Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение клеток, выяснить различие растительных и животных клеток
Оборудование и материалы: микроскопы, предметные стекла, раствор йода, чистая ложечка или стеклянная лопаточка, салфетки, вода, пипетка, луковица, элодея, готовые микропрепараты.
Ход работы:
1.Под микроскопом рассмотреть растительные и животные клетки.
2. Сопоставить увиденное с изображением объектов в учебнике. Зарисуйте клетки в таблицу.
3. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток.
Критерий | Клетка | |
Растительная | Животная | |
Рисунок | ||
Сходства | ||
Различия |
Вывод: 1.Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Попытайтесь объяснить: как шла эволюция бактерий, грибов, растений, животных ._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольный вопрос.
В клетках различных органов крысы суммарный объём митохондрий по отношению к общему объёму клеток составляет: в печени 18,4%, в поджелудочной железе 7,9%, в сердце 35,8%. Объясните причину различного содержания митохондрий в этих клетках.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Неклеточные формы жизни (вирусы)
Вирусы – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бактериофаг – это________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Заполните таблицу.
Название вирусов | Пути проникновения | Профилактика |
ВИЧ | ||
Грипп |
· Ответьте на вопросы теста, выбрав один правильный ответ:
1.Вирусы – это… 3. Наука, изучающая вирусы называется:
А) неклеточные формы жизни А) цитология
Б) древнейшие эукариоты Б) эпидемиология
В) примитивные бактерии В) вирусология
2. Вирусы размножаются: 4. Синтез вирусного белка осуществляется:
А) только в клетке хозяина А) на собственных рибосомах вируса
Б) самостоятельно вне клетки хозяина Б) на рибосомах клетки-хозяина
В) вариант А и Б верны В) на лизосомах клетки хозяина
Жизненный цикл клетки. Митоз
1. Клеточный цикл – это____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Зарисуйте «Жизненный цикл клетки» и поясните основные этапы.
Деление клетки (митоз)
Митоз - это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Укажите правильную последовательность фаз митоза: ________________________
А) метофаза; Б) интерфаза; В) профаза; Г) телофаза; Д) анафаза
? ______- n ?______- с |
|
Число хромосом – 2n Число нитей ДНК – 2c |
?___-n ?___-с |
? ______- n ?______- с |
3. Заполните таблицу (сделайте рисунок в первой колонке и опишите процессы, происходящие во время фазы).
Фазы митоза | Процессы |
Профаза | |
Метафаза | |
Анафаза | |
Телофаза |
4. В чем заключается биологическое значение митоза?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бесполое и половое размножение
Размножение – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Какое значение имеет этот процесс?_____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполните таблицу
Признаки | Типы размножения | |
Бесполое | Половое | |
Число родительских особей | ||
Степень сходства новых организмов с родительскими | ||
Примеры организмов, которым свойственен данный тип размножения | ||
Клетки из которых развивается организм |
3. Составьте схему «Виды размножения», используя материал учебника
Размножение
Бесполое Половое
1.____________________ 1. _____________________
2.____________________ 2. _____________________
3.____________________ 3. _____________________
4. Объясните сущность понятий.
· Зигота - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Оплодотворение - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
· Гамета - ______________________________________________________________
5. Заполните таблицу (сделайте рисунок фазы и опишите процессы, происходящие в данной фазе)
Фаза | Процессы | Фаза | Процессы |
Профаза 1 | Профаза 2 | ||
Метафаза 1 | Метафаза 2 | ||
Анафаза 1 | Анафаза 2 | ||
Телофаза 1 | Телофаза 2 |
6. В чем заключается биологическое значение мейоза?______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Дайте определения следующим понятиям:
· Сперматогенез – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Овогенез – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальное развитие организмов
1. Сформулируйте определения следующих понятий.
Онтогенез - _____________________________________________________________________________
Эмбриональный период - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Постэмбриональный период - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №2
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
Цель: познакомиться с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.
Оборудование и материалы: «Общая биология» учебник для 10-11 кл. под редакцией Ю.И.Полянского.
Ход работы.
1. Прочитать текст учебника «Доказательства эволюции. Эмбриология.
2. Выполнить задания:
1. Задание. Исходя из плана строения зародыша, предложенного на рисунке 1 и 2, перечислите основные черты сходства человека и других позвоночных животных.
Рисунок 1 Рисунок 2
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Задание. Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей на разных этапах развития?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Задание. Сделать вывод.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эмбриогенез
1. Задание. Изобразите схематически и охарактеризуйте события эмбрионального периода по тексту учебника.
Стадия развития зародыша | Основные события этой стадии |
2. Заполните таблицу
Зародышевый листок | Ткани, образующиеся из листка |
Энтодерма | |
Эктодерма | |
Мезодерма |
3. Заполните схему
Постэмбриональное развитие