностранец имеет, потребуют предоставить ему возможность выехать или по крайней мере дать аргументированное объяснение причин отказа. Задержка иностранца может быть оправданна лишь в том случае, если он находится под судом или следствием, либо является гражданином государства, с которым государство пребывания находится в состоянии войны, либо по некоторым иным причинам. Таким образом, обязательство не препятствовать выезду иностранцев, за исключением упомянутых особых обстоятельств, существует у государства в отношении не самих иностранцев, а государства их гражданства.
Рассматривая просьбу иностранца о въезде на свою территорию, государство вправе неоднократно ему отказывать в этом, так как оно не обязано допускать на свою территорию лиц, не имеющих гражданства. Никакое другое государство не имеет права настаивать на таком допуске, поскольку это было бы вмешательством во внутренние дела государства, отказывающего иностранцу в разрешении на въезд. Государство может отказывать во въезде на свою территорию и собственным гражданам, находящимся за его пределами (если такого рода отказы допускаются его законодательством). Однако это может происходить до тех пор, пока другие государства не станут возражать против пребывания таких граждан на их территории. В международном праве сложилась обычная норма, согласно которой государство обязано принять своего гражданина, если другие государства не разрешают ему по какой-либо причине дальнейшее пребывание на своей территории. Эта обязанность существует в отношении не указанного гражданина, а государства, на территории которого он находится. После принятия Заключительного акта СБСЕ 1975 г. наблюдается процесс упрощения и либерализации въезда и выезда. Стимулирует этот процесс ряд международных документов, хотя не все они носят юридически обязательный характер. Не преследуя цель отмены разрешительного порядка, они направлены на максимальное расширение возможностей передвижения людей между странами по собственному желанию.
Тенденция к облегчению выезда и въезда в первую очередь заметна в отношении собственных граждан государств. Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. право покидать страну, включая свою собственную, может быть ограничено лишь на основании закона и для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и при условии совместимости ограничений с другими правами, признаваемыми в Пакте (ст. 12). Но эти ограничительные положения Пакта могут толковаться слишком широко. В рамках ООН высказывается получающее растущую поддержку мнение о недопустимости подобного толкования. В настоящее время считается общепризнанным, что основания для отказа в выезде должны быть конкретны и четко указаны в законе. Решение этого вопроса не следует оставлять на усмотрение тех или иных государственных органов. Кроме того, прослеживается стремление установить предельный срок, в течение которого государство может отказывать в выезде собственным гражданам на основании положений своего законодательства (например, в случае, если они по роду работы располагают сведениями, составляющими государственную тайну).
Пакт предусматривает также недопустимость произвольного лишения граждан права на въезд в свою собственную страну. Материалы ООН свидетельствуют о том, что это положение начинает толковаться как признание неприемлемости визового порядка допуска собственных граждан на свою территорию.
Уголовная юрисдикция. Каждое государство самостоятельно устанавливает пределы своей уголовной юрисдикции в отношении собственных граждан. Государства привлекают собственных граждан к уголовной ответственности за преступления, совершенные ими на своей территории, а в некоторых случаях и за рубежом. Иностранцы в принципе несут ответственность за все преступления, совершенные ими на территории государства пребывания, по законам этого государства.
Иногда, чаще всего по политическим соображениям, иностранцы не подвергаются наказанию на территории страны пребывания и высылаются.
Вместе с тем в международном праве существует общепризнанная обычная норма, согласно которой иностранец не может привлекаться к уголовной ответственности на территории государства пребывания за преступления, совершенные в каком-либо другом государстве, если эти преступления не затрагивают государства пребывания. Может возникнуть вопрос о его выдаче. Но обязанность выдачи преступников существует лишь на основании договоров. Исключение составляет выдача военных преступников, которая основана на принципах, закрепленных не только в договорах, но и в обычаях.
Дипломатическая защита, оказываемая иностранцам государством их гражданства. Дипломатическая защита граждан за рубежом - важнейший институт современного международного права. Дипломатическая защита - это термин, который иногда употребляется в широком смысле. Он не означает, что именно дипломатическое представительство как таковое обязательно должно оказать дипломатическую защиту. Защита граждан представляемого государства является обычно функцией консульских учреждений, поэтому нередко различают консульскую и дипломатическую защиту, понимая под последней только защиту, оказываемую непосредственно дипломатическим представительством, если вопрос приобретает политическую остроту.
Дипломатическая защита включает в себя не только собственно защиту государством своих граждан за рубежом, но и право заинтересованного государства получать через соответствующее представительство информацию о действиях, в совершении которых обвиняется гражданин этого государства.
Правда, государство, оказывающее защиту, ограничено рамками местного законодательства. Дипломатическая защита вовсе не означает безграничного права требовать освобождения от наказания своего гражданина, если он виновен.
В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 6 декабря 2007 г. 67/62 дается следующее определение дипломатической защиты: это призвание государством посредством дипломатических или других средств мирного урегулирования к ответственности другого государства за вред, причиненный международно-противоправным деянием государства, физического или юридического лица, являющегося гражданином или имеющего национальность первого государства, в целях имплементации такой ответственности. В Резолюции также указывается, в каких случаях правило исчерпания внутренних средств правовой защиты неприменимо.
Дипломатическая защита прежде всего является средством, обеспечивающим соблюдение режима иностранцев в отношении данного лица или лиц. Если иностранец действительно нарушил законодательство государства пребывания, то дипломатическая защита сводится к выяснению обстоятельств совершения правонарушения, подбору, если это необходимо, адвокатов и т.д.
Если же в ходе оказания защиты выясняется, что в отношении данного лица или лиц было нарушено законодательство государства пребывания, заинтересованное государство вправе потребовать соблюдения соответствующего законодательства и в случае необходимости - наказания виновных, выплаты компенсации пострадавшему и т.д.
Но возникает вопрос: государство обязано оказывать дипломатическую защиту своему гражданину или имеет на это право? Следует различать дипломатическую защиту как институт внутригосударственного права и как институт международного права. С точки зрения международного права государство вправе оказывать дипломатическую защиту своему гражданину, находящемуся за границей, и другие государства обязаны уважать данное право. А воспользуется ли им конкретное государство, зависит прежде всего от его законодательства и, разумеется, от политических соображений. С точки зрения внутригосударственного права ситуации могут быть различными. Внутреннее право государства может предусматривать оказание защиты его гражданину, находящемуся за рубежом, в обязательном порядке в случае нарушения его прав. Например, такое правило установлено в ч. 2 ст. 61 Конституции РФ. Но внутреннее право государства может оставить решение вопроса об оказании дипломатической защиты на усмотрение дипломатических и консульских представительств. Тогда с точки зрения внутреннего права государство не обязано оказывать дипломатическую защиту своим гражданам за рубежом.
Вопросы для обсуждения
1. Что такое гражданство?
2. Как может приобретаться гражданство?
3. Каковы формы утраты гражданства?
4. Каковы основные последствия множественного гражданства?
5. Что такое безгражданство и каковы его последствия?
6. Что такое правовой режим иностранцев и каковы его виды?
7. Каковы правовые рамки дипломатической и консульской защиты?
Литература
Басик В.П. Правовое положение гражданина Российской Федерации и иностранцев в России. М., 2004.
Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986. Международное право: Учебник / Под ред. А.Н. Вылегжанина. М., 2011.
Черниченко С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. М., 1968.
Глава 8. ТЕРРИТОРИЯ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1. Виды территорий в международном праве
Проблема территорий и границ всегда была одной из наиболее острых в международных отношениях. На протяжении всей истории человечества войны возникали в первую очередь из-за территорий, границ, в связи с борьбой за раздел и передел мира. И в настоящее время эти проблемы сохраняют свою остроту, по-прежнему внешняя политика и дипломатия государств всегда учитывают эти проблемы. Значительное число территорий и границ все еще нуждается в определении их статуса. Неурегулированность некоторых из них пришла из прошлого. С другой стороны, в период после Второй мировой войны возникло около 140 новых государств, и у многих из них правовой статус территорий и границ еще нуждается в определении. Это в первую очередь страны Африки и Азии.
В настоящее время существует целый ряд спорных вопросов о территориях и границах на всех континентах, которые приводят к вооруженным конфликтам, как, например, между Индией и Пакистаном из-за Кашмира, между Аргентиной и Великобританией из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. Границы в Африке установлены в период колониального владычества без учета факторов, которые обычно принимаются во внимание при установлении государственных границ, что порождает массу сложных проблем. С тем чтобы не возникали вооруженные конфликты, африканские государства приняли решение не затрагивать пока вопросы о границах. В Азии наряду со спором между Индией и Пакистаном подобные проблемы существуют и между другими странами: Китай и Индия спорят о линии прохождения границы между ними, Япония выдвигает претензии к Китаю, Южной Корее и России в отношении некоторых островов. Даже в Европе, где в основном территориальные вопросы были урегулированы договорами, заключенными после Второй мировой войны, существуют споры, например, между Испанией и Великобританией - относительно Гибралтара.
В международном праве под территорией понимается весь земной шар, включая его сухопутные и водные пространства, недра и воздушное пространство над ними, а также космическое пространство. Все эти пространства с точки зрения международного права разделяются на территории государств, территории с международным режимом, территории со смешанным режимом, и у каждой из них имеется свой международно-правовой статус.
Отличительной особенностью государственной территории является то, что она находится под суверенитетом государства. Как правило, территория государства имеет международно признанные границы, что достигается заключением с соседними государствами договоров о границах, мирными договорами после окончания вооруженных конфликтов. Существуют так называемые исторически сложившиеся границы, которые не оформлены договорами, но признаются государствами на практике.
В пределах своих границ государства устанавливают правовой режим территории на основании национального законодательства и международных договоров.
К территориям с международным режимом относятся сухопутные и водные пространства, которые расположены за пределами территории государства и находятся в общем пользовании. Статус и режим таких территорий определяются международным правом; государственный суверенитет на них не распространяется, за исключением искусственных островов, установок и сооружений, которые государства в соответствии с современным международным правом могут строить в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.
К территориям с международным режимом относятся открытое море, воздушное пространство над ним и морское дно за пределами континентального шельфа государств. Кроме того, международный режим может устанавливаться в отношении отдельных территорий или их частей в соответствии с международными договорами (например, демилитаризованные территории, нейтрализованные территории). Особый международный режим установлен в Антарктике Договором от 1 декабря 1959 г.
Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, находящиеся за пределами Земли, также имеет международный режим. Оно открыто для исследования и использования всеми государствами в соответствии с принципами и нормами международного права.
К территориям со смешанным режимом относятся пространства Мирового океана - прилежащие зоны, исключительные экономические зоны и континентальный шельф. Отличительной особенностью правового статуса этих территорий является то, что они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства осуществляют в их пределах суверенные права в целях разведки, разработки, эксплуатации и сохранения природных живых и минеральных ресурсов, права контроля за соблюдением в этих зонах правил, установленных прибрежными государствами, например таможенных, в прилежащей зоне.
Кроме того, к территориям со смешанным режимом следует отнести международные реки, международные проливы, международные каналы, ряд территорий (островов), в отношении которых существуют международные договоры (например, Шпицберген).
8.2. Территория государства
В международном праве под территорией государства понимают пространства, в чьих пределах государства, которым принадлежат территории, осуществляют свой суверенитет, верховенство и юрисдикцию. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Конституции РФ "суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию".
В состав территории государства входят суша (сухопутная территория в пределах границ государства), водная территория (внутренние воды и территориальное море государства), воздушное пространство над территорией государства и недра, находящиеся под территорией государства. Недра могут разрабатываться государством в технически доступных глубинах при соблюдении требований, связанных с сохранением окружающей среды. В международном праве нет общепризнанной нормы о пределах распространения суверенитета государства на недра Земли. Вопрос решается законодательством государств.
Сухопутная территория государства может состоять из целого земного массива, а может быть разделена водным пространством (находящиеся в море острова) либо территорией другого государства (территориальные анклавы). Независимо от географического положения все части территории государства с точки зрения международного права составляют единую территорию, находящуюся под его суверенитетом.
К водной территории государства относятся: морские воды, расположенные в сторону от берега (от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря); воды внутренних морских портов, заливов, берега которых принадлежат государству, если их ширина не превышает 24 морские мили; воды исторических заливов, гаваней и бухт; озера, каналы, а также воды территориального моря. К внутренним водам относятся также воды государств-архипелагов, правда, правовой статус этих вод отличается от правового статуса внутренних вод обычных государств. Все перечисленные водные пространства находятся под суверенитетом соответствующего государства, которое определяет их правовой статус и режим использования (вопросы водопользования, судоходства, рыболовства и т.п.) с учетом норм международного права.
Воздушная территория государства включает в себя воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами, территориальными водами в пределах границ государства. Оно осуществляет суверенитет в воздушном пространстве, устанавливает его правовой режим, в частности правила полетов.
Из закрепленного в международном праве принципа суверенного равенства государств вытекает право каждого государства в пределах своей территории осуществлять территориальное верховенство. Это значит, что власть данного государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся в пределах его территории. Отсюда следует, что на территории государства исключается власть другой державы и что законодательная, исполнительная и судебная власть государства распространяется на все физические и юридические лица, находящиеся на его территории, за исключением случаев, когда иное предусмотрено в международных договорах и иных международно-правовых актах. Так, любые попытки осуществлять на территории другого государства без его согласия властные полномочия иной державой означают вмешательство во внутренние дела другого государства, что недопустимо по современному международному праву. Практика международных отношений показывает, что государства на основе взаимности допускают изъятия в своем законодательстве в отношении иностранных физических и юридических лиц.
Международное право признает недопустимость насильственного, неправомерного захвата территории другого государства. Согласно Декларации о принципах международного права 1970 г. "территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения". Любое прямое или косвенное противоправное посягательство на государственную территорию есть посягательство на территориальную целостность государства и его суверенитет. В то же время верховенство не означает вседозволенность. Так, в соответствии с упомянутой выше Декларацией 1970 г. "каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства".