Антропогенез – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Запишите положение человека в системе животного мира.
Царство____________________
Тип________________________
Подтип_____________________
Класс_______________________
Подкласс____________________
Отряд_______________________
Подотряд____________________
Семейство___________________
Род_________________________
Вид_________________________
2. В чем проявляется сходство человека и человекообразных обезьян?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Перечислите признаки, присущие только человеку?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Приведите доказательства принадлежности человека к животному миру.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие факторы сыграли ведущую роль в эволюции человека?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Проанализируйте стадии происхождения человека и заполните таблицу по примеру…
| Предок человека | Когда и где жили | Прогрессивные черты | Орудия труда |
Дриопитек
| 30-25 млн. лет Африка | Рост 110 см., жили на деревьях, передвигались на 4 ногах | отсутствуют |
Австралопитек
| |||
Человек умелый
| |||
Человек прямоходящий
(древнейший)
| |||
Неандерталец (древний)
| |||
Кроманьонец (современный)
|
7. В связи, с чем происходит увеличение головного мозга?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Ответьте на предложенные вопросы «да» или «нет»:
· Человек жил в одной эпохе с динозаврами?______
· Современная обезьяна – наш предок?_____
· Австралопитек – южная обезьяна?____
· Современный человек относится к человеку разумному?____
· Человек прямоходящий первый стал изготавливать орудия труда.____
· Человек умелый первый встал на ноги.____
9.Выполните задания:
А В чем существенное отличие человека от всех животных, в том числе и таких высокоразвитых, как человекообразные обезьяны, дельфины?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б Сопоставьте левую и правую половины
1. Труд
2. Наследственная изменчивость А) Социальные факторы
3. БЗС Б) Биологические факторы
| А | Б |
4. Общественный образ жизни
5. Развитие речи
6. Климат
В Сравните скелеты человека и коаты на рисунке 9. В чем проявляются основные различия в скелете двуногого и четвероногого организмов? Какие особенности строения скелета связаны с переходом к передвижению на двух ногах? 
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Расы современного человека
Раса – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Заполните таблицу по рисунку и тексту учебника
| Расы | ||
| Монголоидная | Европеоидная | Негроидная |

Эволюционное учение
1. Опишите, как происходило развитие знаний об историческом развитии живойприроды.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполните схему
Движущие силы эволюции (по Дарвину)
3. Заполните таблицу
Доказательства эволюции органического мира
| Доказательство | Характеристика | Пример |
| Единство химического состава | ||
| Эмбриологические | ||
| Морфологические | ||
| Палеонтологические | ||
| Биогеографические | ||
| Молекулярные |
Вид. Критерии вида. Популяция
1. Вид – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Ареал - ____________________________________________________________________
3. Популяция - _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Критерии вида - __________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Заполните таблицу
| Название критерия | Характеристика | Исключения |
| Морфологический | ||
| Физиологический | ||
| Экологический | ||
| Географический | ||
| Этологический | ||
| Генетический | ||
| Исторический |
Закономерности микроэволюции