Общие обязанности работников ЖДТ.
· Удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа при безусловном обеспечении безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, багажа и грузобагажа, эффективное использование технических средств, соблюдение требований охраны окружающей природной среды.
· Каждый работник, связанный с движением поездов несёт по кругу своих обязанностей личную ответственность за выполнение ПТЭ и безопасность движения. Нарушение Правил влечёт за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
· Каждый работник обязан подавать сигнал остановки поезду и принимать меры к его остановке в случаях угрожающих жизни людей или безопасности движения, а при обнаружении неисправности сооружений или устройств угрожающей безопасности движения, принимать меры к ограждению опасного места и устранению неисправностей.
· Работники ЖДТ должны содержать в порядке рабочее место и вверенные технические средства. Работники, для которых установлена форма одежды и знаки различия, должны быть одеты по форме в соответствии с Положением о дисциплине раб ЖДТ РФ.
· Каждый работник ЖДТ должен соблюдать правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности, санитарии.
· Не допускаются на локомотивы и ССПС, лица, не имеющие права доступа к ним. Управлять локомотивом, ССПС имеют право только уполномоченные на это работники во время исполненияими служебных обязанностей. А также работники ЖДТ, проходящие стажировку под наблюдением и под личную ответственность работников непосредственно обслуживающих эти устройства
(т.е. машиниста, машиниста- инструктора).
|
· Лица, поступающие на ЖДТ на работу связанную с движением поездов, должны пройти проф. обучение и выдержать испытание в знании ПТЭ, ИСИ, ИДП, должностных инструкций, правил и инструкций по охране труда, положения о дисциплине работников ЖДТ РФ. Пройти мед осмотр на проф пригодность.
· Лица, обнаруженные в состоянии алкогольного, токсического и наркотического состояния немедленно отстраняются от работы ипривлекаются к ответственности в порядке установленном Законодательством РФ.
ТЕМА 2. Структура управления ЖДТ.
Ц – центральный аппарат управления ОАО РЖД (Высший орган управления ЖДТ, руководит деятельностью ЖДТ на территории всей РФ).
Ц, ЦЗ – президент, вице-президент.
Оперативно производственные департаменты:
ЦД - департамент хозяйства перевозок.
ЦТ – департамент локомотивного хозяйства.
ЦП – департамент хозяйства пути.
ЦВ – департамент вагонного хозяйства.
ЦЭ – департамент хозяйства электрификации и энергохозяйства.
ЦШ – департамент хозяйства сигнализации и связи.
ЦРБ – департамент безопасности движения (Ревизоры).
Филиал ОАО – дорога.
Н – Начальник ЖД.
НЗ – Зам.Начальника ЖД.
Службы:
Д- перевозок
Т- локомотивного хозяйства.
П- хозяйства пути.
В- вагонного хозяйства.
Э- электрификации и энергохозяйства.
Ш- сигнализации и связи.
РБ – дорожный ревизорский аппарат
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
НОД – Начальник отделения ЖД.
Отделы: НОД Н; НОД Т; НОД В; НОД П; НОД Э; НОД Ш; УРБ.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|
Линейные предприятия:
ДС – Станции
ТЧ - Локомотивное депо
ПЧ - Дистанция пути
ВЧД - Вагонное депо
ЭЧ - Дистанция электроснабжения.
ШЧ - Дистанция сигнализации.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ТЕМА 3. Сооружения и устройства на ЖДТ. ПТЭ 2.1 – 2.2
Железные дороги имеют следующие основные сооружения и устройства:
· железнодорожный путь;
· станции с путевым развитием, сооружениями и устройствами для посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки и хранения грузов и багажа, обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей;
· устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи;
· сооружения для экипировки и ремонта локомотивов, моторвагонного подвижного состава, вагонов и контейнеров;
· контактная сеть, тяговые подстанции;
· устройства энергетики, освещения, водоснабжения и канализации и др.
Требования ПТЭ к сооружениям и устройствам.
Сооружения и устройства ЖД должны содержаться в исправном состоянии и соответствовать требованиям, обеспечивающим безопасный пропуск поездов с наибольшими установленными скоростями: пассажирских-140км/ч, рефрижераторных 120км/ч, грузовых 90км/ч.
Ответственными за состояние сооружений и устройств ЖД являются работники, непосредственно их обслуживающие и руководители предприятий, в ведении которых находятся эти сооружения и устройства. Указанные работники должны следить за техническим состоянием сооружений и устройств, систематически проверять их.
ТЕМА 4. Габариты. ПТЭ гл.2
|
Назначение габарита.
