Читательская самостоятельность и особенности ее формирования в период обучения грамоте




 

Для раскрытия понятия «читательская самостоятельность» возникла необходимость рассмотреть понятие «самостоятельность» и «читатель», т.к. они на прямую взаимодействуют друг с другом.

При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено, что нет однозначного определения понятия «самостоятельность».

Существует несколько значений понятия «самостоятельность».

В толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова понятие «самостоятельность» рассматривается, как:

. Независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи.

. Способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. [3,с.348]

По мнению С.Ю. Головина в словаре практического психолога «самостоятельность» - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя:

) развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов - необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий;

) складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям [4,с.348]

Очень подробно и четко рассматривается в педагогической энциклопедии понятие «самостоятельность», его мы и возьмем за основу в нашем исследования.

Самостоятельность - это очень важное свойство личности, которое характеризуется «двумя факторами: во- первых, совокупностью средств - знаний, умений, навыков, которыми обладает личность», чтобы умело определить деятельность; «во вторых, отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления, а также складывающимися в процессе деятельности связями с другими людьми. Эти два фактора взаимосвязаны» [5,с.786]

Можно выделить несколько важных этапов становления самостоятельности, которые напрямую связаны. С физическим и интеллектуальным развитием ребенка, а также с изменением его отношений с окружающими людьми.

Формирование самостоятельности младших школьников требует так организовать процесс обучения, чтобы целенаправленно приобщать учащихся к добыванию знаний, вырабатывать у них способность и потребность действовать независимо. Актуальной проблемой является формирование у младших школьников способности к самостоятельной познавательной работе, к поиску нового.

Анализ научных источников показывает, что отечественными учеными исследованы отдельные вопросы, связанные с проблемой познавательной самостоятельности. В качестве средства ее формирования А.В. Даринский, Т.А. Ильина, М.П. Кашин, О.А. Нильсон, П.И. Пидкасистый, С.Г. Шаповаленко и другие рассматривают самостоятельную работу, разновидностями которой являются программированные задания, задания типа тестов, алгоритмы. Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, Н.А. Половникова, М.Н. Скаткин, Г.Я. Шишмаренкова и др. предлагают формирование самостоятельной деятельности посредством решения учебно-познавательных задач; И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Т.Н. Шамова, Г.И. Щукина др. - активизацию познавательной деятельности; П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина - применение системы обобщенных знаний, составляющих ориентировочную основу деятельности; Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, А. Зак, Д.Б. Эльконин и др. - формирование приемов учебной деятельности.

Данные исследователи решают проблему формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся, занимаясь в рамках развивающего обучения разработкой и экспериментальной проверкой различных деятельностных подходов. Под самостоятельной познавательной деятельностью они понимают умение школьников самостоятельно применять новые знания, которые получены, учениками в готовом виде. То есть речь идет о самостоятельном применении, использовании школьниками готовых образцов решения задач, полученных ими от учителя или из других источников.

Существующая система начального обучения, основной задачей которой является приобретение готовых знаний и выработка навыков, не нацелена на формирование у учащихся способности к самостоятельной поисковой деятельности. Разработанные за последние десятилетия и уже общепринятые прогрессивные системы обучения младших школьников (Л.В. Занков, В.В. Давыдов) явно нацелены на развитие учащихся. Но и в этих трудах и в работах многих других авторов технологические вопросы формирования и развития познавательной самостоятельности не нашли должного отражения.

А кто же такой читатель? Кржижановский С. в словаре литературных терминов рассматривает читателя, как адресата книги.

И.А. Книгин представляет читателя как, реального участника литературного процесса. В современном литературоведении не менее значимое понятие, чем «автор», «творец», «создатель».

«Только принимая во внимание участие читателя в литературном процессе, - подчеркивает В.В. Прозоров, - можно достаточно полно уяснить истоки зарождения, развития и эволюции художественных методов, направлений, течений, уточнить и совершенствовать литературную периодизацию, понять судьбу творческой индивидуальности писателя». Читатель вольно или невольно выступает в роли критика, своеобразного «оценщика» словесно-художественного искусства, во многом определяя литературный спрос и предложение.

Н.Н. Светловская рассматривает читателя, как собеседника с книгой, который общаясь, может предугадывать ее по «внешнему виду», может говорить и озвучивать ее речь. [8, с.13] В данном исследовании мы будем использовать именно данное понятие.

Н.Н. Светловкая разделяет читателей на:

. Неквалифицированный читатель - может овладеть типом правильной читательской деятельности только путем работы с книгой и в мире книг; как следствие формирующегося типа правильной читательской деятельности у него возникает читательская самостоятельность.

. Квалифицированный читатель - приобретает необходимые читателю знания, умения и опыт и возникает читательская самостоятельность. При этом, опираясь на полученную подготовку, он приобретает возможность самосовершенствоваться, как читатель, спонтанно, без каких бы то ни было других воздействий извне, кроме книги и мира книг[9, с.28 - 30]

Исследовав теоретический смысл понятий «самостоятельность» и «читатель» можно полноценно раскрыть термин «читательская самостоятельность» - называется личностное свойство читателя, а точнее - то психическое новообразование, которое является целью обучения чтению. Установлено, что читательская самостоятельность как личностное свойств читателя стабилизируется, закрепляется и развивается в течении всей жизни человека, разумеется, если он продолжает работать как читатель. Читательская самостоятельность, превращающая читателя в профессионала, выполняется при условии, постоянной работы над собой - с книгой и мире книг. [9, с.36 - 37].

«Читательская самостоятельность - это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт пока в книгах не описан». [10, с.11 - 18].

Обратившись к истории методики обучению, было выявлено, что самостоятельная работа в качестве предмета для первой ступени обучения берет свое начало в трудах К.Д.Ушинского. он и его последователи (Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, В.И. Водовозов, Н.А. Корф, Д.И. Тихомиров) пытались раскрыть отдельные аспекты обучения и описать приемы преподавания, используемые для формирования самостоятельной деятельности учащихся.

Все известные сейчас методы, приемы, установки,,определения, касающиеся самостоятельной работы с текстом, не случайно полностью или частично переходят из одной современной методики в другую: они пришли к нам уже в готовом виде - их прекрасно разработали для начальной школы в XIX, веке· К.Д.Ушинский, Д.И.Тихомиров и их последователи.

Принципиальные подходы к решению интересующей нас проблемы высказаны К.Д.Ушинским столь ярко, определенно и убедительно, что их нельзя не принять:

"Прежняя схоластическая школа, - писал он, - взваливала весь труд учения на плечи детей... Следовавшая затем школа ударилась в другую крайность: она взвалила весь труд на учителя, заставляя его развивать детей так, чтобы для них это развитие не стоило никаких усилий. Новая школа требует, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал" [11, С.З4].

Важнейшей же задачей школы, с точки зрения К. Д.Ушинского, является задача "приучить дитя к самостоятельной работе и к самостоятельной беседе с книгой, которая перед ним раскрыта. Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить к такой беседе" [11, С.150].

Понятно, что дети не включатся в решение этой задачи, если у них не сформировано умение самостоятельно ставить вопросы к книге при ее чтении.

Итак, рассуждения К.Д.Ушинского показали то, что самостоятельная работа с текстом - это разумная беседа с книгой, которая должна ребенку нравиться, что для реализации этой цели очень важен отбор учебного материала и что успех определит не столько, количество видов деятельности, связанных с возможной для ребенка самостоятельной работой с текстом, сколько вычленение минимума умений, без,которых самостоятельная разумная беседа с книгой ребенку недоступна.

Очень важным оказалось и изучение того, как рассматриваются проблемы обучения учащихся самостоятельности в процессе работы с произведением ведущим методистом конца XIX - начала ХХ века Д. И. Тихомировым. Он, определяет сущность умения читать самостоятельно. Читать самостоятельно значит, по его мнению, полно и точно воспринимать мысли и впечатления, составляющие содержание читаемого словесного произведения, что и послужит орудием для дальнейшего саморазвития ученика при помощи чтения.

Однако "без непосредственной помощи,- писал он, - самоучкой, трудно выработать в себе умение - читать и думать, и чувствовать, читать - и судить о прочитанном, читать - и полностью воспринимать читаемое" [12, с.10]

Д.И.Тихомиров не дает ответа на вопрос, за счет чего, кроме помощи учителя, увеличивается самостоятельность ребенка при работе с текстом. Но ответить на этот вопрос ученый в то время и не мог: не было особого мира детской книги, которая совершенно необходима ребенку как специальный инструмент, орудия для чтения, а значит и просвещения. Не было прецедента оценки детской книги как учебного материала для формирования у учащихся читательской самостоятельности.

Все это появилось в 50-70-е годы нашего века, в связи с чем в методике чтения была создана теория формирования типа правильной читательской деятельности, о которой уже упоминалось. В этой теории система подготовки читателя зафиксирована в виде моделей деятельности учителя и учащихся с книгой на основе анализа типа деятельности квалифицированного читателя [13, с.11- 23].

При сравнении этих моделей нетрудно установить, что, если у читателя сформирован тип правильной читательской деятельности, его самостоятельное чтение представляет собой "трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения содержания книг (до чтения, по мере чтения и после чтения - для осознания с помощью книг своих личных особенностей, запросов, возможностей, их целесообразного общественного применения и постоянного совершенствования" [13, с.7- 8]

Названная теория и заинтересовала тем, что в методике начального обучения чтению в логике правильной читательской деятельности выделена центральная ступень - самостоятельное первоначальное чтение с помощью книги, впервые в качестве основной учебной единицы процесса формирования читателя детям был предложен не текст, а книга, как "предмет совершенно особый", в котором "чужой" опыт, необходимый читателю для освоения, представлен ему в специально изобретенной человечеством форме, рассчитанной на помощь в таком сложном деле, как самостоятельное чтение, графическими и полиграфическими средствами.

Автором теории формирования типа правильной читательской деятельности детально рассматриваются элементы и службы детской книги, разработан новый, ведущий метод взаимодействия читателя с книгой - чтения- рассматривания - и процессы, которые помогают ребенку самостоятельно спрогнозировать возможное содержание помещенных в книгу произведений или произведения, настроиться на самостоятельную работу с текстом при первом чтении и проконтролировать правомерность своих предположений и успеха в самостоятельной работе с текстом после его прочтения.

Обучение детей типу правильной самостоятельной читательской деятельности при работе с книгами из доступного круга чтения сначала под руководством учителя (подготовительный этап), затем под наблюдением (начальный этап) и, наконец, без учителя, с помощью самих книг (основной этап). В итоге на основе формирования типа правильной читательской деятельности у каждого ребенка, прошедшего обучение на доступном уровне, проявляется необходимое для квалифицированного чтения личностное свойство - читательская самостоятельность.

Читательская самостоятельность - это новое методическое понятие. Оно характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний; умений и навыков, дающих ему возможность с наименьшей затратой времени и сил реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью"[13, с 9.]

Точно так же определено и зафиксировано, как это принято в науке, содержание понятия «читательская самостоятельность». И хотя это понятие утвердилось (так как защищено на уровне ученой степени доктора наук) 30 лет назад, у нас есть основания напомнить читателю его содержание:

«Читательская самостоятельность - это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт пока в книгах не описан».




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: