Классификация государственного кредита украинскими и российскими учеными




Ученые Критерии классификации Виды (формы) госуд. кредита
Н.Х. Бунге 1.Срок кредитования   Текущий (срочный), бессрочный
2.Страна происхождения Внутренний, внешний
3.Эффективность использования кредита Продуктивный, непродуктивный

 

Ученые Критерии классификации Виды (формы) госуд. кредита
М.И. Туган-Барановский 1. Срок возврата   Краткосрочный, долгосрочный
2. Хозяйственная цель Производственный, потребительский
В.М. Опарин 1.Источник получения средств Государственные займы, сберегательное дело
Ю.А. Данилов 1.Возможность секьюритизации Секьюритизированный (государственные ценные бумаги), несекьюритизированный (синдицированный, двусторонний, целевой)  
Хоминич И.П. 1. 1.Метод привлечения финансовых ресурсов Кредит, займ  
2. Источник происхождения Внутренний, внешний  
3. Цели использования средств Инвестиционный, неинвестиционный

 

Н.Х. Бунге рассматривает только две формы государственных заимствований:

1) текущий долг (срочный): выпуск билетов государственного казначейства на определённый короткий срок;

2) бессрочный долг: выпуск облигаций, которые приносят постоянный доход и характеризуются неопределённым сроком погашения.

Все другие формы государственного кредита не имеют значения для развития хозяйства. Николай Бунге сосредоточивает внимание только на исследовании бессрочного долга. В исследовании Н. Бунге рассматривает в основном внутренние заимствования («сделанные у отечественных капиталистов»). Внешние заимствования привлекаются тогда, когда иностранный капитал занимается под меньшие проценты. Возврат внешних займов гарантируется так же, как и возврат займов капиталистам-резидентам. Средства, полученные от внешних заимствований, которые не были продуктивно использованы, возвращаются только тогда, когда это является выгодным государству (срочная реализация государственного кредита исключается из условий займа).

Специализация займов (продуктивные или непродуктивные) является очень важной при определении процента (особенно при возможности его снижения). Если веритель знает, что его капитал будет использоваться, например, на строительство и функционирование железной дороги, он может согласиться и на получение меньшего дохода, ведь возврат его капитала гарантируется не только моральными качествами правительства, но и продуктивными силами народа, существованием действующего консолидированного фонда, который приносит доход.

М.И. Туган-Барановский разделяет государственный кредит по сроку возврата и хозяйственной цели займа. По сроку возврата кредит подразделяется на краткосрочный и долгосрочный, по хозяйственной цели займа – на производственный и потребительский. Под производственным кредитом он понимает кредит, который служит производственной цели – обеспечению заёмщика средствами производства; согласно характеру производственной цели, выделяется кредит торговый, промышленный и сельскохозяйственный. Под потребительским кредитом понимается кредит, который служит потребительской цели заемщика. При производственном кредите полученный заем приводит к созданию новой ценности, которая и является источником возврата займа; напротив, при потребительском кредите новой ценности из самого займа не возникает и возврат займа становится возможным только при привлечении для этого других хозяйственных источников в распоряжение кредитного лица. Поэтому, как указывает М.И. Туган-Барановский, при производственном кредите возврат займа при отсутствии предметного обеспечения является более обеспеченным, чем при потребительском.

Некоторые украинские исследователи, как например О.Д. Василик и В.М. Опарин, выделяют две формы государственного кредита: сберегательное дело и государственные займы. Сберегательное дело является одной из форм государственного кредита из-за того, что часть своих кредитных ресурсов сберегательные банки могут направлять на приобретение государственных ценных бумаг.

Российский ученый Ю.А. Данилов акцентирует внимание, прежде всего, на синдицированных и двусторонних кредитах и на целевых займах. Целевые займы при этом имеют наибольшее значение, непосредственно влияя на социально-экономическое развитие не только государства, но и отдельных муниципалитетов. Они используются в основном в том случае, когда необходимо решить определенную задачу экономического или социального развития страны или территории: уменьшить дефицит бюджета, ликвидировать отставание отдельной отрасли, создать отдельные комплексы производственной, финансовой или социальной инфраструктуры. Целевые займы, имея наименьший удельный вес в общей совокупности кредитования государств и органов местного самоуправления, являются той формой кредитования, которая действительно может обеспечить инвестиционно-инновационное развитие не только муниципалитету, региону, территории, но и всему государству.

Интересной, на наш взгляд является классификация государственного кредита по И.П. Хоминичу. Он отмечает, что государственный кредит функционирует в двух формах: кредита и займа. Кредит предоставляется государству кредитором в денежной форме, заем связан с механизмом фондового рынка, когда государство эмитирует ценные бумаги, а инвесторы их покупают, финансируя таким образом государственные расходы. В соответствии с источника возникновения, государственный кредит может быть внутренним, когда кредиторами являются юридические и физические лица – резиденты, и внешним, при котором роль инвесторов выполняют нерезиденты. С точки зрения целей будущего использования средств, государственный кредит можно подразделить на инвестиционный и неинвестиционный. К первой категории относятся кредиты на финансирование значительных государственных проектов и программ (то есть на производственные цели). Во вторую группу входят кредиты на финансирование нероизводственных расходов государства, связанных с «проеданием» заемных средств.

Проведенное исследование и системный анализ мирового и национального опыта относительно кредитных отношений в сфере государственных финансов дает основание предложить следующую классификацию государственного кредита:

1) по организационно-правовой форме кредитора:

- внешний государственный кредит: кредиторами выступают нерезиденты. К этому виду кредита целесообразно относить кредиты, предоставленные международными организациями развития (Европейским Сообществом, европейским банком реконструкции и развития, Мировым банком); кредиты, предоставленные зарубежными органами управления (Италией, Германией, Россией, США и др.); кредиты, предоставленные иностранными коммерческими банками (фидуциарные кредиты);

- внутренний государственный кредит: кредиторами выступают резиденты. К этому виду кредита относятся кредиты банковских учреждений (НБУ).

2) по форме предоставления:

- государственный кредит в денежной форме;

- государственный кредит в товарной форме (связанный кредит)

3) по инструментам предоставления:

- кредит;

- заем: осуществление эмиссии государственных ценных бумаг (ОВГЗ, казначейских векселей и др.).

4) по целевому характеру использования:

- инвестиционный (продуктивный): государственный кредит направляется на цели инвестиционно-инновационного развития экономики;

- неинвестиционный (непродуктивный): государственный кредит направляется на покрытие бюджетного дефицита.

5) по признаку условности:

- прямой государственный кредит (безусловный);

- гарантированный государственный кредит (условный).

6) по видам процентных ставок:

- государственный кредит с плавающей процентной ставкой (LIBOR, PIBOR, учетной ставкой НБУ, ставкой CPI, ставкой Казначейства США, ставкой МВФ, ставкой банков ФРГ);

- государственный кредит по фиксированной процентной ставке.

7) по валюте погашения государственного кредита:

- государственный кредит в национальной валюте;

- государственный кредит в иностранной валюте (евро, доллар США, СДР, японская иена).

8) по сроку погашения:

- краткосрочный (до 1 года);

- среднесрочный (от 1 года до 5 лет);

- долгосрочный (свыше 5 лет).

Для уяснения сущности государственного долга и его взаимосвязи с государственным кредитом проанализируем категорию «долг» с философской и экономической точки зрения. С философской точки зрения, долг является категорией этики, которая выражает моральное задание отдельного индивида, группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становится для них внутренним обязательством, которое они принимают. В истории морального сознания человечества содержание долга толкуется по-разному, согласно общесоциального или классового понимания обязанностей, которые возлагались на человека в ту или другую эпоху; он всегда был связан с конкретными проблемами времени и определённого общества.

Экономическая сущность категории долга состоит в том, что долг – это денежная сумма, взятая взаймы на некоторый срок на определенных условиях, и подлежит возврату. Долг является понятием статическим, фиксированным параметром, который определяет запасы денежных средств на определённую дату и измеряется экстенсивными экономическими переменными, характеризуя неизменное состояние должника с количественной стороны. Бланк И.А. определяет долг как сумму непогашенных финансовых обязательств.

В Бюджетном кодексе Украины государственный долг определён как общая сумма задолженности государства, которая складывается из всех выпущенных и непогашенных его долговых обязательств, включая долговые обязательства государства, которые вступают в действие в результате выданных гарантий по кредитам, или возникающих на основе законодательства или договора обязательств. В проекте Закона Украины «О государственном долге Украины», государственный долг определяется как непогашенная основная сумма долга по финансовым обязательствам, которые возникли во время государственного заимствования и предоставления государственных гарантий в денежной форме.

Украинские ученые в финансовом словаре Загороднего А.Г., Вознюка Г.Л., Смовженко Т.С. определяют государственный долг как «общую сумму задолженности государства вследствие непогашения займов и невыплаты по ним процентов».

Федосов М.М., Огородник С.Я., Сутормина В.Н. трактуют государственный долг как сумму задолженности по обязательствам, выпущенным и не погашенным, по внутренним государственным займам, а также сумму финансовых обязательств страны относительно иностранных кредитов на определённую дату.

Пол А. Самуэльсон и Вильям Д. Нордхаус рассматривают государственный долг как «общую сумму долговых обязательств правительства в форме облигаций и краткосрочных займов». Также они определяют государственный долг и как «задолженность, накопленную в правительстве вследствие заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов». Утверждение о том, что государственный долг является кумулятивной суммой бюджетных дефицитов находим и в учебнике «Макроэкономика» авторов К. Макконелла и С. Брю: «Государственный долг – это сумма накопленных бюджетных дефицитов минус излишки. Такое утверждение предполагает, что основной и единственной причиной создания и роста государственного долга является бюджетный дефицит, что в действительности не отвечает реальности, поскольку такое утверждение игнорирует много других причин, которые влияют на объем и динамику долга страны.

К сожалению, большинство авторов классифицируют государственные заимствования без учета всех принципов кредитования. Критерии классификации государственного долга должны базироваться на принципах государственного кредита, в частности, принципа целевого характера его использования (избежание потребительского использования и направленность на эффективное использование – осуществление капиталовложений в экономику).

Для исследования места государственного кредита, а соответственно, и государственного долга в финансовой системе государства, выясним, прежде всего, сущность и основные составляющие финансовой системы государства.

Финансовая система государства отражает формы и методы конкретного использования финансов в экономике в соответствие с задействованной моделью экономики и в значительной мере ею определяется. Так, в государствах с рыночной экономикой финансовые системы являются наиболее развитыми, однако они могут существенно отличаться по своей структуре. В государствах с переходной экономикой финансовые системы характеризуются тем, что отдельные звенья пребывают на стадии формирования. Это касается, прежде всего, государственного долга, финансового рынка, страховых фондов и др.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре и функциям, но все они имеют общий признак – это разнообразные фонды финансовых ресурсов с разными методами мобилизации и направлениями использования, которые, однако, тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве.

Среди отечественных и зарубежных экономистов нет единого мнения относительно определения и структуры финансовой системы государства. Иногда финансовую систему отождествляют только с финансовым аппаратом или государственными финансами. Чёткое определение финансовой системы содействует построению эффективной финансовой политики, нацеленной на экономический рост и финансовую стабилизацию.

Российская ученый-финансист В.М. Родионова определяет финансовую систему как «совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, взаимосвязанных между собой. Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы предприятий, страхование. В государственных финансах В.М. Родионова выделяет три подзвена: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Группа российских экономистов под руководством А.М. Ковалёвой трактуют финансовую систему как «совокупность разных звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных ресурсов и разным влиянием на процесс общественного воспроизводства». Всю финансовую систему эти авторы подразделяют на две подсистемы: общегосударственные финансы и финансы субъектов хозяйствования. Общегосударственные финансы состоят из следующих элементов: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок.

Среди украинских финансистов исследованием сущности и состава финансовой системы государства занимались О.Д. Василик, В.М. Опарин, В.П. Кудряшов, О.Р. Романенко, О.П. Чернявский и др.

В.М. Опарин в учебнике «Финансы» рассматривает финансовую систему с двух сторон: по внутреннему построению и организационной структуре. По внутреннему построению автор определяет финансовую систему как «совокупность относительно самостоятельных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отражают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП». По организационной структуре «финансовая система – это совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками». В зависимости от сферы финансовых отношений автор выделяет 4 основных сферы финансовой системы:

1) на уровне микроэкономики – финансы субъектов хозяйствования;

2) на уровне макроэкономики – государственные финансы;

3) на уровне мирового хозяйства – международные финансы;

4) обеспечивающая сфера – финансовый рынок.

По организационной структур к составу финансовой системы В.М. Опарин относит:

1) органы управления: Министерство финансов Украины, Государственная налоговая администрация; Контрольно-ревизионная служба, Казначейство, Счетная палата, Аудиторская палата, Комитет по надзору за страховой деятельностью, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный инновационный фонд;

2) финансовые институты: Национальный банк, коммерческие банки, страховые компании, небанковские кредитные учреждения, межбанковская валютная биржа, фондовые биржи, финансовые посредники на рынке ценных бумаг.

Через фонды финансовых ресурсов рассматривает финансовую систему государства О.Д. Василик: «финансовая система – это совокупность разнообразных фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей». Рассматривая структуру финансовой системы Украины, известный ученый-финансист детализировал своё определение и включил в её состав следующие структурные элементы:

- Государственные финансы;

- Финансы предпринимательских структур;

-Централизованные и децентрализованные фонды финансовых ресурсов;

- Государственный кредит;

- Страховые и резервные фонды;

- Финансовый рынок;

- Финансы домохозяйств.

Функционирование финансовой системы и взаимодействие отдельных её сфер и звеньев происходит через финансовый аппарат и финансовое законодательство государства.

Рассмотрев некоторые подходы экономистов к понятию «финансовая система государства» и её структуры, авторы Лютый И.О., Зражевская Н.В., Рожко О.Д. предлагают собственное определение данной экономической категории и её составляющих. Финансовая система Украины включает:

1. Государственные финансы:

- Государственный и местные бюджеты;

- Государственные целевые фонды;

- Государственный кредит;

- Финансы государственных предприятий и организаций.

2. Финансы субъектов хозяйствования:

- Финансы производственной сферы

- Финансы непроизводственной сферы.

3. Финансовый рынок:

- Рынок денег;

- Рынок кредитных ресурсов;

- Рынок ценных бумаг;

- Рынок финансовых услуг.

4. Международные финансы:

- Международные расчеты;

- Финансы международных финансовых институтов;

- Международный финансовый рынок.

5. Финансы граждан:

- Финансы домохозяйств;

- Финансы субъектов предпринимательской деятельности.

Финансовая система Украины – это совокупность фондов финансовых ресурсов, которые создаются и используются субъектами финансовой деятельности (государством, субъектами хозяйствования, институтами финансового рынка, зарубежными органами, гражданами) для выполнения возложенных на них функций и для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Финансовый аппарат, в состав которого входят: Министерство финансов Украины, Государственная налоговая администрация, Национальный банк Украины, Контрольно-ревизионная служба, Государственное казначейство, Счетная палата, Аудиторская палата, Комитет по надзору за страховой деятельностью, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Пенсионный фонд, Фонды социального страхования, Государственный инновационный фонд, через финансовое законодательство государства призван осуществлять финансовой системой, то есть управление процессом создания и использования фондов финансовых ресурсов субъектами финансовой деятельности.

Все структурные элементы финансовой системы взаимосвязаны и взаимодействуют один с другим. Рассмотрим взаимосвязь государственного кредита с отдельными звеньями и структурными элементами финансовой системы государства.

Государственный кредит относится к государственным фондам, которые занимают важное место в финансовой системе Украины. Возникновение государственного долга связано с существованием государственного кредита, который является специфическим элементом государственных финансов, где государство играет роль заемщика средств или гаранта их возврата. Государство вынуждено выступать в роли заемщика средств с целью сбалансирования бюджета, финансовой поддержки сферы производства и развития социальной сферы. Взаимосвязь государственного кредита и долга с государственным бюджетом проявляется в том, что основной причиной формирования государственного долга является существование бюджетных дефицитов. За счет государственных заимствований происходит покрытие дефицита бюджета, целевое финансирование некоторых государственных расходов, что приводит к росту долга. Платежи по обслуживанию и погашению государственного долга осуществляются за счет расходов государственного бюджета, а также увеличивают нагрузку на расходную часть бюджета.

Финансы субъектов хозяйствования и финансы домохозяйств с государственным кредитом и долгом имеют такие взаимосвязи. Во-первых, привлечение средств в бюджет всегда ограничено уровнем налогообложения, повышение которого может навредить экономической деятельности предпринимательских структур и благосостоянию населения. Поэтому государство для сбалансирования бюджета может прибегать к альтернативным способам его финансирования. Одним из привлекательных является привлечение средств на внутренних и внешних рынках в форме государственного кредита при условии его эффективного использования. В этом случае уровень налогообложения физических и юридических лиц в краткосрочном периоде не растет, у них остается больше средств для расширения производства и увеличения потребления. Однако в будущем государство вынуждено увеличивать налоговую нагрузку на субъектов хозяйствования и граждан для того, чтобы выплатить проценты и вернуть заемные средства. Таким образом, финансы субъектов хозяйствования и граждан прямо зависят от государственных заимствований и уровня государственного долга.

Во-вторых, юридические и физические лица могут выступать кредиторами государства. У субъектов предпринимательской деятельности временно появляются свободные средства, которые они могут направить на рынок ценных бумаг. Сезонность производства и колебание поступлений от реализации продукции, амортизационные отчисления и система распределения прибыли существенно влияют на объемы кредитных ресурсов предприятий и являются основой для финансирования государства. Среди населения также происходит постоянное движение; временной разрыв между получением доходов и расходами является весомым источником государственного кредита. Поэтому по экономической сущности государственный долг является формой вторичного перераспределения ВВП, доходов и накоплений – прибыли, заработной платы, амортизации и др., часть которых перераспределяется через бюджетную систему в виде налогов, сборов, платежей, а остальные могут использоваться как заем государства.

Перераспределение финансовых ресурсов между теми, кто имеет их излишек, и теми, кто в них нуждается, осуществляется на финансовом рынке. Важным субъектом финансового рынка является государство, которое выступает в роли заемщика и кредитора. Государственные займы осуществляются путем продажи государственных облигаций и других ценных бумаг, как финансовым посредникам, так и непосредственно домашним хозяйствам. Если у государства возникает излишек финансовых ресурсов, то правительство становится поставщиком денежных средств на финансовые рынки. Функционирующий рынок государственных заимствований положительно влияет на состояние денежного рынка, поскольку через аккумуляцию свободных средств на рынке государственных займов происходит сдерживание инфляции. Рынок долговых обязательств государства создает конкуренцию на валютном рынке, что содействует стабилизации курса национальной денежной единицы. Отрицательным моментом является то, что расширение государственных заимствований приводит к повышению процентных ставок на рынке государственных ценных бумаг. Это влияет на повышение процентов в других секторах финансового рынка, в том числе и на кредитном: кредитные ресурсы становятся менее доступными для заемщиков, и уровень инвестиционной активности снижается.

Сфера международных финансов отражает перераспределительные отношения на мировом рынке. Международные финансовые отношения характеризуют денежные потоки между субъектами разных стран: между правительствами, между предприятиями, между предприятиями, гражданами и правительствами. С помощью международных финансов осуществляется межгосударственное перераспределение финансовых ресурсов с целью достижения высоких темпов экономического развития и повышения общественного благосостояния. Через международный финансовый рынок происходит аккумулирование свободных финансовых ресурсов и их предоставление заемщикам из разных стран на принципах рыночной конкуренции. Важным сектором международного финансового рынка является рынок ссудных капиталов. Международный ранок кредитных ресурсов содействует своевременной мобилизации свободных средств, их эффективному использованию в других странах, где они необходимы и могут принести наивысший доход. Движение заемного капитал в сфере международных экономических отношений во многом зависит от кредитного рейтинга страны, что определяется её экономическим потенциалом, репутацией как заемщика, стабильностью развития.

В современных условиях финансовой глобализации и развития международных финансов наблюдается значительный рост объемов внешних долгов развивающихся стран и стран с переходной экономикой. В основе увеличения международной задолженности лежит рост потребности в заемном капитале таких стран и неудовлетворительное погашение и обслуживание долгов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: