Объективно-исторические аспекты эволюции государственного кредита




Тема 1. Теоретико-методологические основы государственного кредита и государственного долга

1. Объективно-исторические аспекты эволюции государственного кредита

2. Государственный кредит и государственный долг в экономических теориях

3. Экономическая сущность государственного кредита и долга как составляющих финансовой системы государства

 

 

Объективно-исторические аспекты эволюции государственного кредита

Кредит и кредитные отношения являются важнейшими элементами рыночной экономики, поскольку они отражают реальные связи и отношения экономической жизни всего общества. Кредит при этом выступает одним из основных факторов, которые непосредственно стимулируют развитие народного хозяйства и всей экономической системы государства. Принимая участие во всех стадиях общественного воспроизводства, кредит содействует достижению высшей нормы рентабельности производства и прибыльности капитала.

Главное место среди форм кредита принадлежит государственному кредиту, который, опосредуя отношения между государством и всеми сферами экономики, непосредственно обслуживает экономические интересы страны. Государственный кредит является одним из важнейших атрибутов государственных финансов и играет значительную роль в финансировании государственных расходов во всех странах с рыночной экономикой.

Без сомнения, в современных условиях государственный кредит является такой же важной экономической категорией, как налоги, бюджет, денежное обращение, и играет значительную роль в создании сбалансированных государственных финансов и стабильного денежного оборота. Именно поэтому необходимость исследования сущности и природы государственного кредита, его форм и методов мобилизации имеет большое значение для экономического развития страны.

Необходимость государственного кредита для финансирования потребностей государства вытекает из существования противоречий между величиной этих потребностей и возможностью государства удовлетворить их за счет государственного бюджета.

Возможность существования государственного кредита, как и банковского, базируется на временной разнице между получением и использованием доходов субъектов хозяйствования (предприятий и населения). У населения постоянно возникают временно свободные средства в связи с их накоплением, получением наследства, отложенным спросом, дефицитом товаров и услуг и др. Аналогичные тенденции имеют место относительно движения денежных средств предприятий и организаций: свободные ресурсы могут появляться у юридических лиц вследствие неравномерности осуществления значительных капиталовложений в производство и социальную сферу, временно свободными могут быть также резервные фонды предприятий.

Получая государственные заимствования, страна имеет возможность использовать дополнительные возможности, которые открываются перед ней. В условиях стабильного развития экономики, при отсутствии чрезвычайных ситуаций с помощью налогов государство получает достаточно средств для своего существования и развития. В периоды экономического спада и в чрезвычайных обстоятельствах налоговых поступлений не хватает, в таком случае правительство страны прибегает к заимствованиям. Но существует негативный момент: рост количества полученных займов может привести к банкротству государства как заёмщика.

Развитие государственного кредита имеет достаточно давнюю историю. Такая форма кредита возникла с появлением самого государства, которое использовало заёмные средства на финансирование чрезвычайных ситуаций (ведение войн, ликвидацию последствий стихийных бедствий, эпидемий). Со временем, с налаживанием международных отношений между странами, начинает развиваться международное государственное кредитование.

Более двух столетий ведутся споры между представителями разных экономических школ относительно целесообразности использования государственных заимствований с целью покрытия чрезвычайных расходов государства, бюджетных дефицитов, для содействия экономическому развитию страны. В большинстве случаев существование государственного долга рассматривается как негативное явление, как угроза экономической и финансовой безопасности государства. Однако мировой опыт демонстрирует многочисленные примеры накопления государственных долгов с одновременным динамичным развитием стран-должников. Однако, несмотря на разные взгляды на государственный долг, он существовал и будет существовать в каждом современном государстве. Эта мысль высказывалась ещё в 19 веке известным немецким ученым Л. Штейном: «Государственный долг не является счастьем, ни несчастьем, но необходимой составляющей частью развитого государственного хозяйства».

Зародышей публичных кредитов следует искать в свободных городах Италии, где рано натуральное хозяйство сменилось денежным и достигло значительных размеров. Государства начали пользоваться кредитом в конце средневековья. Короли, Римские папы осуществляли займы у банкиров и крупных купцов в частно-хозяйственном порядке под специальное обеспечение (государственные земли, королевские драгоценные камни или какие-либо другие доходы государства). Кредиторами по государственным долгам были евреи, итальянские капиталисты (ломбардийцы), золотых дел мастера (главным образом в Англии), а потом непрофессиональные кредиторы – местные купцы, монастыри и церкви.

В 14 веке происходит развитие торгового капитализма, банков и биржевой торговли, географических открытий, а, с другой стороны, - рост национальных государств, войн, строительство военных флотов. Все эти факторы привели к быстрому росту государственных расходов, дефицитов и финансовых проблем. С конца этого века кредиты получают характер государственных, то есть осуществляются на публично-правовых основах без какого-либо специального обеспечения, а просто на основе общего доверия кредиторов к данной стране. В этом случае обеспечением выступают составляющие финансового хозяйства или доходы государства.

Можно выделить несколько видов займов, которые использовались в то время. Первый вид назывался тонтиной, суть которого состояла в том, что группа людей предоставляла государству необходимую сумму денег в кредит, а государство обязывалось осуществлять им ежегодные выплаты до конца жизни – проценты на весь полученный капитал. Выплаты распределялись между кредиторами пропорционально доле внесенных ими средств. Другой вид – аннуитеты. Их смысл состоял в том, что государство занимало деньги у отдельных лиц, которые потом получали по ним повышенные процентные платежи, но только до смерти кредитора. С годами государства переходили от краткосрочных займов к долгосрочным. В Англии закрепилась новая форма заимствований в привилегированных акционерных компаниях, которым государство предоставляло право выпуска банкнот на сумму кредита. Суммы, полученные от кредитов, записывались в книгу государственных долгов.

Государственный кредит как дееспособная система с собственной структурой, механизмом функционирования, инструментами, возникает в 17 – 18 столетиях в Великобритании, Голландии и Испании. Основным назначением займов при этом было уменьшение и ликвидация растущих бюджетных дефицитов.

К началу 17 века был аннулирован запрет для церкви брать проценты за кредиты, поэтому и сама церковь становится большим банкиром-кредитором. Великая Французская Революция и наполеоновские войны обусловили быстрый рост задолженности стран Европы. В этот период появляется новый вид государственных займов в виде государственных облигаций.

Бурное развитие использования механизма государственного кредита приходится на 18-19 в.в. В основном это связано с ведением войн и большими военными расходами государства. Так, в конце 18 в. задолженность ведущих стран мира (Англия, США, Франция, Италия, Бельгия, Германия) составила 5 млрд. рублей золотом. К 1816 г. она возросла до 14 млрд., в 1914 г. – до 88,2 млрд., после первой мировой войны – 486 млрд. рублей золотом.

Относительно Российской империи, её кредитная история началась в 1769 году, когда Екатерина ІІ получила первый заем от Голландии. За последующие два с половиной века Россия заняла на рынке примерно 15 млрд. рублей. Большая часть этих средств была погашена накануне революции (непогашенная часть на 1 января 1913 года составляла 38 млн. руб.). До этого момента самыми старыми займами в составе российского государственного долга оставались 6% займы 1817-1818 г.г. В течение всего 19 в. и к началу 20 в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине 19 в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало частные линии. Пытаясь нивелировать влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, правительство разделило бюджет на обычный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников (налоги, акцизы и др.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные ресурсы направлялись на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными явлениями. В случае наличия профицита чрезвычайного бюджета, часть средств направлялась на долгосрочное погашение государственных займов. Текущее обслуживание и погашение долга осуществлялось за счет обычного бюджета. Доходность большей части государственных ценных бумаг находилась на уровне 4% годовых. Сумма всех ценных бумаг с данной нормой доходности составляла более 2,8 млрд. золотых рублей – примерно 2/3 всего рынка долговых обязательств. Все долговые инструменты, которые находились в обороте в то время, делились на 3 категории:

- краткосрочные: срок обращения ограничивался законом и колебался в пределах от 3 месяцев до 1 года. Номинал не превышал 500 руб. Право эмиссии предоставлялось лично министру финансов при условии, что общая сумма обязательств на определённый момент не должна превышать 50 млн. рублей (в 1905 году этот лимит был установлен в сумме 200 млн. руб.);

- долгосрочные: выпускались на достаточно длительный срок (от 50 до 80 лет) и были основой государственного долга;

- бессрочные: государство выплачивало лишь договорной процент, то есть займ для кредитора становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительного выкупа данного инструмента по номинальной стоимости.

Правительство царской России в результате немалых усилий смогло создать репутацию надёжного заёмщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным положением. Заёмные финансовые ресурсы использовались на разные цели и не всегда с целью реализации определённого проекта. Однако интересы финансовой стабильности, даже в краткосрочном периоде, имели первоочередное значение. Это позволяло последовательно и эффективно исполнять основные задачи экономической политики, не меняя при этом её приоритеты.

В 19 в. государственный кредит начал всесторонне использоваться странами мира. Кредиторами государства становятся разные слои населения. Созданное французской революцией конституционное устройство содействовало постепенной демократизации государственного кредита и расширению системы публичной предоплаты. Однако важнейшим фактором развития государственного кредита стало его производственное назначение: строительство железных дорог, портов и др. Ещё одной причиной развития государственного кредита является его приоритетность относительно введения новых налогов или увеличения старых.

В 20 в. происходит значительное развитие государственной задолженности в её размерах, динамике, формах; возникновение кризиса международной задолженности. Проблема государственной задолженности стала главным фактором ухудшения социально-экономической ситуации в странах-должниках, а также в ряде стран, которые смогли своевременно выполнить свои долговые обязательства за счёт снижения темпов экономического роста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: