Цель дисциплины – освоение студентами теории и практики аналитической деятельности в отношении литературных произведений, приемов и методов анализа художественных и нехудожественных произведений различных жанров.
Во время сессии студентам читаются обзорные лекции по наиболее актуальным и сложным темам, проводятся практические занятия. Студенты выполняют письменную работу, цель которой – усвоение основных теоретических и практических положений дисциплины. Перед выполнением контрольной работы студент должен ознакомиться с программой дисциплины, изучить список рекомендуемой литературы.
Для практического освоения основ аналитики литературных произведений студенты выполняют письменную работу. Письменная работа выполняется в виде развернутого анализа художественного текста. Результаты представляются в печатной форме.
Письменная работа состоит из двух основных заданий:
№ 1. Анализ стихотворного текста
№ 2 Анализ современного прозаического текста
Работа, выполненная небрежно, не в полном объеме может быть возвращена преподавателем для исправления без предварительного ознакомления с ее содержанием. Работа может быть зачтена при наличии отдельных ошибок, которые во время сессии можно исправить или дать ответ на нерешенный вопрос. Без наличия контрольной работы, проверенной и зачтенной педагогом, студент до зачета не допускается.
Задание № 1.
Анализ стихотворного текста (ОК-2), (ПК-13)
Цель работы – усвоить основные подходы к литературному тексту, помочь студентам овладеть разнообразными методами и способами анализа текста – в зависимости от литературного рода произведения (лирика, эпос, драма), укрепить терминологическую базу, подготовить к восприятию и качественной оценке любого нового явления литературы. Предлагаемый в качестве задания по курсу анализ конкретного произведения призван выявить степень овладения его навыками.
|
Задание и методика выполнения: студентам следует осуществить анализ малоизученного стихотворного текста (по выбору) современного поэта – с опорой на теоретические и методические источники, список которых прилагается.
План анализа лирического произведения:
1. История создания произведения (если она известна и важна для понимания творческого замысла автора).
2. Тема произведения, его проблематика, мотивы.
3. Идея произведения (его смысл, главная мысль).
4. Ведущее настроение, пронизывающее стихотворение. Аргументируйте вашу позицию с помощью цитат.
5. Общая интонация стихотворения. Как она определяется лексикой произведения?
6. Система образов произведения. Характеристика опорных образов. Объясните смысл и значение образов. Образ лирического героя, его соотношение с автором.
7. Особенности композиции произведения. Специфика сюжета, его движение, развитие.
8. Лексика, ее характер и роль в раскрытии образов, в передаче мысли, создании настроения.
9. Система изобразительно-выразительных средств стихотворения (тропы, гипербола, олицетворение, метафора, синекдоха, литота, метонимия). Их особенности.
10. Поэтический синтаксис – пропуски, единоначатия, риторические фигуры и фигуры умолчания.
11.Размер стихотворения. Своеобразие ритма. Особенности рифмы, способов рифмовки, их функции, связь с другими компонентами текста.
|
12. Фольклорные мотивы (если они прослеживаются).
13. Итоговая оценка.
Анализ современного прозаического текста (ОК-2), (ПК-13)
Цель задания – отработка навыков анализа художественного прозаического произведения.
Задание и методика выполнения: анализ недавно опубликованного и не подвергшегося профессиональной критике прозаического текста в жанре рассказа, новеллы, небольшой повести (произведения А. Варламова, И. Водолазкина, А. Кутерницкого, М. Степновой, П. Санаева и др. – по выбору студента) – с точки зрения его содержательных и художественных достоинств, вклада в современный литературный процесс.
Основные составляющие анализа:
1. Автор. Название. Место издания. Год издания.
2. История создания произведения.
3. Оценка актуальности тематики и проблематики.
4. Жанр, его особенности, новизна.
5. Своеобразие конфликта,
6. Особенности сюжета и фабулы.
7. Своеобразие композиции.
8. Образная система, особенности ее построения, приемы раскрытия образов.
9. Тип героя, мастерство автора в создании образа главного героя.
10. Форма повествования, образ повествователя (лирического героя).
11. Оригинальность художественного языка. Роль слова в произведении: детали, повтор, образный строй речи.
12. Адресат произведения; адекватность авторского художественного замысла читателю.
13. Место произведения в литературном процессе. Сочетание традиций и новаций в нем.
14. Выводы. Оценка литературных достоинств и недостатков текста.