Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Факультет документальных коммуникаций и туризма
Кафедра библиотечно-информационной деятельности
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
И АНАЛИТИКИ ТЕКСТОВ
Методическое обеспечение дисциплины
по направлению подготовки
071900 Библиотечно-информационная деятельность
квалификация (степень) выпускника «магистр»
форма обучения – очная и заочная
сроки обучения: очного отделения – 2 семестр,
заочного отделения – 2,3 семестры
Челябинск 2013
УДК 882(073)
ББК 83.8 Я73
О73
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 071900 библиотечно-информационная деятельность, квалификация (степень) выпускника «магистр»
Авторы-составители: Т.О. Бобина, канд. филолог. наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности ЧГАКИ, М. Ю. Ваганова, ст. преподаватель кафедры информационно-аналитической деятельности ЧГАКИ
Рецензент: О. А. Торопова, канд. филол. наук, доцент кафедры литературы и русского языка ЧГАКИ
Методическое обеспечение дисциплины одобрено на заседании совета факультета документальных коммуникаций и туризма от «16» сентября 2013 г., протокол № 1
О73 Особенности восприятия и аналитики текстов: методическое обеспечение дисциплины по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность, квалификация (степень) выпускника «магистр» / авт.-сост. Т. О. Бобина, М. Ю. Ваганова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2013. – 56 с. (Учебно-методическое издание).
|
Издание включает: методические рекомендации (материалы) для преподавателя, методические указания для студентов и фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
© Челябинская государственная
академия культуры и искусств, 2013
Содержание
I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя | |
II. Методические указания для студентов | |
III. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | |
3.1. Вопросы для подготовки к экзамену | |
3.2. Методические указания по выполнению рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине | |
3.3. Планы семинарских занятий | |
3.4. Задания для практических занятий | |
3.5. Темы и задания для мелкогрупповых/индивидуальных занятий | |
3.6. Темы и задания контрольных работ | |
3.7. Задания для выполнения самостоятельной работы | |
3.8. Тестовые задания (примеры из разных вариантов) | |
3.9. Контрольная работа для студентов заочного отделения и методические рекомендации по ее выполнению | |
3.10. Методические указания по выполнению курсовой работы | |
3.11. Требования, предъявляемые к студенту для промежуточной аттестации по дисциплине |
I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
Характер процесса обучения, способы его осуществления влияют на формирование познавательной самостоятельной творческой активности. Эти задачи решаются в процессе применения активных и интерактивных технологий в интенсификации процесса обучения с помощью различных дидактических приемов и средств, обеспечивающих перевод ученика в позицию субъекта деятельности. Сущность интерактивных технологий – в интенсификации процесса обучения через организацию взаимодействия обучающихся, стимулирующего креативный характер деятельности.
|
Использование активных и интерактивных технологий в учебном процессе закреплено во всех Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). В ФГОС ВПО в пункте 7.3 раздела «Требования к условиям реализации основных образовательных программ» в частности отмечается, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
В рамках дисциплины «Особенности восприятия и аналитики текстов» учебным планом, наряду с лекциями, запланированы семинары и практические занятия, часть из которых проходит с использованием активных и интерактивных форм. В профессиональной педагогической печати можно встретить суждения о том, что семинар как форма проведения занятий себя изжила. Сторонники данной формы утверждают, что семинары могут сохраниться лишь в случае использования метода дискуссии. Под дискуссией принято понимать обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения при изучения сложной темы, теоретической проблемы. В форме дискуссии рекомендуется проведение семинаров по теме «Типы и разновидности текста и их анализ», «Основные методические приемы анализа текста». Критерии экспертирования произведений литературы для детей, подростков и юношества».
|
Практические занятия по курсу рекомендуется проводить в форме компьютерной симуляции.
В учебном процессе для активизации познавательной активности студентов могут применяться интерактивные интеллектуальные имитации, в том числе с использованием информационно-коммуникативных технологий, а именно, компьютерные симуляции.
Компьютерные симуляции – имитация процесса при помощи включения в образовательный компонент технологического инструментария конкретной сферы деятельности. Основным принципом симулятора является точное воспроизведение особенностей какой-либо сферы. Компьютерные симуляции становятся средством обучения так называемым «мягким навыкам»: навыкам ведения переговоров, управления конфликтом, клиентскому обслуживанию и т.д.
Компьютерные симуляции отличает:
- практическая направленность;
- персональная обратная связь;
- возможность моделирования стандартных и нестандартных ситуаций разных уровней сложности и т.д.;
- большая ситуационная емкость;
- разнообразие форм реализации.
Практическая направленность. Компьютерные симуляции позволяют получать студентам необходимые навыки различного уровня сложности. Студенты обучаются действиям в условиях, которые способствуют немедленному «практическому» применению навыков при выполнении будущих профессиональных обязанностей. Кроме того, возможность проходить симуляцию уровень за уровнем поддерживает постоянный интерес и живую заинтересованность студента к прохождению симуляции до конца.
Персональная обратная связь. Компьютерные симуляции имеют встроенные элементы индивидуальной обратной связи. Таким образом, каждый студент во время обучения получает своего персонального бизнес-тренера.
Большая ситуационная емкость. Компьютерные симуляции позволяют пройти гораздо более длительные циклы профессиональной деятельности, например, весь процесс продажи, а не отдельный этап переговоров, вырванных из контекста. Чрезвычайно важно, что обучаясь с помощью компьютерной симуляции, студент все время должен делать «хоть что-то», пусть даже это «что-то» будет абсолютно неправильным. В худшем случае формат симуляции «заставляет» его действовать, а в лучшем – всецело вовлекает в происходящее.
Разнообразные формы. Компьютерные симуляции могут принимать самые разнообразные формы: от квазилинейных, в которых студент просто делает выбор одного из нескольких предложенных вариантов, до многоуровневых сценариев со сложной интригой. Существует и формат симуляции-тренажера, практически полностью эмулирующего реальность – именно к этим поколениям компьютерных симуляций относят «сверхреальные» симуляции процессов.