Упражнение «Нарисуй похожего и непохожего» (А)




Материалы: лист А4, разделенный на две части.

Время: 5 минут.

Инструкция. Перед вами лежит лист, который поделен на две части. С одной стороны нарисуйте человека, который похож на вас. А с другой - человека, который на вас вообще не похож. По окончании рисования повесьте ваши рисунки на доску.

Обсуждение: что общего во всех рисунках? Есть ли общие черты у похожих и непохожих людей? Кто вам нравится больше: похожие или непохожие?

Игра «Мы с тобой сегодня похожи и непохожи...» (М)

См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 3

Разминка «Привет!» (З)

Время: 5 минут.

Всем известно, что слово «привет» можно заменять жестами - пожать руку, снять шляпу, даже потереться носами. Участникам предлагается поздороваться жестами, которые могли бы быть у туземцев: племени людоедов У-ху-ху, племени прыгающих дикарей Ай-яй-яй, племени танцующих дикарей Ля-ля-ля.

Упражнение «Вспомнить все» (А)

Время: 5 минут.

Инструкция. Ребята, прежде чем начинать новое занятие, нам нужно вспомнить, что важного мы узнали на прошлом занятии?

Выводы к занятию 2:

  • Внешне мы можем быть похожими, но мысли могут быть разными.
  • Каждый человек нужен, важен и интересен.
  • Отвергаемым быть плохо.

Работа со сказкой (А)

Время: 5 минут.

Снова купец ночью уснуть не мог, над словами старичка думал. Что же они могут значить? Как только солнышко встало, пошел купец в книжную лавку: может, там ответ найдется. Пришел он и видит: каких только книг здесь нет!

Начал купец самые красивые брать: читает, интересно ему. Но тут попалась на глаза тоненькая книжечка в серой обложке. Только название одно на ней написано, картинок красивых нет. Хотел было купец отложить ее в сторону, да передумал. Не успел купец и трех слов прочитать, как стало ему интересно. Читает он страницу за страницей, про лавку свою забыл, стоит книгу читает. Открываются перед ним сказочные миры, волшебные страны. Оторваться не может. Закончил он читать, в окошко глядит, а уж день в разгаре.

Тут купец понял, что старичок имел в виду: встречаем мы по одежке, а провожаем - по уму. Не всегда красивые да смелые интереснее тихих и скромных людей. Обрадовался купец, побежал лавку скорее открывать. Стали к нему люди разные заходить. Купец здоровается с каждым, улыбается, здоровьем интересуется. Люди в ответ тоже улыбаться начали, покупок много делать. Все больше и больше становилось у купца покупателей, слава о нем разнеслась по всему восемьдесят девятому царству.

Теперь купец всем улыбался, разбору не делал, кто перед ним: богатый или бедный, красивый или некрасивый. Каждому слова добрые говорил. Понял купец, что самое главное его богатство - это доброта и интерес к каждому. Доброта двери в любой дом откроет, к любому сердцу путь укажет. Одно только купца огорчало: старичка мудрого он больше не встречал.

Обсуждение: понравилась, не понравилась сказка? Что важного узнал купец? Что особенно запомнилось?

Игра «Космическое путешествие» (А)

Материалы: игровое поле (см. приложение 1), карточки для каждой команды (см. приложение 2), кубик, фишки по количеству команд.

Время: 20 минут.

Инструкция. Ребята, сейчас нам предстоит совершить космическое путешествие. Мы с вами будем летать по разным планетам. Нас ждут разные приключения. Для того чтобы начать игру, нам нужно разделиться на несколько команд. (Дети с помощью ведущего делятся на команды.)

Команды с помощью кубика и цветных фишек ходят по игровому полю. На своем пути вы встречаетесь с разными трудностями. Вам нужно эти трудности преодолеть, посовещавшись друг с другом. За каждый ответ можно получить определенное количество баллов. Ваша задача - набрать как можно больше баллов к концу игры. За каждый балл дается картинка (см. приложение 2). (Выдается картинка с той планетой, на которой решали игровую ситуацию.)

Возможность решить поставленную задачу есть у каждой из команд. Сначала отвечает на вопрос та команда, чья фишка стоит на клеточке с вопросом, а потом - остальные команды. Итак, всем ли понятны условия игры? О чем важно помнить в этой игре: все люди - разные.

Комментарий для ведущего. Игра проводится в виде теста. Ведущий зачитывает ситуацию и ответы к ней. Дети выбирают наиболее подходящий ответ с их точки зрения. Около каждого ответа в скобках указано количество баллов. Если какая-либо из команд попадает на клеточку с уже решенной ситуацией, то ее можно либо повторить, либо пропустить.

Ситуации

- Вы прилетели на планету Альдебаран. Когда вы вышли из космического корабля, то увидели следующее: все жители планеты что-то очень громко кричат и размахивают оружием. Вы вытащили свои космические бластеры и приготовились к нападению. Тут все жители смолкли. Как вы поступите?

  • Начнете стрелять. В ответ по вам тоже начинают стрелять. Вы срочно улетаете (1).
  • Уйдете в корабль и спрячетесь там. Все жители планеты удивлены таким поступком. Они не желали вам зла. Жители выходят с вами на связь и объясняют, что они так приветствуют всех, кто прилетает на планету (2).
  • Сложите оружие и поднимете руки в знак того, что вы прилетели с мирными целями. Жители радостно идут к вам навстречу, приглашают вас в лучшие рестораны города, показывают все достопримечательности планеты (3).

- Вы прилетели на совершенно незнакомую планету. Она очень маленькая. На ней растет только один цветок. Он очень красивый. Вы думаете, как вам поступить.

  • Сорвать цветок с помощью робота. Робот подходит к цветку, рвет его, приносит вам. Вы смотрите на него и видите, что он потерял свою красоту, что он еле-еле дышит. Вы погубили живое существо (1).
  • Выйти из корабля и самим подойти к цветку, может, это такой житель планеты. Вы подходите и видите, что перед вами - живое существо. Оно разумное. Цветок говорит, что его планета так мала, что все цветы растут по очереди на ней, а потом прячутся обратно в семечко (3).
  • Никуда не выходить, улететь обратно (2).

- Вы прилетаете на планету Крюк. Вас дружелюбно приветствуют и... Дальше все происходит как-то странно. Вам плюют в лицо, радостно улыбаясь. Вы возмущены таким поступком (традиция народов Кении).

  • Вы плюете в ответ. Житель планеты радуется и ведет вас в гости. У них такой обычай приветствовать гостей (3).
  • Вы выхватываете лазерный меч и убиваете наглеца на месте. Вы убили невинного человека. Жители планеты Крюк достают свое оружие и начинают стрелять по вам и вашему кораблю. Вам приходится срочно улетать. Плевать в лицо - это традиция приветствовать гостей (1).
  • Вы со злостью в голосе говорите: «Больше нашей ноги не будет на вашей планете!» Собираете свою команду и улетаете. Вам приходит радиограмма: «Зря улетели, у нас такой обычай приветствовать друг друга» (2).

- На вашем пути появляется еще одна необычная планета: она вся-вся украшена бантиками и раскрашена яркими цветочками. Вы приземляетесь туда. Это планета Фокстрот. Когда вы выходите из корабля, то наблюдаете странное зрелище: вам начали хлопать, а потом сделали реверанс (традиция народов Замбези).

  • Вы смеетесь и говорите, что жители вас с кем-то перепутали. Жители обижаются, но объясняют вам, что у них такая традиция приветствовать гостей (2).
  • Вы удивляетесь и делаете так же, как и жители планеты. Жители радуются и дарят вам подарки, угощают вкусными кушаньями (3).
  • Вы смотрите на жителей планеты как на глупеньких людей и, не обращая на них внимания, идете по своим делам. Жители планеты обижаются и прогоняют вас (1).

- Вы прилетели на планету Иероглиф. Вам очень рады, показывают достопримечательности планеты. Один из жителей решил пригласить вас к гости. Вы приходите и видите очень красивые вещи. Начинаете ими восхищаться, говорить, что у хозяина хороший вкус, так как он выбрал такие изящные картины, вазы. Хозяин дома вдруг начинает вам дарить все, что вы хвалите: вазы, ковры, посуду, игрушки, картины... Вы удивлены (традиция народов Китая).

  • Вы начинаете говорить, что вам этого не надо. Хозяин обижается и выгоняет вас из своего дома. На этой планете такая традиция: если гость что-то хвалит, то это обязательно нужно ему подарить (1);
  • Вы с радостью принимаете подарки. Хозяин просто светится от счастья. На этой планете такая традиция: если гость что-то хвалит, то это обязательно нужно ему подарить (3).
  • Вы думаете, что хозяин хочет с вами поменяться. Достаете свои вещи и начинаете в ответ дарить хозяину. Тот хмурится и объясняет, что у них на планете такая традиция: если гость что-то хвалит, то это обязательно нужно ему подарить (2).

- На планете Юпитер вас позвали в ресторан. Вы радостно согласились. В ресторане вас кормят очень вкусными блюдами, необычными. Когда все уже наелись, наговорились, приносят тарелку с самым обычным рисом и ставят перед вами. Вы очень удивлены (традиция народов Китая).

  • Вы нехотя съедаете ее. Вам приносят вторую тарелку с рисом. Вы думаете, что над вами смеются. Но у всех очень серьезные лица. Вам становится неловко, и вы кое-как съедаете этот рис. Но когда вы видите третью тарелку, вы больше есть не можете. Вы говорите «Спасибо!» и отодвигаете ее. Все начинают улыбаться. Оказывается, на этой планете такая традиция: к тарелке с рисом, которую дают в конце обеда, никто не притрагивается, нужно показать, что вы уже сыты (2).
  • Вы начинаете говорить, чтобы ее унесли. На вас недоуменно смотрят. Потом объясняют, что на этой планете такая традиция: к тарелке с рисом, которую дают в конце обеда, никто не притрагивается, нужно показать, что вы уже сыты (1).
  • Вы не притрагиваетесь к тарелке. Ведь вы же уже сыты. Потом вам объясняют, что на этой планете такая традиция: к тарелке с рисом, которую дают в конце обеда, никто не притрагивается, нужно показать, что вы уже сыты (3).

- На планете Нептун вас пригласили в театр. Спектакль вам очень понравился. Вы приходите в гардероб, чтобы забрать свое пальто. Неожиданно ваши спутницы начинают помогать вам одеться (традиция народов Японии).

  • Вы смущаетесь, говорите, что сами сможете одеться, благодарите, но позволяете надеть на вас пальто. Девушки улыбаются и объясняют, что у них на планете принято, чтобы женщины помогали одеваться мужчинам (3).
  • Вы возмущаетесь и вырываете пальто из рук девушек. Ваши спутницы крайне недовольны, разгневаны вашим поступком. Они уходят, называя вас грубияном. Кто-то объяснил вам, что у них на планете принято, чтобы женщины помогали одеваться мужчинам (1).
  • Вы думаете, что ваши спутницы таким образом намекают вам, что вы должны им помочь одеться. Вы хватаете их пальто и начинаете помогать им. Девушки с улыбками отказываются от вашей помощи и объясняют вам, что у них на планете принято, чтобы женщины помогали одеваться мужчинам (2).

- Планета Многоножек была так хороша, так прекрасна, что вы всегда улыбались. Все существа с огромным количеством ног были добры к вам, радовались, когда вы у них что-то спрашивали, интересовались. К ним просто редко прилетают гости. Они пригласили вас на концерт. Вам понравилось, как пела из знаменитость. После концерта вы стали аплодировать. Но... Почему-то никто вас не поддержал. Наоборот, стали вас утешать и говорить, чтобы вы не переживали, что все будет хорошо (традиция народов Таджикистана).

  • Вы злитесь и уходите. Вы совершенно не понимаете этих людей. Вы от чистого сердца хотели поблагодарить певицу, а вместо этого получили неизвестно что. Вас догоняет какой-то человек и говорит, что у них на планете не принято хлопать. Если вы хлопаете в ладоши, значит, у вас кто-то умер (1).
  • Вы недоуменно оглядываетесь по сторонам. Никто не хлопает, все смотрят на вас. Вы смущаетесь, извиняетесь и больше не хлопаете. Вам объясняют, что, если вы хлопаете в ладоши, значит, у вас кто-то умер (2).
  • Вы сидите и удивляетесь, почему никто не аплодирует. Вы спрашиваете, почему так происходит. Вам объясняют, что, если вы хлопаете в ладоши, значит, у вас кто-то умер (3).

- Мягко приземлившись на планету Тубут, вы выходите из корабля и видите жителей планеты. Они очень необычные. У них один глаз, кожа оранжевого цвета, а в остальном они очень похожи на людей. Они что-то говорят вам. Вы не понимаете. После многочисленных попыток наладить контакт вы понимаете, что жители предлагают вам посмотреть их планету. Вы решили подтвердить свою догадку: «Вы хотите, чтобы мы посмотрели вашу планету?» Вместо того чтобы сказать «Да», жители почему-то показывают вам язык и весело смеются (традиция народов Тибета).

  • Вы взбешены. Такой глупой шутки вы никак не ожидали. Вы тут же садитесь в корабль и улетаете. Потом вы узнаете, что жители этой планеты таким образом показывают свое одобрение, соглашаются с чем-то (1).
  • Вы недоуменно пожимаете плечами, соглашаетесь принять приглашение, но ваш вид говорит о том, что вам жители этой планеты крайне неприятны. Потом вы узнаете, что жители этой планеты таким образом показывают свое одобрение, соглашаются с чем-то (2).
  • Вы удивляетесь и решаете в ответ тоже показать язык. Все жители радуются. Вам объясняют, что жители этой планеты таким образом показывают свое одобрение, соглашаются с чем-то (3).

- Вы прилетаете на планету Сардина. Осматриваете планету, любуетесь местными красотами. Вдруг к вам подходит местный житель и хватает вас за щеку (традиция народов Сицилии).

  • Вы злитесь и начинаете колотить обидчика. Вас разнимают и объясняют, что на этой планете есть такая традиция: если вам кто-то нравится, то можно подержать этого человека за щеку. Местный житель отказывается принимать ваши извинения, и вас выгоняют с планеты (1).
  • Вы не понимаете, что происходит, стараетесь отойти от этого сумасшедшего. Местный житель расстраивается, старается все настойчивее дернуть вас за щеку. Вам объясняют, что на этой планете есть такая традиция: если вам кто-то нравится, то можно подержать этого человека за щеку (2).
  • Вы, не долго думая, хватаете странного человека за щеку. Он радостно улыбается и дарит вам удивительной красоты шкатулку. Потом местный житель объясняет вам, что на этой планете есть такая традиция: если вам кто-то нравится, то можно подержать этого человека за щеку (3).

Обсуждение: что понравилось, что не понравилось в этой игре? Что особенно запомнилось? Какие важные выводы мы можем сделать из этой игры? Можно ли сразу начинать плохо относиться к человеку? За что вы получали больше всего баллов, за какие ответы? Чем эти ответы были похожи?

Выводы: «непохожие» на нас люди - это тоже люди. У них другие традиции и взгляды на жизнь. Среди них есть много интересных людей. Сразу же обижаться или злиться на них нельзя, сначала нужно поговорить и узнать этих людей. Можно попробовать делать то, что делают они, «непохожие» люди. Это может оказаться весело, интересно, познавательно.

Игра «Встреча с инопланетянами» (А)

Материалы: ленты, ткань.

Время: 10 минут.

Инструкция. После долгого полета вы решили остановиться на одной небольшой и, как вам показалось, очень уютной планете. Вы немного отдохнули и решили погулять. Но так как всем было нельзя выходить из корабля, то гулять вам пришлось в одиночестве. Вы гуляли час, второй, уже успели заскучать, но тут увидели инопланетянина. Ребята, кто хочет побыть инопланетянином?

Ведущий объясняет добровольцу его роль. Отмечает, что начинать общаться с космонавтом можно, если только он очень-очень хорошо будет разговаривать.

Покажите, как будут общаться космонавт и инопланетянин.

Обсуждение: что понравилось, что не понравилось в игре? Что запомнилось? Чему важному может научить эта игра? Как нужно общаться с «непохожими» людьми, чтобы всем было приятно?

Варианты поведения «инопланетянина»: боится, угрожает, смеется над собеседником, все время молчит, не умеет разговаривать, очень маленького / большого роста.

Комментарий для ведущего. Инопланетянина может играть ведущий, чтобы предоставить детям возможность отработать способы конструктивного взаимодействия.

Выводы: «непохожие» люди - тоже люди. С ними нужно общаться так:

  • Относиться по-доброму. Как можно выражать свою доброту?
  • Разговаривать вежливо. Как можно вежливо разговаривать?
  • Интересоваться его делами. Как можно интересоваться?
  • Говорить приятные вещи. Что можно сказать приятного незнакомому человеку?

Упражнение «Я и непохожие» (А)

Материалы: бумага, карандаши.

Инструкция. Мы с вами поняли, что «чужие» люди - те, которые на нас непохожи, а «свои» - те, у которых много общего с нами. С «чужими» мы предпочитаем не общаться. Но как мы узнали из предыдущих игр, «чужие» могут оказаться очень интересными людьми.

Подумайте, что бы вы могли делать вместе с «чужими» (играть, учиться, мастерить и пр.)? Нарисуйте, чем бы вы могли заниматься вместе с «чужими».

Обсуждение: чем похожи, не похожи рисунки? Что особенно вам нравится в них? Какой вывод мы можем сделать, глядя на эти русинки?

Вывод: с «чужими» можно найти общее дело.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: