Анализ «Азбуки» Нечаевой Н.В. с точки зрения возможностей формирования читательской самостоятельности первоклассников




 

Изучение «Азбуки» Н.В.Нечаевой предоставляет богатейший материал для подготовительной работы над содержанием учебника «Литературное чтение» С.В.Свиридовой. Язык художественных произведений учебника служит прекрасным образцом для детей: на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь учащихся, развивается их языковое чутье, вкус.

Как открыть ребенку волшебный мир книги? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как научить его играть со словом? Я считаю, что ответы на эти вопросы можно найти в учебнике «Литературное чтение», поскольку каждый ученик является соавтором, то есть, тоже творит.

Навык чтения формируется при работе с любым учебником литературного чтения; однако развивающие учебники формируют исследовательский навык и воспитывают чувства ребёнка, а значит, творческие способности обязательно будут развиваться у детей, обучающихся по данным учебникам.

А творческая атмосфера в классе возможна только в том случае, если ученик не боится ошибиться, не боится допустить оплошность. Важно, чтобы, создавая свои работы, дети почувствовали красоту родного русского языка, полюбили его, осознали богатство, способность выражать самые различные мысли и чувства.

Слово - основная значащая единица языка. Богатство словарного запаса - признак высокого развития как общества в целом, так и каждого человека.

Активизировать учебный процесс, создать его интересным мне помогают разнообразные проблемные вопросы, поисковые задачи:

Шли двое. Остановились, один другого спрашивает:

Это черная?

Нет, красная.

А почему она белая?

Потому что зеленая.

Выясняется значение слова «зеленая». Здесь речь идет о недозрелой, неспелой смородине 2-х сортов: красой и черной. Дети называют слова, с помощью которых узнали эти предметы.

Основным источником обогащения словаря является художественное произведение. Я считаю, что этой работе в «Литературном чтении» придается очень большое значение, ведь материал каждого урока содержит, с одной стороны, введение несколько слов, которые для большинства детей могут оказаться новыми, с другой стороны - доступную лексику. Например, при чтении произведения В.Драгунского «Друг детства» проводится объемная словарная работа:

а) выбрать имена действующих лиц;

б) собрать названия профессий;

в) что бы могли обозначать слова телескоп, Сингапур, астроном.

Работая над произведением В.Драгунского «Друг детства», дети так сильно проникают в сюжет происходящего, что после завершения чтения текста, они предлагают продолжить рассказ или «исправить» некоторые моменты, чтобы окончание рассказа вызвало положительные эмоции. «Посидев немного на диване, я взял на руки моего неунывающего мишку и пошел в ванную комнату, чтобы привести его в порядок. Я почистил щеточкой мех, умыл мордочку. Потом попросил у мамы одинаковые пуговки для глаз, и мы их пришили мишке. Мне показалось, что мишка от удовольствия шевелит лапками, что он меня простил. Настроение у меня стало веселое и на душе стало легко». (Артамошкина Маша 1 класс 2006 год)

Знакомство с отрывком К.Чуковского «Умывальная песенка» предполагает интересную работу с устаревшими словами. Дети выясняют, что ушат, корыто, лохань - это синонимы. Чем больше в словаре синонимов, тем богаче выразительные возможности как языка в целом, так и каждого его носителя. Учащиеся осознают, что в русском языке есть слова очень старые, а есть совсем молодые. Одни живут долго, другие, послужив людям, исчезают или меняется их смысл. Здесь же предложена самостоятельная работа. На плакате нарисован малыш. На частях лица и руках написаны слова: лоб, палец, глаза, щеки, губы. Детям предложено выполнить задание: заменить эти слова теми, которые звучали раньше. Эти слова записаны отдельно на доске - чело, око, ланиты, уста, перст.

После выполненной работы дети объясняют происхождение слов: перчатки, челка, перстень, наперсток, очки.

Учащиеся активно включаются в работу: спорят, доказывают свою точку зрения. Затруднение вызывает слово ланиты, но дети предлагают заглянуть в словарь и решить проблему. Такие моменты проходят живо и интересно, равнодушных к происходящему не бывает.

В период обучения грамоте я включаю в работу некоторые виды творческих упражнений по составлению предложений и располагаю их по степени самостоятельности и развивающему эффекту:

составление предложения по опорным словам;

птицы юг листья земля мороз водоемы

(Перелетные птицы улетают на юг.

Разноцветные листья застелили всю землю.

Водоемы мороз превратил в стекло.)

составление предложения по одному опорному слову, чаще всего новому, отличающемуся особым оттенком значений и выразительностью;

озарило бледное (Утреннее солнышко озарило сонный лес.

Туман бледным покрывалом ложился на землю.)

по заданному обороту речи, крылатому выражению или фразеологизму;

Цель творческого составления предложений - активизация слов, сочетаний, оборотов речи.

Дети стремятся фантазировать, желают словесный образ превратить в материальный, одушевить неодушевленные предметы, хотят потрогать неизвестный предмет руками, именно такая работа вызывает особый интерес. Творчество детей занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа. После чтения Е.Чеповецкого «Непоседа, Мякиш и Нетак» дети сами предложили составить свою азбуку, и уже на следующий день они с нетерпением ждали, когда же начнется урок литературы, чтобы предложить на суд одноклассников свои «шедевры». Так у нас появилась растительная и одежная, профессиональная и инструментная азбука, игрушечная и пищевая, характерная в которых были употреблены и устаревшие слова. Объясняя их значение, ребята на урок приносили и книги, где определенное слово было проиллюстрировано, и вырезки из журналов, и старые открытки.

Характерная азбука.

А - аккуратность

Б - бестактность

В - ворчливость

Г - гордость

Д - дружелюбие

Е - естественность

Ж - жадность

З - злопамятность

И - искренность

К - коварство

Л - лень

М - мелочность

Н - наглость

О - опрятность

П - преданность

Р - ревность

С - сдержанность

Т - торопливость…

Подбор материала в учебниках направлен на активизацию деятельности воображения с привлечением творческих возможностей ребенка. Небольшие по объему произведения позволяют параллельно проводить работу над средствами выразительности: паузой, интонированием конца предложения; выделением логических центров. При подготовке к выразительному чтению учащиеся работают с карандашом на карточках, которые являются копией напечатанного текста в учебнике. Так работая над отрывком из произведения Э.Успенского «Про Веру и Анфису», я задаю вопросы:

Где вы поставите паузы? Какой длительности?

Какие слова указывают на то, как надо читать произведение? Подчеркните их. - Прочитайте правильно.

(Карточка, после работы с текстом выглядит таким образом)

Если кто-то из ребят замечал Анфиску,/ то за ней очередь выстраивалась. Уж больно ребята в городе любили Анфиску. Но она времени даром не теряла. Пока ребята вокруг нее крутились,/ брали ее на руки,/ передавали друг другу,I она к ним в карманы лапки засовывала, и все оттуда вытаскивала.

После ознакомления с любым произведением, я обязательно выясняю:

а) какое впечатление вызвало у детей данное стихотворение, рассказ, сказка;

б) какое слово или слова наиболее остро задели, запомнились, заставили задуматься;

в) как эти слова помогают понять мысли и чувства героев или самого автора.

Отдельные творческие элементы я включаю и в подробном, и в выборочном пересказах:

а) пересказ с изменением лица пересказчика;

Чаще всего это пересказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица.

б) пересказ от лица одного из персонажей;

в) пересказ части текста или всего с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, описаниями внешности людей; продолжение рассказа, судьбы героя;

И не перестаешь удивляться, как творчески маленькие читатели воссоздают условную модель мира и ее оценку автором, как вырабатывается собственное отношение к этой модели.

Умения, развивающие творческое, воссоздающее воображение детей я формирую с помощью такого приема, как словесное рисование картин на основе прочитанного текста («видение текста»). Чтобы «нарисовать» словесную картину, я выясняю, поняли ли дети содержание текста. К одному рассказу могут быть нарисованы две - три картины, получается картинный план, который отражает самые важные моменты. Задание звучит так: «Представьте себе, что вы не рассказ читаете, а смотрите кинофильм. Перед вами на экране сменяются кадры. Попробуйте рассказать, какие картины проходят перед вами. Опишите их одну за другой». И воображаемая экранизация проходит с участием многих детей. Они дополняют сказанное товарищами, даже изменяют свои варианты кадров. Одной из сложных, но очень интересных форм творческой перестройки текста является его инсценирование, ведь оно состоит в передаче событий повествования в драматической форме. Инсценируем мы произведения, в которых много диалога, но сравнительно проста обстановка. Многим детям мешает робость. Им не всегда легко бывает передавать книжный напечатанный текст. Поэтому очень важно создание непринужденной обстановки, «вживание в роль».

Фантазия, творчество малышей появляется и в процессе сочинения стихов. Сочинение, рассказ - это творческая работа, создание своего и нового. Сочинение - свобода для творчества. Это та работа, которая формирует личность, повышает ученика в глазах одноклассников, помогает учителю находить «изюминки» в высказываниях даже самых слабых учеников.

Дети сочиняют сказки, рассказы, загадки, но охотнее всего - стихи. Они легко находят рифму, чувствуют ритм, они обожают юмор. К.Чуковский писал: «Каждый здоровый ребенок, если он возбужден, непременно выразит свою радость в стихах». Подобная творческая работа повышает тонус учебного процесса, увлекает учащихся. Ведь чтобы сочинить стихи, надо быть очень внимательными, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое, необычное, уметь рифмовать. В начале изучения нового предмета дети познакомились со стихотворением своего ровесника и попробовали сочинить свои.

 

В школу бодро я шагаю,

Ждут меня друзья.

Скоро прозвенит звонок

И начнется наш урок.

(Никита Орехов 1 класс 2006 год)

 

Звонко прозвенит будильник:

Время семь часов утра!

Умываться, одеваться -

Скоро в школу мне пора.

(Катя Романова 1 класс 2006 год)

 

В поздравительную классную газету к 8 Марта девочка предложила поместить стихотворение для своей мамы:

 

В этот день весенний на улице светло.

Ярко светит солнце, лучик бьет в окно.

Я поздравлю мамочку - подарю букет,

Поцелую в щечку, а она - в ответ.

Сочиню ей песенку, весело спою. Мама засмеется: «Я тебя люблю!»

(Настя Митрофанова 1 класс 2006 год)

 

Загадка - это маленький секрет, тайна, которую нужно разгадать, раскрыть. И мы вместе с детьми пробуем сочинить загадку про одуванчик, про кошку, про ночное небо, про ягоды.

 

Пушистая красавица

Всем детишкам нравится.

Хвостом, усами хвалится,

Молоком питается. (Кошка)

Днем бледнеет, а ночью светлеет. (Месяц)

На темном потолочке - яркие точки. (Небо, звезды)

Ягодка вкусна, на кусту красна.

Когда сорвать придется - колется, дерется. (Малина)

(Рысевы Настя и Полина 1 класс 2006 год)

 

«Что такое палиндромы? Слышали ли вы о них?» - спрашиваю я у детей на одном из уроков. На лицах удивление, восторг, недоумение. «Ну, конечно же, слышали! Они встречаются в знаменитой сказке А.Толстого «Золотой ключик»» - даю подсказку. Конечно, отправляемся за помощью к толковому словарю. И дети постепенно, исследуя части сказки, приходят к выводу, что это нечто иное, как всем известная «волшебная» фраза, которую диктовала Мальвина Буратино: А роза упала на лапу Азора. Выясняем, что ее можно читать и слева направо, и справа налево, то есть - это перевертыш. А автором этой фразы считается русский поэт А.А.Фет. Дети нашли огромное количество перевертышей, которые читались туда и обратно по буквам, по слогам:


кок поп

казак потоп

А Вера - рева. Бел хлеб.

Кит на море - романтик.

 

Сказки - самый любимый жанр у детей. Они будят нравственные чувства, дают работу мысли. Сказки побуждают детей чувствовать себя бесстрашными участниками воображаемых битв за добро, справедливость. Составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, учит любить и беречь ее, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. Каждая строка детского творчества светится улыбкой и вызывает способность сопереживать, сострадать.

Чтобы успешно справиться с рассказом от лица одного из оживших персонажей, ребенок должен войти в роль этого персонажа, взглянуть на события его глазами. А чтобы понять суть работы автора, лучший способ - побывать в его собственной авторской позиции.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: