Экономическая сущность государственного кредита и долга как составляющих финансовой системы государства




В современных финансовых системах страны, столкнувшиеся с проблемой дефицита государственного бюджета, часто вынуждены прибегать к государственным заимствованиям. В случае ограниченности внутренних ресурсов страны осуществляют внешние заимствования. Привлечение внешних государственных займов, как правило, стимулирует экономический рост, экономическую активность в стране, поскольку оно позволяет или больше потреблять, или инвестировать заемные средства в производство. Как известно, увеличение потребления содействует расширению производства, росту предложения товаров и услуг. Вложение средств в продуктивные активы непосредственно связано с экономическим ростом в стране. Беря займы, государство руководствуется тем, что они будут содействовать экономическому росту, что, в свою очередь, обеспечит увеличение налоговых поступлений в бюджет. Достигнутый экономический рост должен быть достаточным для обеспечения финансирования растущих текущих расходов и погашения займов вместе с процентами.

Однако существует и другая сторона заимствований, особенно внешних. Будущие выплаты по внешнему государственному долгу депрессивно сказываются на экономическом положении в стране, поскольку происходит вывоз ресурсов за пределы государства. Причём, когда происходит постоянный рост общего объема государственного долга, та часть средств, которая должна использоваться на погашение долговых обязательств, также растёт. Когда складывается ситуация, в которой новые займы используются для погашения старых долгов, то стимулирующий эффект на экономику страны осуществляет только та часть новых заимствований, которая превышает платежи по долговым обязательствам государства. А для того, чтобы эта часть оставалась устойчивой величиной, необходимо постоянно увеличивать общий объем государственных заимствований. Это, в первую очередь, касается стран с переходной к рыночным отношениям экономикой, которые ещё не способны в краткосрочном периоде обеспечить необходимый экономический рост и создать необходимую величину добавочной стоимости для обеспечения выплат по долговым обязательствам государства. Поэтому можно наблюдать, как страны со слабо развитой экономикой быстрыми темпами наращивают свои долги, которые становятся более обременительными и ведут к экономическому спаду и макроэкономической нестабильности. В то же время, как государства успешного реформирования благодаря стремительному экономическому росту при некотором увеличении номинальных значений долговых обязательств имеют тенденцию к постепенному снижению величины долга как процента к ВВП. Чтобы выяснить характер и причины противоположного по своей сути влияния государственного кредита на экономику страны и найти пути эффективного управления им для обеспечения экономической стабильности, необходимо, прежде всего, раскрыть сущность и роль государственного кредита в финансовой системе государства, охарактеризовать его формы и факторы, влияющие на величину государственного долга.

В современной экономической литературе до сих пор нет единого определения понятий «государственный кредит» и «государственный долг». Несмотря на широкое использование в экономической литературе этих терминов, их толкования неоднозначны.

Интересные исследования экономической сущности государственного кредита мы находим в современной отечественной финансовой мысли. Так, профессор В. Базилевич определяет государственный кредит как совокупность отношений между государством и другими экономическими субъектами по поводу мобилизации дополнительных денежных средств на условиях добровольности, платности, срочности, в которых государство выступает как заёмщик или гарант. На наш взгляд, в этом определении не хватает цели использования государственного кредита, а именно его целевого использования.

Заслуживает внимание и мнение профессора И. Лютого, который рассматривает государственный кредит как объективное, присущее рыночной экономике, явление, при этом он является неотъемлемой составляющей современного финансового механизма государства. При этом И. Лютый указывает, что умелое использование государственного кредита в бюджетной политике дает возможность сдерживать инфляционные процессы, наиболее эффективно использовать денежные накопления населения и предпринимателей. Политика государственного кредитования должна учитывать как субъективные факторы, связанные с политической ситуацией, отношением общества к государственным заимствованиям, так и объективные факторы, связанные, прежде всего с цикличностью экономического развития и изменением конъюнктуры рынка. Стоит согласиться с мнением ученого о том, что эффективная финансовая политика правительства должна, прежде всего, базироваться на оптимизации формирования и использования собственных и заемных финансовых ресурсов государством.

Профессор В. Лагутин определяет государственный кредит как специфическую форму кредитных отношений, в которых заемщиком является государство, а кредиторами – юридические или физические лица. Экономическим назначением государственного кредита является аккумуляция государством средств на основе принципа возвратности для финансирования государственных расходов. Ученый акцентирует внимание на том, что государственный кредит позволяет государству как заемщику использовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без осуществления денежной эмиссии.

Известный исследователь финансовой мысли Запада профессор В. Андрущенко понимает под государственным кредитом движение заемного капитала в форме осуществляемых на фондовом рынке фьючерсных обменных договоров, в которых кредиторы в порядке личной услуги передают государству средства в долг с доверием к нему и с расчетом на выгоду материального, политического и социального характера. Как указывает ученый, в современных демократических странах Запада государственный кредит (внутренний) является средством не только финансовой, но и политической поддержки государства, поскольку через непрерывно действующую систему государственного кредита правительство создает надежную социальную базу государственности – влиятельных и богатых граждан-кредиторов, интересы которых непосредственно зависят от успехов государственной деятельности.

Формируя видение данной проблемы, можно дать следующее определение государственного кредита – это совокупность экономических отношений между государством в лице её органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

На наш взгляд, государственный кредит необходимо рассматривать как объективное, присущее рыночной экономике явление, при этом он является неотъемлемой составляющей современного финансового механизма государства. Умелое использование государственного кредита в бюджетной политике дает возможность сдерживать инфляционные процессы, наиболее эффективно использовать денежные накопления населения и предпринимателей. Политика государственного кредитования должна учитывать как субъективные факторы, связанные с политической ситуацией, отношением общества к государственным заимствованиям, так и объективные факторы, связанные, прежде всего, с цикличностью экономического развития и изменением конъюнктуры рынка. Соответственно, эффективная финансовая политика правительства должна, прежде всего, базироваться на оптимизации формирования и использования собственных и заемных финансовых ресурсов государством.

Отсутствие единого подхода к дефиниции «государственный кредит», роли государственного кредита в развитии экономики связано, на наш взгляд, в первую очередь, с противоречиями, которые возникают в практике использования государством заимствований и при определении их эффективности.

Денежные средства, которые привлекаются с помощью государственного кредита, поступают в распоряжение государства и превращаются в дополнительные финансовые ресурсы. Через определённый период времени заимствованные ресурсы возвращаются с процентами. Источником для погашения кредита в основном выступают налоговые поступления. Не зря К. Маркс назвал государственный кредит антиципованными (взятыми наперёд) налогами. Количественный состав плательщиков налогов и кредиторов государства, так же, как и величины денежных потоков, как правило, не совпадает.

При осуществлении кредитных операций государство может выступать заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. Одновременно государство само может выступать в качестве кредитора.

Основной формой кредитных отношений являются отношения, в которых государство выступает в качестве заемщика денежных средств. Объем кредитных операций является значительно меньшим, если государство выступает кредитором, предоставляя средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни страны в случае использования бюджетных займов.

Когда государство берет на себя обязательства относительно погашения займов, которые берут физические и юридические лица, оно выступает гарантом. Особенностью этого вида кредитных отношений является то, что если должник своевременно и в полном объеме рассчитается с кредитором, то гарант не понесет дополнительных расходов. В отличие от первых двух видов кредитных операций, которые непосредственно влияют на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Однако на практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они, как правило, привлекают денежные средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно приводят к росту расходов из централизованных денежных фондов.

Государственный кредит как экономическая категория имеет свою специфику. Он находится на пересечении двух видов денежных распределительных отношений: финансов и кредита и, именно поэтому для него характерными являются черты данных категорий. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, то есть бюджета и внебюджетных фондов. Как один из видов кредита, государственный кредит должен владеть главными атрибутами кредита: срочностью, возвратностью и платностью.

Следовательно, при использовании государственного кредита должны действовать классические принципы кредитования, однако государство-заемщик, как правило, не предоставляет детальной информации о природе инвестиционных проектов, под которые привлекаются кредиты (то есть отсутствует принцип «целевой характер использования»). Решающей при привлечении государственного кредита является величина потенциальных налоговых поступлений, за счет которых государство смогло бы выполнить свои долговые обязательства (погашать и обслуживать государственный долг).

На наш взгляд, государственный кредит как объективное экономическое явление, выполняя свое общественное назначение, проявляет свое действие через выполнение распределительной (фискальной), регулирующей и контрольной функций.

Через распределительную (фискальную) функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство привлекает дополнительные денежные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Таким образом, положительное влияние распределительной функции государственного кредита состоит в том, что с её помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Однако потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их оплаты, но и для погашения процентов по задолженности. При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги или новые займы.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется через влияние государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или другую финансовую политику. Государство регулирует денежный оборот, размещая займы среди разных групп инвесторов. Мобилизуя денежные средства физических лиц, государство уменьшает их покупательский спрос. Операции на открытом рынке (покупка-продажа государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог), которые проводятся центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставленные за счет местных бюджетов или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых секторов экономики той или другой территории.

Контрольная функция государственного кредита органично вплетается в контрольную функцию финансов. В основном контролируется целевое использование финансовых ресурсов, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Особого внимания, как с теоретической, так и практической точки зрения заслуживает проблема классификации государственного кредита. Это один из наиболее дискуссионных и сложных вопросов в финансовой науке. Среди разнообразия теоретических концепций государственного кредита чрезвычайно важно определиться относительно выбора критериев его классификации. Классификация государственного кредита некоторыми учеными представлена в таблице 1.

 

Таблица 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: