Ι Мутационная изменчивость – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Заполните схему и дайте определение каждому виду мутационной изменчивости
Виды мутационной изменчивости
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ΙΙ Комбинативная изменчивость – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите причины комбинативной изменчивости:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ΙΙΙ Естественный отбор – это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Заполните таблицу
Форма отбора | Условия среды обитания | Результат | Графическое изображение |
Движущая | |||
Стабилизирующая | |||
Дизруптивная | |||
Половой отбор |
2. Заполните схему, дайте определение и приведите примеры каждому виду борьбы за существование.
|
Борьба за существование
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Заполните таблицу, определив форму естественного отбора в каждом конкретном случае.
Примеры | Формы естественного отбора |
1. Исчезновение глаз у крота | |
2. Устойчивость (неизменность) размеров и форм цветка у насекомоопыляемых растений | |
3. Изменение вредителей под воздействием ядохимикатов | |
4. Кистеперая рыба латимерия | |
5. У большинства зайцев в популяции средний размер ушей | |
6. Насекомые, попавшие на океанический остров, стали бескрылые | |
7. Редукция (исчезновение) листьев у растений-паразитов |
ΙV Дрейф генов – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведите примеры дрейфа генов _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V Популяционные волны – это____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
VΙ Изоляция – это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Перечислите виды изоляции и приведите примеры каждого вида изоляции в природе.
· _______________________________
· _______________________________
Видообразование
Видообразовани е – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опишите механизм видообразования_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закономерности макроэволюции
1. Заполните таблицу
Биологический прогресс | Биологический регресс | |
Определение | ||
Признаки | ||
Примеры |
2. Заполните таблицу
Признаки | Биологический прогресс | Биологический регресс |
Численность вида | ||
Количество популяций вида | ||
Соотношение рождаемости и смертности в популяциях | ||
Ареал вида | ||
Состояние надвидовых таксонов |
|
3. Заполните схему
Пути достижения биологического прогресса
Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Объясните соотношение направлений эволюций
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Выполните задания:
А. Замените выделенные слова в утверждениях термином.
- Адаптации широкого значения, полезные организмам в самых разнообразных условиях среды, повышают общую жизнестойкость организмов -
- Частные приспособления организмов к определенному образу жизни в конкретных условиях внешней среды обуславливают появление в процессе эволюции разнообразия форм организмов -
- Упрощение строения организмов путем утраты отдельных органов обеспечивает виду возможность вхождения в новую среду -
Б. Заполните таблицу.
- Ячеистые легкие у рептилий;
- Голый хвост у бобра;
- Отсутствие корней у повилики;
- Молочные железы у млекопитающих;
- Появление семян у голосеменных;
- Появление зацепок на плодах лопуха;
- Отсутствие кровеносной системы у цепней;
- Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика;
- Появление полового процесса;
- Возникновение фотосинтеза;
- Возникновение многоклеточности;
- Образование цепкого хвоста (у обезьяны)
Ароморфоз | Идиоадаптация | Дегенерация |
В. Укажи стрелочками значение понятий:
Идиоадаптация | Крупное эволюционное преобразование | |
Общая дегенерация | Приспособления к специальным условиям среды | |
Ароморфоз | Упрощение организации |
Основы экологии
Экология – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экологические факторы – это________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Абиотические | Биотические | Антропогенные |
1. Заполните схему
Среда обитания
2. Заполните таблицу
Вид биотических взаимоотношений | Определение | Символ | Пример |
Комменсализм | |||
Мутуализм | |||
Нейтрализм | |||
Конкуренция | |||
Нахлебничество | |||
Квартиранство | |||
Паразитизм |
3. Укажите взаимосвязи живых организмов, изображенных на рисунке
4. Дайте определения следующим понятиям:
· Продуценты – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Консументы – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Редуценты – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Цепь питания – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цепи питания