Уровень читательских знаний и умений первоклассников на начало года.
Вопросы:
. Есть ли у тебя дома детские книги?
. Читают ли их тебе?
. Любишь ли ты слушать чтение?
. А рассматривать книги без взрослых?
. О чем ты любишь слушать?
. Что предпочитаешь рассматривать?
. Назови свою любимую книгу (книги)
. Фамилии каких писателей ты знаешь?
. Какие их книги помнишь?
ЦО №1431 Класс: 1А Учебный год: 2009-2010
№ п/п | Фамилия имя ученика | Вопросы | ||||||||
Роман А. | + | + | - | - | Сказки | Иллюстрации | Сказки | Пушкин | «Сказка о рыбаке и рыбке» | |
Алексей А. | + | + | + | + | Про Чипполино, Простоквашино | Обложки | Простоквашино, Чипполино | Пушкин, Успенский, Андерсен | «Простоквашино», «Сказка о царе Салтане» | |
Елизавета Г. | + | + | + | + | Про всё | Иллюстрации | «Принцесса на горошине» | Пушкин | ||
Артём Д. | + | + | - | + | Сказки | Иллюстрации | Стихотворения | |||
Варвара Д. | + | + | + | + | О животных | Иллюстрации | «Золотой ключик» | Пушкин | «Сказка о мертвой царевне» | |
Иван Е. | + | + | + | - | Сказки | Иллюстрации | «Семеро козлят» | Пушкин | «Сказка о рыбаке и рыбке» | |
Василиса Ж. | + | + | + | + | Про принцесс | Обложки, иллюстрации | Сказки | Андерсен | ||
Анастасия З. | + | + | + | + | Сказки, рассказы | Иллюстрации | «Принцесса на горошине» | Толстой | ||
Евгения К. | + | + | + | + | Всё | Иллюстрации | Сказки | Пушкин | «Сказка о попе и его работнике Балде» | |
Никита К. | + | + | + - | + | Сказки | Иллюстрации | Сказки | |||
Анна Л. | + | + | + | + | Сказки, про принцесс | Иллюстрации | Простоквашино | Пушкин | ||
Анна М. | + | + | + | + | Сказки | Иллюстрации | «Огниво» | Андерсен, Толстой | «Дюймовочка» | |
Николай Н. | + | + | + - | - | Про машины | Ничего | ||||
Богдан П. | - | - | + | - | Всё | Ничего | Сказки | |||
Анастасия Р. | + | + | + | + | Сказки | Иллюстрации | «Дюймовочка» | Пушкин | «Сказка о царе Салтане» | |
Эмиль С. | + | + | + | + | Сказки | Иллюстрации | Сказки | Пушкин | «Сказка о рыбаке и рыбке» | |
Есфирь Х. | + | + | + | + | Иллюстрации | «Золотой ключик» | Пушкин |
|
Читательская деятельность и раскодирование письменной речи первоклассников на начало года
ЦО №1431 Класс: 1А Учебный год: 2009-2010
Как читают текст | Темп чтения (количество слов в минуту) | Понимание | Ошибки | |||||||||||||||
№ п/п | Имя, фамилия | СЛ | СГ-СЛ | СГ | Буквами | Н/Б (не читают) | До10 | 11-15 | 16-20 | 21-25 | 26-30 | свыше 30 | Предвосхищает, что будет читать | Может сопоставить, о чем думал, что прочитал | Замена | Искажение | Пропуск | Без ошибок |
Роман А. | + | + | + | + | ||||||||||||||
Алексей А. | + | + | + | + | ||||||||||||||
Елизавета Г. | + | |||||||||||||||||
Артём Д. | + | |||||||||||||||||
Варвара Д. | + | |||||||||||||||||
Иван Е. | + | + | + | + | ||||||||||||||
Василиса Ж. | + | + | + | + | ||||||||||||||
Анастасия З. | + | + | + | + | ||||||||||||||
Евгения К. | + | + | + | + | ||||||||||||||
Никита К. | + | |||||||||||||||||
Анна Л. | + | |||||||||||||||||
Анна М. | + | + | + | + | ||||||||||||||
Николай Н. | + | |||||||||||||||||
Богдан П. | + | |||||||||||||||||
Анастасия Р. | + | + | + | + | + | |||||||||||||
Эмиль С. | + | + | + | + | ||||||||||||||
Есфирь Х. | + | + | + | + |
|
Представление о первокласснике как о будущем читателе
Расшифровка формы записей (по номерам граф):
. Проявляет ли ребенок интерес к книгам? («+» - да, «-» - нет).
. Знает ли буквы? («+» - знает, «-» - не знает. Если знает отдельные буквы, записываем их в графе 2, но перепроверяем, находит ли эти буквы ребенок в тексте).
. Читает ли предложения, текст? («+» - да, «-» - нет, читает слоги - СЛ, читает слоги и слова - СГ/СЛ, читает по слогам - СГ, читает по буквам - Б).
. Есть ли дома детские книги? («+» - да, «-» - нет).
. Помнит ли их?
. Читают ли ему дома вслух?
. Есть ли какие-то читательские представления? (Что любит читать? О чем?).
ЦО №1431 Класс: 1А Учебный год: 2009-2010
№ п/п | Имя, фамилия ученика | Уровни читательской подготовленности на 1 сентября | ||||||
Роман А. | + | Все | СЛ/СГ | + | + | + | Сказки | |
Алексей А. | + | Все | СЛ | + | + | + | Про Чипполино, Простоквашино | |
Елизавета Г. | + | + (не все, но многие) | _ | + | + | + | Про всё | |
Артём Д. | + | +А, Д, К, Н,О | - | + | - | + | Сказки | |
Варвара Д. | + | + (не все, но многие) | - | + | + | + | О животных | |
Иван Е. | + | Все | СГ | + | + | + | Сказки | |
Василиса Ж. | + | Все | СЛ/СГ | + | + | + | Про принцесс | |
Анастасия З. | + | Все | СЛ | + | + | + | Сказки, рассказы | |
Евгения К. | + | Все | СЛ/СГ | + | + | + | Всё | |
Никита К. | + | +Н, К, И, А, О | - | + | - | + | Сказки | |
Анна Л. | + | + (не все, но многие) | - | + | + | + | Сказки, про принцесс | |
Анна М. | + | Все | СЛ | + | + | + | Сказки | |
Николай Н. | + | +Н, К, О, А, Л | - | + | - | + | Про машины | |
Богдан П. | - | +А, Б, П, Л | - | - | - | - | Всё | |
Анастасия Р. | + | Все | СГ | + | + | + | Сказки | |
Эмиль С. | + | Все | СЛ/СГ | + | + | + | Сказки | |
Есфирь Х. | + | Все | СЛ | + | + | + |
|
Заключение
Общепризнанна огромная роль литературы и чтения в формировании личности. Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступени обучения следует приобщать ребенка к литературе, формировать у него интерес к чтению книг вообще. На необходимость повышения уровня преподавания чтения в младших классах и литературы в школе обращено внимание в постановлениях партии и правительства, в решениях партийных съездов, в основных направлениях школьной реформы, ибо эта проблема не только педагогическая, но и политическая: "какие знания, ценности, моральные нормы будут заложены в информирование населения л систему образования - проблема прежде всего политическая"<https://www.childpsy.ru/dissertations/id/18723.php>. Однако, задача формирования будущего культурного читателя на уроках чтения по-прежнему стоит на повестке дня.
Ребенок, который приходит в школу, любит рассказы, сказки, стихи, но постепенно у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Школа вооружает ребенка навыком чтения, т.е. формирует чтеца. Но этого недостаточно. В конечном итоге все младшие школьники овладевают техникой чтения, все без исключения способны прочитать предложенный им текст, а детских книг без побуждения со стороны не читают. А это значит, что ухе в русле формирования навыков чтения школа должна воспитывать активного, вдумчивого читателя. Уровень теоретической разработки проблемы, существующие недостатки в школьной практике, реальное отношение большинства учеников к чтению, требования социального развития общества и обуславливают актуальность темы.
Существует два понятия детского чтения. В широком смысле чтение детьми и подростками произведений художественной, научно-художественной, научно-популярной литературы и художественной публицистики; в более узком, специальном значении - педагогически направленный процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умение правильно и глубоко понимать прочитанное, что, в конечном итоге, приводит к развитию эстетического чувства, формирована нравственности. Сфера вашего исследования - второе, специальное понятие данного вопроса.
Чтение играет огромную роль в жизни ребенка, зарабатывает у него определенное миропонимание, определенные нормы поведения, художественный вкус. Крупнейшие писатели, мыслители, деятели педагогики и психологии, методисты: Л.Н. Толстой, М. Горький, Я.С. Гогебавшили, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили, Н.Н. Светловская, Л.И. Белонькая, Л.А. Николаева, З.И. Романовская, О.И. Никифорова, Т.Д. Полозова, В.Ф. Рамишвили, Э.В. Какабадзе и др. в своих работах глубоко и основательно рассматривают такие существенные стороны данной проблемы, как назначение чтения, литературы в деле воспитания подрастающего поколения, вопросы психологической природы детского чтения, пути воспитания читателя. Однако результаты данных исследований показывают, что проблема формирования интереса к чтению у младших школьников остается нерешенной в полной мере как в теоретическом, так и методическом плане. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребенка, a также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависят от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.
Построенная на содержательно-оценочной основе, экспериментальная система, созданная лабораторией экспериментальной дидактики научно-исследовательского института педагогических наук им. Я.С. Гогебашвили МП Грузинской ССР, охватывает все стороны содержания обучения и учебно-воспитательной работы. Новое содержание обучения заключается в разработке и использовании методических путей, средств и форм, соответствующих развивающему обучению и личностно-гуманному подходу к детям. Формирование читательской самостоятельности как одного из компонентов обучения также требует разработки соответствующего содержания и методики. Предлагаемое исследование ставит целью осветить такую сторону процесса развивающего обучения, как формирования читательской самостоятельности, интереса к чтению у младших школьников.
Главной задачей начальной школы является выработка прочного навыка беглого, сознательного, правильного и выразительного чтения, что, безусловно, важно, но недостаточно. Формирование навыка чтения уже на начальном этапе обучения должно основываться на возникновении и развитии интереса к чтению; этот процесс следует строить на разнообразном материале, учитывая психологические особенности ребенка; в обучении чтению необходимо слить воедино процессы формирования навыков чтения и возникновения интереса к чтению, включая их в общее развитие ребенка. Интерес к чтению с самого начала должен использоваться как средство решения познавательных задач. Но возникновение интереса невозможно без прочного навыка чтения. В свою очередь, навык чтения не сформируется без познавательного интереса к выработке этого навыка. Эти два явления так прочно взаимосвязаны, что их трудно разграничить. В силу этого возникла необходимость изучить эти явления во взаимообусловленном единстве и создать систему обучения, которая обеспечит возникновение и развитие интереса к чтению в процессе формирования навыка чтения.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Кн. для учителя. - Киев: Освита, 2005. -110 с.
. Блонский П.П. Развитие мышления школьника // Избранные пед. и психол. соч.: В 2 т. - М, 2009. - Т.2. - 5-117 с.
. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте: Психол. исслед. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с. 46.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 2004. - № 4. - 29-36 с.
. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. - М., 2003.-Т.З.-328С.
. Выготский Л.С. Мышление и речь. - Собр.соч.: В 6-ти т. - Т. 1,2. - М., 2002. -142с.
. Голант Е.Я. Некоторые принципиальные вопросы развития самостоятельности школьника. - Ученые записи ЛГПИ им Герцена. - Кыштым: 2004, т.2.
. Давыдов В.В. Виды обобщения и обучения: (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). - М.: Педагогика, 2002. - 432 с.
. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед.- М.: Педагогика, 1986. - 240 с. 87.Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения: Сб. статей. - М.:Педагогика, 2006.-240с.
. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интар, 2006. - 544 с.
. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 2002. - № 3-4.-14-19
. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. Педагогика. -2005. - № 8.-.32-42 с.
. Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П.Компова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. - 518 с.
. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. - 2004. - № 12. - 70- 86с.
. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.ЛВенгера. - М.: НИИОПП, 2006. - 27 с.
. Дмитриев А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М., 2006. - 12
. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. -2007. - № 1. - 44-51 с.
. Дьяченко В.К. Организация структуры учебного процесса и ее развитие. - М., 2007.-186с.
. Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-воспитательной деятельности учащихся. - Л., 2006. -185с.
. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 204 с.
. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 2007. -152с.
. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития // Вопросы психологии. - 2001.-№4.-126-138 с.
. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М.: Педагогика, 2004. - 144с.
. Ильин Е.Н. Искусство общения // Педагогический поиск /Сост. И.Н.Баженова. - М., 2007. -195с.
. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М.: Изд-во МГУ, 2006. 198 с.
. Индивидуальные варианты развития младших школьников /Под ред. Л.В.Занкова и М.В.Зверевой. - М.: Педагогика, 2003. - 176 с.
. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 2008. - 288 с.
. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы). - М., 2008. -177с.
. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 2001. - 200 с.
. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М., 2007. -198с.
. Концепция общего начального образования (Ин-т общего среднего образования РАО).- М., 2004. -15 с.
. Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий: Кн. для учителя. Из опыта работы. - 2-е изд., испр., доп. - М.: Просвещение, 2005. - 158 с.
. Краснова Е.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся старших классов: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2007. - 22 с.
. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей и классных руководителей. - М.: Просвещение, 2006. - 303 с.
. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. -Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. - 333 с.
. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2007.-316 с.
. Кухарев Н.В. Формирование умственной самостоятельности - Минск, 2002. -215с.