Ι Мутационная изменчивость – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Заполните схему и дайте определение каждому виду мутационной изменчивости
Виды мутационной изменчивости
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ΙΙ Комбинативная изменчивость – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите причины комбинативной изменчивости:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ΙΙΙ Естественный отбор – это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Заполните таблицу
| Форма отбора | Условия среды обитания | Результат | Графическое изображение |
| Движущая | |||
| Стабилизирующая | |||
| Дизруптивная | |||
| Половой отбор |
2. Заполните схему, дайте определение и приведите примеры каждому виду борьбы за существование.
Борьба за существование
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Заполните таблицу, определив форму естественного отбора в каждом конкретном случае.
| Примеры | Формы естественного отбора |
| 1. Исчезновение глаз у крота | |
| 2. Устойчивость (неизменность) размеров и форм цветка у насекомоопыляемых растений | |
| 3. Изменение вредителей под воздействием ядохимикатов | |
| 4. Кистеперая рыба латимерия | |
| 5. У большинства зайцев в популяции средний размер ушей | |
| 6. Насекомые, попавшие на океанический остров, стали бескрылые | |
| 7. Редукция (исчезновение) листьев у растений-паразитов |
ΙV Дрейф генов – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведите примеры дрейфа генов _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V Популяционные волны – это____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VΙ Изоляция – это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Перечислите виды изоляции и приведите примеры каждого вида изоляции в природе.
· _______________________________
· _______________________________
Видообразование
Видообразовани е – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опишите механизм видообразования_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закономерности макроэволюции
1. Заполните таблицу
| Биологический прогресс | Биологический регресс | |
| Определение | ||
| Признаки | ||
| Примеры |
2. Заполните таблицу
| Признаки | Биологический прогресс | Биологический регресс |
| Численность вида | ||
| Количество популяций вида | ||
| Соотношение рождаемости и смертности в популяциях | ||
| Ареал вида | ||
| Состояние надвидовых таксонов |
3. Заполните схему
Пути достижения биологического прогресса
Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Объясните соотношение направлений эволюций

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Выполните задания:
А. Замените выделенные слова в утверждениях термином.
- Адаптации широкого значения, полезные организмам в самых разнообразных условиях среды, повышают общую жизнестойкость организмов -
- Частные приспособления организмов к определенному образу жизни в конкретных условиях внешней среды обуславливают появление в процессе эволюции разнообразия форм организмов -
- Упрощение строения организмов путем утраты отдельных органов обеспечивает виду возможность вхождения в новую среду -
Б. Заполните таблицу.
- Ячеистые легкие у рептилий;
- Голый хвост у бобра;
- Отсутствие корней у повилики;
- Молочные железы у млекопитающих;
- Появление семян у голосеменных;
- Появление зацепок на плодах лопуха;
- Отсутствие кровеносной системы у цепней;
- Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика;
- Появление полового процесса;
- Возникновение фотосинтеза;
- Возникновение многоклеточности;
- Образование цепкого хвоста (у обезьяны)
| Ароморфоз | Идиоадаптация | Дегенерация |
В. Укажи стрелочками значение понятий:
| Идиоадаптация | Крупное эволюционное преобразование | |
| Общая дегенерация | Приспособления к специальным условиям среды | |
| Ароморфоз | Упрощение организации |
Основы экологии
Экология – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экологические факторы – это________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| Абиотические | Биотические | Антропогенные |
1. Заполните схему
Среда обитания
2. Заполните таблицу
| Вид биотических взаимоотношений | Определение | Символ | Пример |
| Комменсализм | |||
| Мутуализм | |||
| Нейтрализм | |||
| Конкуренция | |||
| Нахлебничество | |||
| Квартиранство | |||
| Паразитизм |
3. Укажите взаимосвязи живых организмов, изображенных на рисунке

4. Дайте определения следующим понятиям:
· Продуценты – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Консументы – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Редуценты – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Цепь питания – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цепи питания