Габарит служит для обеспечения безопасности движения поездов мимо сооружений и устройств, а также подвижного состава на смежных путях.
Для нормального обеспечения пассажирских и грузовых перевозок на ЖДТ, кроме подвижного состава и пути имеются многочисленные сооружения и устройства, которые расположены вдоль пути и над ними (это пассажирские платформы, здания, опоры контактной сети, сигнальные и путевые знаки, приводы электрической централизации стрелок, путепроводы, мосты, тоннели, провода связи и электроснабжения).
Для обеспечения безопасности движения поездов требуется, чтобы локомотивы и вагоны, а также грузы на открытом подвижном составе могли свободно проходить не только мимо сооружений и устройств, но и мимо следующего по соседним путям подвижного состава НЕ ЗАДЕВАЯ ИХ. Эти требования обеспечиваются соблюдением установленных Гос. стандартом габаритов приближения строений (С) и подвижного состава (Т).
Понятие габарита приближения строений. Габарит С, Сп.
Габарит С это предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств, за исключением устройств непосредственно взаимодействующих с подвижным составом(вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода и др.).
Грузы на путях не должны нарушать габарита приближения строений.
Размещение выгруженного груза около путей. ПТЭ 2.6
Грузы (кроме балласта, выгружаемого для путевых работ) при высоте до 1200мм должны находиться от наружной грани головки крайнего рельса не ближе 2м, а при большей высоте – не ближе 2,5м
Габарит С распространяется на пути, сооружения и устройства общей сети железных дорог и на подъездные пути от станции примыкания до территории промышленных предприятий.
Размеры габарита приближения строений измеряются:
· по горизонтали от оси пути;
· по вертикали на уровне верха головок рельсов снаружи колеи и на высоте 50мм над уровнем головок рельсов внутри колеи.
В соответствии с ГОСТ принято расстояние от оси пути до строящихся сооружений, опор контактной сети и сигналов 3100 мм. Это позволяет при производстве путевых работ применять тяжелые путевые машины, например, струги и снегоочистители с выносным в сторону крылом.
Расположение пассажирских и грузовых платформ на станциях должны соответствовать следующим нормам.
По высоте от уровня верха головок рельсов:
· для высоких платформ - 1100мм;
· для низких платформ - 200мм;
Горизонтальные расстояния от оси пути составляют:
· до высоких платформ - 1920мм,
· до низких - 1745мм.
Габарит Сп распространяется на пути, сооружения и устройства, находящиеся на территориях промышленных, транспортных предприятий, а также промышленных железнодорожных станций. Габарит Сп отличается от габарита С меньшими вертикальными размерами.
Габарит С и Сп Высота 6750 мм на станциях
6250 мм на перегонах
5550 мм на путях пром.предприятий
Ширина 4900 мм
Габарит С периодически проверяют. Сплошная проверка в тоннелях производится ежегодно, а по главным путям — не реже 1 раза в 5 лет.
Понятие о габарите подвижного состава. Габарит Т
Габарит Т это предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, за пределы которого не должна выходить ни одна часть подвижного состава.
Габарит Т Высота 5300 мм
Ширина 3150 – 3400(3700) мм (зависит от конструкции вагона или локомотива) с.33 «ТЭЖД и БД» Э.В.Воробьёв.
Контрольная рама Габаритные ворота
Понятие о габарите погрузки.
Габарит погрузки это предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, за пределы которого не должен выходить груз, погруженный на открытом подвижном составе с учётом упаковки и крепления.
Габарит погрузки Высота 5300мм; Ширина 3250мм
Понятие о негабаритных грузах
Негабаритные грузы это грузы, перевозимые на открытом подвижном составе, которые по своим размерам выходят за габарит погрузки.
Для поездов перевозящих негабаритные грузы, сверхгабаритные грузы и грузы, перевозимые на транспортёрах, устанавливается особый порядок следования, согласовывается с железными дорогами России и сопровождается специальным работником дистанции пути.
В местах массовой погрузки негабаритных грузов устанавливают габаритные ворота, для проверки верхней и боковой негабаритности.
Негабаритность делится на зоны и степени.
Зона - это место выхода груза за очертания. Зоны бывают – верхняя, боковая, нижняя.
Степень - это размер выхода груза за очертание.
Негабаритность подразделяется на 6 степеней.
1. Зона нижней негабаритности имеет 6 степеней:
на высоте от 480 до 1229мм при расстоянии от оси пути 1626-1760мм
и на высоте от 1230 до 1399мм при расстоянии 1626-2240мм.
2. Зона боковой негабаритности имеет 6 степеней:
На высоте от 1400 до 4000мм включительно.
3. Зона верхней негабаритности имеет 3 степени:
На высоте от 4001 до 5300мм.
Габарит погрузки в нижней зоне ниже 480мм от УГР и в верхней зоне выше 5300мм называется сверхгабаритным.
Сверхгабаритность грузов имеющих высоту более 5300мм называется вертикальной.
УГР – уровень головки рельса
Для указания в перевозочных документах данных о зонах и степенях негабаритности перевозимых грузов введено понятие ИНДЕКС негабаритности, который состоит из пяти знаков.
Н 5480Н 3238
1-й знак буква «Н» обозначает негабаритность.
2-й знак первая цифра означает степень нижней зоны негабаритности.
3-й знак вторая цифра означает степень боковой зоны негабаритности.
4-й знак третья цифра означает степень верхней зоны негабаритности.
5-й знак вертикальная сверхгабаритность.
Цифра 0(ноль) означает отсутствие негабаритности в данной зоне.
Цифра 8 означает сверхгабаритность.
В каждой зоне негабаритности может быть сверхгабаритный груз.
На перегонах и станциях имеются сооружения и устройства, которые могут находиться в пределах габарита С и являются негабаритными местами (опоры путепровода, грузовые и пассажирские платформы).
Во взаимодействии с габаритом С установлено наименьшее расстояние между осями смежных путей на перегонах и станциях.
Расстояние между осями смежных путей на станции и перегоне.
ПТЭ 2.5
На перегоне: расстояние между осями путей 2-х путных линий на прямых участках должно быть не менее 4100мм. Расстояние между осями 2-го и 3-го путей на перегонах 3-х и 4-х путных линий должно быть не менее 5000 мм, что позволяет при следовании поездов по этим путям оставлять на междупутье инвентарь и инструмент при ремонте пути, а также устанавливать необходимые сигналы.
На станции: расстояние между осями путей:
· главных, приемо-отправочных и сортировочных путей на прямых участках должно быть не менее 4800 мм;
· второстепенных и грузовых дворов не менее 4500мм;
· если главные пути крайние не менее 4100мм;
· для перегрузки из вагона в вагон не менее 3600мм.
Установка путевых и сигнальных знаков. Назначение предельных столбиков. ПТЭ 3.33
У главных путей устанавливаются сигнальные и путевые знаки. У стрелочных переводов устанавливаются предельные столбики. Путевой знак этопостоянный указатель протяженности железнодорожных линий. Сигнальный знак это условный видимый знак, при помощи которого подается приказ или указание определенной категории работников. К сигнальным знакам относятся предельные столбики, знаки, указывающие границы станции, подачи свистка, отключения и включения тока и др. Сигнальные знаки устанавливаются с правой стороны по направлению движения, путевые знаки – с правой стороны по счету км на расстоянии не менее 3100 мм от оси крайнего пути. В выемках на расстоянии не менее 5700 мм. На электрифицированных участках путевые и сигнальные знаки могут устанавливаться на опорах контактной сети.
Предельные столбики устанавливаются у стрелочных переводов в местах соединения путей, где расстояние между осями сходящихся путей не менее 4100 мм., на перегрузочных путях не менее 3600 мм от оси крайнего пути.
Предельные столбики указывают границу, в пределах которой может находиться подвижной состав на данном пути, не нарушая безопасности движения по соседнему пути.
Тема 5. План и профиль пути. ПТЭ 3.4-3.5.
План ЖД пути это графическое изображение его оси на горизонтальной плоскости (вид сверху).
Профилем ЖД пути называют графическое изображение оси пути в вертикальной плоскости.
Для подъемов и спусков принято общее название – уклон, это отношение высоты к длине (Пример: при подъеме линии протяжением 1000м на 12 м уклон составит 12:1000=0,012; протяжением 2000м на те же 12м уклон 12:2000=0,006.
Величина уклоноввыражается в тысячных долях.
Как правило, станции должны размещаться на горизонтальных площадках в продольном профиле, и на прямых участках в плане. Размещение их на уклонах затрудняет условия остановки поезда, идущего на спуск, усложняет условия трогания поезда с места при отправлении со станции на подъём, создает опасность самопроизвольного ухода (скатывания) вагонов со станционных путей.
ТЕМА 6. Земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные сооружения.
Требования ПТЭ к элементам ЖД пути. ПТЭ 3.1.
Все элементы ЖД пути по прочности, устойчивости и состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.