Уровень читательских знаний и умений первоклассников на начало года




 

Уровень читательских знаний и умений первоклассников на начало года.

Вопросы:

. Есть ли у тебя дома детские книги?

. Читают ли их тебе?

. Любишь ли ты слушать чтение?

. А рассматривать книги без взрослых?

. О чем ты любишь слушать?

. Что предпочитаешь рассматривать?

. Назови свою любимую книгу (книги)

. Фамилии каких писателей ты знаешь?

. Какие их книги помнишь?


ЦО №1431 Класс: 1А Учебный год: 2009-2010

№ п/п Фамилия имя ученика Вопросы
                     
  Роман А. + + - - Сказки Иллюстрации Сказки Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  Алексей А. + + + + Про Чипполино, Простоквашино Обложки Простоквашино, Чипполино Пушкин, Успенский, Андерсен «Простоквашино», «Сказка о царе Салтане»
  Елизавета Г. + + + + Про всё Иллюстрации «Принцесса на горошине» Пушкин  
  Артём Д. + + - + Сказки Иллюстрации Стихотворения    
  Варвара Д. + + + + О животных Иллюстрации «Золотой ключик» Пушкин «Сказка о мертвой царевне»
  Иван Е. + + + - Сказки Иллюстрации «Семеро козлят» Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  Василиса Ж. + + + + Про принцесс Обложки, иллюстрации Сказки Андерсен  
  Анастасия З. + + + + Сказки, рассказы Иллюстрации «Принцесса на горошине» Толстой  
  Евгения К. + + + + Всё Иллюстрации Сказки Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»
  Никита К. + + + - + Сказки Иллюстрации Сказки    
  Анна Л. + + + + Сказки, про принцесс Иллюстрации Простоквашино Пушкин  
  Анна М. + + + + Сказки Иллюстрации «Огниво» Андерсен, Толстой «Дюймовочка»
  Николай Н. + + + - - Про машины Ничего      
  Богдан П. - - + - Всё Ничего Сказки    
  Анастасия Р. + + + + Сказки Иллюстрации «Дюймовочка» Пушкин «Сказка о царе Салтане»
  Эмиль С. + + + + Сказки Иллюстрации Сказки Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  Есфирь Х. + + + +   Иллюстрации «Золотой ключик» Пушкин  

 

Читательская деятельность и раскодирование письменной речи первоклассников на начало года

 

ЦО №1431 Класс: 1А Учебный год: 2009-2010

    Как читают текст Темп чтения (количество слов в минуту) Понимание Ошибки
№ п/п Имя, фамилия СЛ СГ-СЛ СГ Буквами Н/Б (не читают) До10 11-15 16-20 21-25 26-30 свыше 30 Предвосхищает, что будет читать Может сопоставить, о чем думал, что прочитал Замена Искажение Пропуск Без ошибок
  Роман А.   +         +         +   +      
  Алексей А. +             +         +       +
  Елизавета Г.         +                        
  Артём Д.         +                        
  Варвара Д.         +                        
  Иван Е.     +       +         +     +    
  Василиса Ж.   +         +           +       +
  Анастасия З. +               +       +       +
  Евгения К.   +         +           +   +    
  Никита К.         +                        
  Анна Л.         +                        
  Анна М. +             +         +       +
  Николай Н.         +                        
  Богдан П.         +                        
  Анастасия Р.     +       +         +   + +    
  Эмиль С.   +         +           +     +  
  Есфирь Х. +               +       +       +

 

Представление о первокласснике как о будущем читателе

 

Расшифровка формы записей (по номерам граф):

. Проявляет ли ребенок интерес к книгам? («+» - да, «-» - нет).

. Знает ли буквы? («+» - знает, «-» - не знает. Если знает отдельные буквы, записываем их в графе 2, но перепроверяем, находит ли эти буквы ребенок в тексте).

. Читает ли предложения, текст? («+» - да, «-» - нет, читает слоги - СЛ, читает слоги и слова - СГ/СЛ, читает по слогам - СГ, читает по буквам - Б).

. Есть ли дома детские книги? («+» - да, «-» - нет).

. Помнит ли их?

. Читают ли ему дома вслух?

. Есть ли какие-то читательские представления? (Что любит читать? О чем?).


ЦО №1431 Класс: 1А Учебный год: 2009-2010

№ п/п Имя, фамилия ученика Уровни читательской подготовленности на 1 сентября
                 
  Роман А. + Все СЛ/СГ + + + Сказки
  Алексей А. + Все СЛ + + + Про Чипполино, Простоквашино
  Елизавета Г. + + (не все, но многие) _ + + + Про всё
  Артём Д. + +А, Д, К, Н,О - + - + Сказки
  Варвара Д. + + (не все, но многие) - + + + О животных
  Иван Е. + Все СГ + + + Сказки
  Василиса Ж. + Все СЛ/СГ + + + Про принцесс
  Анастасия З. + Все СЛ + + + Сказки, рассказы
  Евгения К. + Все СЛ/СГ + + + Всё
  Никита К. + +Н, К, И, А, О - + - + Сказки
  Анна Л. + + (не все, но многие) - + + + Сказки, про принцесс
  Анна М. + Все СЛ + + + Сказки
  Николай Н. + +Н, К, О, А, Л - + - + Про машины
  Богдан П. - +А, Б, П, Л - - - - Всё
  Анастасия Р. + Все СГ + + + Сказки
  Эмиль С. + Все СЛ/СГ + + + Сказки
  Есфирь Х. + Все СЛ + + +  

 


Заключение

 

Общепризнанна огромная роль литературы и чтения в формировании личности. Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступени обучения следует приобщать ребенка к литературе, формировать у него интерес к чтению книг вообще. На необходимость повышения уровня преподавания чтения в младших классах и литературы в школе обращено внимание в постановлениях партии и правительства, в решениях партийных съездов, в основных направлениях школьной реформы, ибо эта проблема не только педагогическая, но и политическая: "какие знания, ценности, моральные нормы будут заложены в информирование населения л систему образования - проблема прежде всего политическая"<https://www.childpsy.ru/dissertations/id/18723.php>. Однако, задача формирования будущего культурного читателя на уроках чтения по-прежнему стоит на повестке дня.

Ребенок, который приходит в школу, любит рассказы, сказки, стихи, но постепенно у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Школа вооружает ребенка навыком чтения, т.е. формирует чтеца. Но этого недостаточно. В конечном итоге все младшие школьники овладевают техникой чтения, все без исключения способны прочитать предложенный им текст, а детских книг без побуждения со стороны не читают. А это значит, что ухе в русле формирования навыков чтения школа должна воспитывать активного, вдумчивого читателя. Уровень теоретической разработки проблемы, существующие недостатки в школьной практике, реальное отношение большинства учеников к чтению, требования социального развития общества и обуславливают актуальность темы.

Существует два понятия детского чтения. В широком смысле чтение детьми и подростками произведений художественной, научно-художественной, научно-популярной литературы и художественной публицистики; в более узком, специальном значении - педагогически направленный процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умение правильно и глубоко понимать прочитанное, что, в конечном итоге, приводит к развитию эстетического чувства, формирована нравственности. Сфера вашего исследования - второе, специальное понятие данного вопроса.

Чтение играет огромную роль в жизни ребенка, зарабатывает у него определенное миропонимание, определенные нормы поведения, художественный вкус. Крупнейшие писатели, мыслители, деятели педагогики и психологии, методисты: Л.Н. Толстой, М. Горький, Я.С. Гогебавшили, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили, Н.Н. Светловская, Л.И. Белонькая, Л.А. Николаева, З.И. Романовская, О.И. Никифорова, Т.Д. Полозова, В.Ф. Рамишвили, Э.В. Какабадзе и др. в своих работах глубоко и основательно рассматривают такие существенные стороны данной проблемы, как назначение чтения, литературы в деле воспитания подрастающего поколения, вопросы психологической природы детского чтения, пути воспитания читателя. Однако результаты данных исследований показывают, что проблема формирования интереса к чтению у младших школьников остается нерешенной в полной мере как в теоретическом, так и методическом плане. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребенка, a также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависят от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.

Построенная на содержательно-оценочной основе, экспериментальная система, созданная лабораторией экспериментальной дидактики научно-исследовательского института педагогических наук им. Я.С. Гогебашвили МП Грузинской ССР, охватывает все стороны содержания обучения и учебно-воспитательной работы. Новое содержание обучения заключается в разработке и использовании методических путей, средств и форм, соответствующих развивающему обучению и личностно-гуманному подходу к детям. Формирование читательской самостоятельности как одного из компонентов обучения также требует разработки соответствующего содержания и методики. Предлагаемое исследование ставит целью осветить такую сторону процесса развивающего обучения, как формирования читательской самостоятельности, интереса к чтению у младших школьников.

Главной задачей начальной школы является выработка прочного навыка беглого, сознательного, правильного и выразительного чтения, что, безусловно, важно, но недостаточно. Формирование навыка чтения уже на начальном этапе обучения должно основываться на возникновении и развитии интереса к чтению; этот процесс следует строить на разнообразном материале, учитывая психологические особенности ребенка; в обучении чтению необходимо слить воедино процессы формирования навыков чтения и возникновения интереса к чтению, включая их в общее развитие ребенка. Интерес к чтению с самого начала должен использоваться как средство решения познавательных задач. Но возникновение интереса невозможно без прочного навыка чтения. В свою очередь, навык чтения не сформируется без познавательного интереса к выработке этого навыка. Эти два явления так прочно взаимосвязаны, что их трудно разграничить. В силу этого возникла необходимость изучить эти явления во взаимообусловленном единстве и создать систему обучения, которая обеспечит возникновение и развитие интереса к чтению в процессе формирования навыка чтения.


Список литературы

 

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.

. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Кн. для учителя. - Киев: Освита, 2005. -110 с.

. Блонский П.П. Развитие мышления школьника // Избранные пед. и психол. соч.: В 2 т. - М, 2009. - Т.2. - 5-117 с.

. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте: Психол. исслед. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с. 46.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 2004. - № 4. - 29-36 с.

. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. - М., 2003.-Т.З.-328С.

. Выготский Л.С. Мышление и речь. - Собр.соч.: В 6-ти т. - Т. 1,2. - М., 2002. -142с.

. Голант Е.Я. Некоторые принципиальные вопросы развития самостоятельности школьника. - Ученые записи ЛГПИ им Герцена. - Кыштым: 2004, т.2.

. Давыдов В.В. Виды обобщения и обучения: (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). - М.: Педагогика, 2002. - 432 с.

. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед.- М.: Педагогика, 1986. - 240 с. 87.Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения: Сб. статей. - М.:Педагогика, 2006.-240с.

. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интар, 2006. - 544 с.

. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 2002. - № 3-4.-14-19

. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. Педагогика. -2005. - № 8.-.32-42 с.

. Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П.Компова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. - 518 с.

. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. - 2004. - № 12. - 70- 86с.

. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.ЛВенгера. - М.: НИИОПП, 2006. - 27 с.

. Дмитриев А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М., 2006. - 12

. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. -2007. - № 1. - 44-51 с.

. Дьяченко В.К. Организация структуры учебного процесса и ее развитие. - М., 2007.-186с.

. Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-воспитательной деятельности учащихся. - Л., 2006. -185с.

. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 204 с.

. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 2007. -152с.

. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития // Вопросы психологии. - 2001.-№4.-126-138 с.

. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М.: Педагогика, 2004. - 144с.

. Ильин Е.Н. Искусство общения // Педагогический поиск /Сост. И.Н.Баженова. - М., 2007. -195с.

. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М.: Изд-во МГУ, 2006. 198 с.

. Индивидуальные варианты развития младших школьников /Под ред. Л.В.Занкова и М.В.Зверевой. - М.: Педагогика, 2003. - 176 с.

. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 2008. - 288 с.

. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы). - М., 2008. -177с.

. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 2001. - 200 с.

. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М., 2007. -198с.

. Концепция общего начального образования (Ин-т общего среднего образования РАО).- М., 2004. -15 с.

. Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий: Кн. для учителя. Из опыта работы. - 2-е изд., испр., доп. - М.: Просвещение, 2005. - 158 с.

. Краснова Е.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся старших классов: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2007. - 22 с.

. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей и классных руководителей. - М.: Просвещение, 2006. - 303 с.

. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. -Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. - 333 с.

. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2007.-316 с.

. Кухарев Н.В. Формирование умственной самостоятельности - Минск, 2002. -215с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: