Времена глаголов в игровых ситуациях




Глагол «avoir»

1. «Разговор по телефону». В каждой команде выбираются два ведущих, которые находятся в разных концах класса. Они будут «разговаривать по телефону». Первый ученик задаст вопрос, который по «проводам» (это остальные члены команды) будет передан его товарищу, а затем к нему придет ответ. Например: «Nathalie, est-ce que tu as une guitare?» «Non, je n’ai pas de guitare, j’ai un piano. Et toi?» «Moi aussi, un piano.» Задача «проводов» — быстро и, главное, правильно передать каждую фразу, иначе будет «прервана связь».

2. «А что у вас?» («Давайте похвастаемся»).

Nous avons des fleurs. / Nous avons un nouveau professeur. / Nous avons un arbre de Noël. Etc.

Вариант — «Фантазеры»: J’ai 100 ans. / J’ai une girafe dans ma chambre... Etc.

Эту игру можно также организовать по принципу «Аукциона» — выигрывает та команда (или тот ученик), кто скажет последнюю фразу.

3. «Парные картинки». Можно предложить несколько вариантов этой игры.

1) Всем детям раздаются картинки. На них изображены разные предметы, игрушки, животные, и только у двоих ребят картинки одинаковые. Члены одной команды быстро произносят по очереди: «J’ai une balle.» «J’ai une pomme.» Etc. Ребята из другой команды должны установить, у кого картинки одинаковые: «N. et P. ont des balles.»

2) Всей группе раздаются картинки. Задача каждого ученика — найти свою пару. Для этого ребята передвигаются по классу и задают друг другу вопрос: «Qu’est-ce que tu as?» Услышав ожидаемый ответ, например «J’ai une fleur», ученик говорит: «Moi aussi, j’ai une fleur.» Дети берутся за руки и громко произносят: «Nous avons des fleurs.» Выигрывает та команда, в которой ученики быстрее разобьются на пары.

3) Один ученик водит. Он получает картинку, и его задача с помощью вопросов найти, у кого в классе такая же картинка.

4. Ролевая игра «Магазин». Перед «продавцами» разложены «товары» — школьные принадлежности, игрушки, овощи и фрукты, в зависимости от того, в какой магазин решили играть. Между «покупателями» и «продавцами» происходят примерно такие диалоги: «Avez-vous des feutres?» «Oui, nous avons des feutres, bleus et verts.»«Je prends ce feutre bleu.Vous avez une longue règle?» Etc.

5. «Рифмы». Эту игру полезно использовать с целью повторения всей парадигмы спряжения глагола. Ребятам предлагается вместе с учителем сочинять стихи — нужно найти рифму к произносимым строчкам, например:

J’ai une gomme / Tu... (as une pomme). // Il a une tarte / Elle... (a une carte). // Nous avons des bonbons / Vous... (avez des ballons). // Ils ont des sapins / Elles... (ont des lapins).

6. «Задачки-шутки». Ребята быстро отвечают на вопросы. Например: Combien de pattes ont quatre chattes?Combien de pieds ont cinq chaises / huit poules?Combien de nez ont douze chiens? Combien d’oreilles ont seize lapins? Etc.

 

 

Оборот «il y a»

1. «Волшебный мешочек». У учителя — красивый, непрозрачный мешочек с игрушками. Ребята угадывают, что находится в мешочке. «Est-ce qu’il у a un singe dans le sac?» «Oui, il y a un singe. Le voici.» «Y a-t-il une orange dans le sac?» «Non, il n’y a pas d’orange.» Etc.

Игрынавнимание.

1) «Запомни и перечисли». На столе составляется предметная композиция. Все запоминают, какие предметы находятся на столе. Водящий отворачивается и перечисляет: «Sur la table il у a une maison, deux sapins, il y a un chien, un lapin et une poule.»

2) «Чего не хватает?» Это вариант предыдущей игры. Пока ученик отворачивается, из композиции убираются какие-либо предметы. Нужно сказать, чего не стало: «Il n’y a plus de chien (de sapin).»

