Международные организации, действующие в области железнодорожного транспорта
Международной межгосударственной организацией является объединение государств, созданное на основе международного договора для выполнения определённых целей, имеющее соответствующую систему органов, обладающее правами и обязанностями, отличными от прав и обязанностей государств-членов, и учрежденное в соответствии с международным правом. В основе международных организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов.
Разработкой правовых вопросов организации международных железнодорожных перевозок занимаются как национальные организации, так и специализированные международные организации
Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД)
28 июня 1956 года в г. София (Республика Болгария) на совещании министров железнодорожного транспорта была создана международная Организация сотрудничества железных дорог – ОСЖД.
Главными целями ОСЖД являются:
• согласованное развитие международных грузовых и пассажирских перевозок на евроазиатском пространстве,
• совершенствование международного транспортного права,
• повышение конкурентоспособности трансконтинентальных железнодорожных направлений, формирование согласованной транспортной политики в области международных железнодорожных перевозок,
• сотрудничество в области эксплуатации железных дорог и технических и организационных вопросов,
• облегчение процедур при пересечении границ, включая более широкое внедрение унифицированной накладной ЦИМ/СМГС, с целью сокращения времени затрат для их прохождения, развитие контейнерных, контрейлерных и комбинированных перевозок.
|
Официальными языками являются русский и китайский языки.
Членами ОСЖД являются органы исполнительной власти, ведающие железнодорожным транспортом в своих государствах. На данный момент количество стран - членов ОСЖД достигло 28.
Азербайджанская Республика, Республика Албания, Исламская Республика Афганистан, Республика Беларусь, Республика Болгария, Венгрия, Социалистическая Республика Вьетнам, Грузия, Исламская Республика Иран, Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Куба, Кыргызская Республика, Латвийская Республика, Литовская Республика, Республика Молдова, Монголия, Республика Польша, Российская Федерация, Румыния, Словацкая Республика, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина, Чешская Республика, Эстонская Республика.
Слайд
В настоящее время сотрудничество в ОСЖД проводится на двух уровнях: межправительственном и на уровне железных дорог.
Высшим руководящим органом ОСЖД является Совещание Министров. Совещание Министров рассматривает и принимает решения на правительственном уровне по всем вопросам, относящимся к направлению деятельности ОСЖД, с учётом предложений Конференции Генеральных директоров (ответственных представителей) железных дорог ОСЖД.
Руководящим органом ОСЖД по сотрудничеству на уровне железных дорог является Конференция Генеральных директоров.
Также деятельность ОСЖД осуществляется в рамках пяти комиссий и двух постоянных рабочих групп:
|
- Комиссия по транспортной политике и стратегии развития и Комиссия по транспортному праву находятся в компетенции сессии Совещания Министров.
- Комиссии по грузовым перевозкам, пассажирским перевозкам, инфраструктуре и подвижному составу, а также две постоянные рабочие группы: по финансовым и расчетным вопросам, по кодированию и информатике находятся в компетенции КГД (Конференция Генеральных директоров.)
В этой связи в настоящее время в рамках ОСЖД ведется работа по созданию единой Конвенции о прямом международном сообщении, в которой будут отражены вопросы функционирования самой организации в межправительственном статусе и регламентированы все вопросы, связанные с организацией беспрепятственных международных железнодорожных перевозок грузов и пассажиров, включая технически, технологические, финансовые и эксплуатационные аспекты.
ОСЖД активно сотрудничает со многими правительственными и неправительственными международными организациями в области железнодорожного транспорта: ЭСКАТО, ОТИФ, ЦИТ, МСЖД, ЕЖДА, КСТП, ФИАТА и др.
Также кмеждународным организациям в области жд транспорта относятся прежде всего:
Международный комитет железнодорожного транспорта, ЦИТ
Международный комитет железнодорожного транспорта, ЦИТ (Соmite international des transports ferroviaires, CIT) – международная неправительственная организация (ассоциация), цели которой – развитие международного права в области железнодорожных перевозок на основе заключенных конвенций; разработка дополнительных правовых статей и материалов, связанных с решением споров по международным перевозкам; контроль за соблюдением правил перевозок грузов, багажа, пассажиров; стандартизация проездных документов.
|
Основана в 1902 г. Штаб-квартира – в Берне (Швейцария).
Полноправными членами ЦИТ являются 134 компании из 43 стран Европы, Азии и Африки. В качестве полноправных членов в ЦИТ могут вступить предприятия, которые осуществляют международные железнодорожные перевозки в соответствии с Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). Комитет сотрудничает, прежде всего, с ОТИФ, МСЖД, Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, ОСЖД и другими международными организациями.
Официальные языки – французский и немецкий.
Основными целями ЦИТ являются:
· гармонизация, единообразное применение и реализация международного железнодорожного транспортного права, прежде всего КОТИФ;
· разработка Правил перевозок грузов, форм накладных, а также приложений к КОТИФ;
· стандартизация правовых отношений между участниками рынка железнодорожных перевозок (клиентами, железнодорожными предприятиями и владельцами инфраструктуры).
Руководящим органом ЦИТ является Генеральная ассамблея. Она определяет политику и подход к стратегическому управлению ЦИТ.
С 1 февраля 2010 г. Российская Федерация присоединилась к КОТИФ на условиях применения Единых правовых предписаний к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ) на участках железнодорожной инфраструктуры от причала паромного комплекса Балтийск до припортовой железнодорожной станции Балтийск Калининградской железной дороги (2,84 км), а также от причала паромного комплекса Усть-Луга до припортовой железнодорожной станции Лужская Октябрьской железной дороги (1,745 км).
В 2015 году Российская Федерация присоединилась к КОТИФ также участком железнодорожной инфраструктуры в районе порта Кавказ, что активнее позволит развивать железнодорожно-паромное сообщение с Турцией на линии Кавказ – Самсун.
После прохождения всех внутригосударственных процедур нормы КОТИФ и Единых правовых предписаний к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ), которые являются Приложением к КОТИФ, стали частью российской правовой системы, в связи с чем возникла необходимость практического использования норм и документов, применяемых в сфере действия ЦИМ.
Слайд
В целях наиболее эффективного применения указанных документов для документального обеспечения перевозок грузов с использованием железнодорожно-паромного сообщения Усть-Луга – Балтийск – Зассниц президентом ОАО "РЖД" б ыло принято решение о вступлении ОАО "РЖД" в члены ЦИТ.
Кроме того, ОАО "РЖД" является одним из основных разработчиков нормативной базы для использования унифицированной накладной ЦИМ/СМГС, разработанной в рамках совместного проекта ОСЖД и ЦИТ "Транспортно-правовая интероперабельность ЦИМ/СМГС".
С 1 мая 2010 г. ОАО "Российские железные дороги" считается действительным членом ЦИТ, имеет доступ и право использования всех руководящих документов ЦИТ, регулирующих применение международного железнодорожного транспортного права в сфере действия КОТИФ, а также возможность практически использовать действующие нормы ЦИМ.
В качестве приоритетных проектов можно отметить:
· развитие перевозок с использованием унифицированной железнодорожной накладной ЦИМ/СМГС, в том числе и транзитом по российским железным дорогам из/в Китая и Монголии;
· организация перевозок с участием железнодорожно-паромного сообщения Усть-Луга – Балтийск – Зассниц, а также рассмотрение возможности осуществления перевозок по накладной ЦИМ в железнодорожно-паромном сообщении между портами Кавказ и Самсун (Турция). Для реализации данного проекта в рамках ЦИТ создана Рабочая группа "Мультимодальность", в работе которой принимают участие специалисты ОАО "РЖД", ДБ Шенкер, ОТИФ, судоходных компаний;
· сотрудничество в области международного пассажирского сообщения в части гармонизации норм ЦИВ и СМПС.