Комбинативная и мутационная изменчивость




1. Изменчивость – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Приведите примеры изменчивости. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Закономерности изменчивости

Наследственная Ненаследственная

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Наследственная изменчивость

Комбинативная Мутационная

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Мутации – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Допишите схему

Мутации

 

Для заметок

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наследственная изменчивость человека

Методы исследования генетики человека

· Генеалогический метод_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составить генеалогическую схему своей семьи (3-4 поколения)

 

· Близнецовый метод- ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Цитогенетический - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Биохимический метод - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Заполните таблицу.

Проблемы генетической безопасности

Проблема Пути решения
       
       
       
       

2. Перечислите заболевания человека передающиеся по наследству_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Селекция животных, растений и микроорганизмов

1. Селекция - _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Расскажите, как селекция связана с различными областями производства. Какие задачи стоят перед селекцией в настоящее время?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Дайте определения следующим понятиям:

· Сорт - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Порода - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Штамм - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Гетерозис - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Гибридизация - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Полиплоидия - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что такое биотехнология? Почему чаще всего для биотехнологических исследований используют микроорганизмы? Что Вам известно об успехах биотехнологии?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Модификационная или фенотипическая изменчивость

1. Каким образом среда обитания оказывает влияние на строение и развитие растений? Как засушливое лето может повлиять на величину прироста побегов некоторых растений? Какой вид изменчивости проявляется в данном случае?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическое занятие № 4

Тема: Анализ фенотипической изменчивости.

Цель: углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов;сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.

Оборудование и материалы

- информационные источники

- схемы и рисунки

- наборы биологических объектов: лавровый лист, не менее 20 экземпляров.

- метр для измерения роста студентов.

Ход работы:

1. Измерить длину лаврового листа:

№ измерения                                        
Длина в мм (V)                                        

 

 

2. Определить частоту встречаемости значений длины лаврового листа. Определите, какая длина встречается наиболее часто, какая – редко.

Значение длины в мм (V)                                        
Частота встречаемости (Р)                                        

 

Построение вариационной кривой:

1. Постройте вариационную кривую. Для этого по горизонтали (на оси абсцисс) отложите размеры лаврового листа, по вертикали (на оси ординат) число, соответствующее частоте встречаемости. Масштаб может быть произвольный.

 

 


2. Определите норму реакции (используйте для этого задание№2). Норму реакции вычисляют следующим образом. От максимального размера длины листьев вычитают минимальный размер. N=max-min

N =

3. Определите среднюю величину признака по формуле:

Где М – средняя величина, V – варианта, Р – частота встречаемости вариант, N – общее число вариант вариационного ряда.

 

S (V*Р)

М = ----------------

N

 

 

4.Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольный вопрос

Какие признаки фенотипа имеют узкую, а какие – широкую норму реакции? Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Напишите определение:

· Норма реакции - ________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Модификация - ________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Вариационный ряд - ________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Поясните рисунок

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Объясните, почему, несмотря на то, что модификационные изменения не наследуются, они играют важную роль в природе._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

Практическое занятие № 5

Тема: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Цель: Изучить, дать оценку основным направлениям в развитии взглядов на происхождение жизни и человека на Земле.

Оборудование и материалы6

- информационные источники

- схемы и рисунки

 

Ход работы:

Задание:

1. Прочитайте текст учебника «Гипотезы о происхождении жизни».

2. Выполните предложенные задания.

Задание №1

Проанализируйте опыт Ф. Реди.

не оказалось ни одного червяка, хотя прошло много дней.

 

1. Цель - проверить возможность зарождения насекомых из неживого.

2. Ход:
а –


б –

 

3. Результат:
В банке б - _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В банке а - _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание №2

Проанализируйте опыт Л. Спалланциани.

В 1765 году Ладзара Спалланциани провёл следующий опыт: подвергнув мясные и овощные отвары кипячению в течение нескольких часов, он сразу же их запечатал, после чего снял с огня. Исследовав жидкости через несколько дней, Спалланциани не обнаружил в них никаких признаков жизни. Из этого он сделал вывод, что высокая температура уничтожила все формы живых существ и без них ничто уже живое не могло возникнуть.

Ответьте на вопрос: какая другая причина могла препятствовать росту микроорганизмов в экспериментах Спалланциани?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание №3

Проанализируйте опыт Луи Пастера.

1. Цель: доказать невозможность самопроизвольного зарождения жизни в современных условиях.
2. Ход:

 


3. Результат:

 


4. Вывод:

 

 

Задание №4

Основные теории возникновения жизни на Землеможно разбить на пять групп:

· Креационизм;

· Теория стационарного состояния;

· Спонтанное зарождение;

· Панспермия;

· Биохимическая эволюция.

Запишите характеристику каждой теории по плану:

1 Основная идея

2 Автор, когда предложена теория

3 Экспериментальные подтверждения

4 Оценить аргументированность и ошибочность теории, выявить слабые и сильные стороны теории.

Воспользуйтесь учебником и дополнительной информацией.

Развитие жизни на Земле

1. Каковы были условия жизни на Земле, когда появились первые организмы?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Заполните таблицу

Название эры Продолжительность Климат и среда Животный и растительный мир
Архей        
Протерозой        
Палеозой        
Мезозой        
Кайнозой        

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: