Антропогенез – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Запишите положение человека в системе животного мира.
Царство____________________
Тип________________________
Подтип_____________________
Класс_______________________
Подкласс____________________
Отряд_______________________
Подотряд____________________
Семейство___________________
Род_________________________
Вид_________________________
2. В чем проявляется сходство человека и человекообразных обезьян?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Перечислите признаки, присущие только человеку?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Приведите доказательства принадлежности человека к животному миру.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие факторы сыграли ведущую роль в эволюции человека?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
6. Проанализируйте стадии происхождения человека и заполните таблицу по примеру…
Предок человека | Когда и где жили | Прогрессивные черты | Орудия труда |
Дриопитек | 30-25 млн. лет Африка | Рост 110 см., жили на деревьях, передвигались на 4 ногах | отсутствуют |
Австралопитек | |||
Человек умелый | |||
Человек прямоходящий (древнейший) | |||
Неандерталец (древний) | |||
Кроманьонец (современный) |
7. В связи, с чем происходит увеличение головного мозга?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Ответьте на предложенные вопросы «да» или «нет»:
· Человек жил в одной эпохе с динозаврами?______
· Современная обезьяна – наш предок?_____
· Австралопитек – южная обезьяна?____
· Современный человек относится к человеку разумному?____
· Человек прямоходящий первый стал изготавливать орудия труда.____
· Человек умелый первый встал на ноги.____
9.Выполните задания:
А В чем существенное отличие человека от всех животных, в том числе и таких высокоразвитых, как человекообразные обезьяны, дельфины?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б Сопоставьте левую и правую половины
1. Труд
2. Наследственная изменчивость А) Социальные факторы
3. БЗС Б) Биологические факторы
А | Б |
4. Общественный образ жизни
|
5. Развитие речи
6. Климат
В Сравните скелеты человека и коаты на рисунке 9. В чем проявляются основные различия в скелете двуногого и четвероногого организмов? Какие особенности строения скелета связаны с переходом к передвижению на двух ногах?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Расы современного человека
Раса – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Заполните таблицу по рисунку и тексту учебника
Расы | ||
Монголоидная | Европеоидная | Негроидная |
Эволюционное учение
1. Опишите, как происходило развитие знаний об историческом развитии живойприроды.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполните схему
Движущие силы эволюции (по Дарвину)
3. Заполните таблицу
Доказательства эволюции органического мира
Доказательство | Характеристика | Пример |
Единство химического состава | ||
Эмбриологические | ||
Морфологические | ||
Палеонтологические | ||
Биогеографические | ||
Молекулярные |
|
Вид. Критерии вида. Популяция
1. Вид – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Ареал - ____________________________________________________________________
3. Популяция - _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Критерии вида - __________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Заполните таблицу
Название критерия | Характеристика | Исключения |
Морфологический | ||
Физиологический | ||
Экологический | ||
Географический | ||
Этологический | ||
Генетический | ||
Исторический |
Закономерности микроэволюции