3. «Сколько страниц в книге?» Учитель показывает ребятам книжку и просит определить, сколько в ней страниц. Каждый высказывает свое предположение: «Dans ce livre il у а 97 pages.» «Je pense que dans ce livre il y a 104 pages.» Выигрывает тот, чье число ближе всего к действительному. «Dans се livre il у а 95 pages. C’est Lucie qui a gagné».

4. «Найди вторую половинку». Несколько тематических картин (например, «Зоопарк», «Комната», «Класс», «Сад») разрезаются пополам. Половинки раздаются ребятам. Задавая друг другу вопрос «Qu’est-ce qu’il у a sur ton image?» и выслушивая ответы «Sur mon image il у a une table ronde et des fauteuils...», «Sur mon image il y a un éléphant, un lion...», играющие должны найти свою половинку.

5. Игра на внимание «Чепуха». Ведущий (учитель или ученик) в быстром темпе произносит фразы типа «Dans le ciel il y a des nuages. Dans la salle il y a des enfants.» Если содержание фразы соответствует действительности, играющие, стоя, повторяют фразу. Но если ребята услышат чепуху (например:«Dans la classe il у a des éléphants»), то они должны молча сесть. Затем один из них может опровергнуть высказывание («Mais non, dans la classe il n’y a pas d’éléphants!»). Тот, кто по невнимательности повторил чепуху, выбывает из игры. (В сильном классе можно попросить придумать ситуацию, в которой «неправильная» фраза все же возможна, например: «Dans la classe il у a des éléphants: ce sont des jouets. / Les éléphants sont sur les images d’un livre.»

6. «Аукцион: чей зоопарк (сад) лучше?» Представители двух команд по очереди произносят фразы: «Dans notre zoo (jardin) il y a un zèbre (des jasmins). Dans notre zoo (jardin) il y a des tigres (des lilas)». Выигрывает тот, чья фраза была последней. Можно играть и в снежный ком — выигрывает тот, у кого самая длинная фраза.

 

Глагол «être»

1. «Разминка». Ведущий (учитель или ученик) сначала садится на стул, а затем встает с него, произнося фразы: «Je suis assis(e). / Je suis debout». Ученики должны повторять слова учителя, делая только то, что говорят. Учитель проводит игру в быстром темпе и, пытаясь сбить играющих, иногда ошибается: говорит «Je suis debout», продолжая при этом сидеть. Ученики же, говоря «Je suis (nous sommes) debout», должны обязательно встать.

2. «Кто ты теперь?» Можно предложить детям: «Представьте себе, что вы встретились через 15 лет. Постарайтесь угадать, какая профессия у вашего товарища». Например: «Tu es peintre?» «Non, je ne suis pas peintre.» «Tu es architecte?» «Oui, je suis architecte.»

3. «Бюро находок». Водящий выходит за дверь, а ребята кладут принадлежащие им предметы на стол учителя. Нужно определить, кому принадлежит та или иная вещь. Например: «Je pense que cette trousse est à Nathalie. / C’est le cache-nez de Nicolas. / Victor, ce sont tes lunettes?»

4. «Разрешите представиться». Участники игры должны как можно больше рассказать о себе. Выигрывает тот, чей рассказ будет длиннее (конечно, при условии правильности высказываний). Например: «Je suis un garçon. Je suis un écolier. Je suis un élève de cinquième. Je suis le fils de mes parents, je suis le frère de ma sœur Hélène. Je suis l’ami de Pierre. Je suis sportif: je joue au tennis.» Etc.

 

Глагол «faire»

1. «Разговорпотелефону ». «Que fais-tu?» «Je fais mes devoirs (ma chambre / la vaisselle / de la musique).»Если звонить сразу двум приятелям (один «в гостях» у другого), то можно спросить: «Que faites-vous?» «Nous faisons un modèle d’avion (un problème/ une partie d’échecs...).»

2. «Пантомима». Ребята — члены одной команды жестами имитируют какое-либо действие (оно должно обозначаться по-французски с помощью глагола «faire»). Члены другой команды должны догадаться, что они делают: «Vous faites du ski? Vous faites votre gymnastique?Vous faites votre chambre? Je pense qu’ils font un bonhomme de neige.»

 

Глагол «écrire»

1. «Незаконченная буква». Ведущий пишет на доске элемент буквы. Играющие угадывают, какую именно букву он пишет: «Tu écris la lettre N?» «Non, je n’écris pas la lettre N», «Tu écris la lettre F?». Etc.

2. Ролевая игра «Непослушный Буратино». Группа разбивается на пары (Буратино и Мальвина или папа Карло). Буратино пишет на листке буквы и цифры, путая их: «J’écris la lettre S.» (ПишетС.) «Non, tu n’écris pas la lettre S, mais tu écris la lettre C!» «J’écris le chiffre 40.»(Пишет 14.) «Mais tu n’écris pas le chiffre 40, tu écris 14!»

Чтобы прозвучало 2-е лицо множественного числа, можно всей группой разговаривать с Человеком Рассеянным: «Vous n’écrivez pas le mot «neige», vous écrivez le mot «nuage».

 

Местоименные глаголы

1. «Зеркало». Ведущий изображает различные действия, комментируя их: «Je me lave les mains. / Je m’habille. / Je me peigne. / Je me promène.» Играющие должны повторить его жесты и тоже прокомментировать, но в 1-м лице множественного числа: «Nous nous réveillons. / Nous nous lavons les mains...» Etc.

2. «Угадай, что делает Пиф». У учителя фотография, которую не видят ученики. «Est-ce que Pif se peigne? (Peut-être, Pif se brosse les dents? Il se promène?)»

3. «Угадай вопрос к ответу». У учителя заготовлено несколько карточек с вопросами. Ученик, которому дается карточка, читает про себя вопрос и вслух отвечает на него. Участники игры должны догадаться, какой был задан вопрос, и воспроизвести весь диалог, например:

— Comment t’appelles-tu? — Je m’appelle Irène.

— A quelle heure te couches-tu? — Je me couche à 10 heures.

— Où vous reposez-vous? — Nous nous reposons en Crimée.

4. «Пантомима». « Vous vous habillez?» «Oui, nous nous habillons.»«Vous vous promenez?» Etc. (Играющие придумывают действие сами или вытаскивают записочки с глаголами, которые должны изобразить, например: se dépêcher, s’arrêter, se regarder.)

 

В игре «Что общего?» можно активизировать различные глаголы в 3-м лице множественного числа. Двое учеников (выбранных произвольно или по жребию) садятся перед классом, а их товарищи получают задание: «Trouvez ce que ces enfants ont de commun.» Выигрываеткоманда, котораяскажет (илинапишетнадоске) большефраз, например: «Ils sont des garçons./ Ils ont douze ans tous les deux. / Ils font leurs études en 6e «B». / Ils apprennent le français. / Ils sont assis. / Ils sont sportifs. / Ils joueront au football après les classes. / Ils portent des blue-jeans et des pulls. / Ils ne disent rien. / Ils sourient. / Ils ont beaucoup de copains dans la classe...» Etc.

Спряжение неправильных глаголов можно повторить, разыгрывая шуточную сценку «La conjugaison amusante»:

Monique est dans sa chambre. Elle lit. Son frère Victor entre.

— Salut, Monique! Qu’est-ce que tu lis?

— Je lis, tu lis, il lit, nous lisons, vous lisez, ils lisent...

— Mais... Monique, je veux savoir ce que tu lis!

— Je veux, tu veux... (Предложим классу продолжить.)

— Mais qu’est-ce que tu dis?

— Je dis, tu dis,...

— Monique, tu es malade?

— Je suis, tu es...

Victor va chercher maman. Elle entre, inquiète, et demande:

— Ma petite, qu’est-ce que tu as?

Monique: J’ai, tu as, il a...

Victor: Tu vois?!!

Monique: Il voit, nous voyons......

Maman: Il faut faire venir un médecin!

Monique: «Il faut» — ça ne se conjugue pas! Maman, Victor, rassurez-vous: je ne suis pas malade. Nous apprenons en classe les verbes, et moi, je conjugue mal. Le professeur m’a dit: «Monique, conjugue tous les verbes que tu entends!»

Victor: Ah bon! Maintenant, je comprends.

Monique: Je comprends, tu comprends...

Сначала учитель читает в классе этот скетч (можно привлекать класс к спряжению глаголов), а потом в малых группах учащиеся представляют его вариации (используя как уже встречавшиеся, так и другие глаголы).

 

Времена глаголов в игровых ситуациях

Для употребления в речи времени passé composé можно предложить такие игры:

1. Игра-пантомима «Где были мы, не скажем, а что делали — покажем». Участники одной команды показывают сценку, а их противники должны угадать, где они были и что делали, например: «Vous avez été dans la forêt et vous avez ramassé des champignons. / Ils ont été dans la salle sportive et ils ont fait de la gymnastique.»

2. Игра «N’oublie pas ton temps». Водящему ученику задается время глагола (например, passé composé), которое он обязательно должен использовать в ответах на вопросы своих товарищей.

— Tu es en classe maintenant?

— Oui, je suis venu le premier.

— Tu auras une bonne note en français?

— Oui, j’ai bien préparé ma leçon. Etc.

Выигрывает тот, кто «продержится» большее количество вопросов (или минут).

3. Логическая задача «Qui est allé où?». Devinez! Laurence est allée avec Jacques. Martin et Jacques sont allés au même endroit. Tu es allé en Espagne avec Nicolas. Nous sommes allés à Nice avec Martin. Charles et Nicolas sont allés dans le même pays.

4. «Десять лет спустя». Для совершенствования навыка употребления глагола devenir в passé composé можно предложить ребятам представить себе, что они снова встретились через 10 лет. Каждый должен предположить, кем стал его товарищ, а тот подтвердит или опровергнет догадку: «Je crois que tu es devenu(e) médecin.» «Tu as raison, je suis devenu(e) médecin» (или: «Non, je ne suis pas devenu médecin, je suis devenu biologiste»).

Чтобы мотивированно употреблять время imparfait, можно разыграть следующие ситуации:

1. Сочиняем «Сказки-загадки». P. ex.: Il était une fois une fille. Elle était si petite qu’elle habitait sur une feuille...; Il était une fois un Roi et une Reine. Ilsn’avaient pas d’enfants, mais ils voulaient beaucoup avoir une fille... По началу сказки играющие должны угадать ее название или героев. Можно объявить конкурс на лучшую сказку.

2. «Какими мы были в детстве?» («Nos souvenirs d’enfance»).

1) Imaginez comment était une personne de la classe quand elle avait 5 ou 7 ans: caractère, gouts, activités préférées... (L’intéressé(e) dira si c’est vrai, sinon, il / elle dira ce qu’il en était.)

2) «Les photos». Ребята приносят свои детские фотографии. По очереди они представляют один или два снимка, комментируют события, описывают внешность, одежду («Là, sur cette photo, j’avais... ans. C’était en... J’étais... Je portais...»), окружающий пейзаж, свои ощущения («C’était l’été, nous nous reposions au bord de la mer, il faisait chaud...; En ce moment-là j’étais fâché / content / ébouriffé... parce que...»).

В этой ситуации может пригодиться и plus-que-parfait. «J’avais fait la connaissance de ce garçon au camp sportif. / Nous avions acheté cette petite maison... / Mes parents m’avaient offert cette bicyclette...»

Для активизации будущих времен хорошо подходит ролевая игра «Гадалка» («Voyante»). «Tu vas faire un long voyage en juillet (tu verras des pays lointains, tu feras beaucoup de connaissances intéressantes)...» «Oh! Vraiment, je vais voyager?J’irai loin? C’est chouette!» Etc.

Для употребления futursimple или futurimmédiat можно также предложить игру «Choisissonsdescadeaux». Ha доске вывешены картинки с изображением различных предметов (или таблички со словами). Учащиеся по очереди подходят к витрине и выбирают подарок: «Je vais choisir / je prendrai cette raquette.» Емутутжезадаютвопрос: «Qu’est-ce que tu feras/vas faire avec?» «Je jouerai / vais jouer au tennis.»Можнопридуматьинеобычноеприменение, например: «Je vais aider ma grand-mère à battre les tapis.»

Учебно-речевые ситуации для употребления трех времен индикатива могут быть созданы на основе строфы:

Hier, j’étais un arbre.

Aujourd’hui, je suis une feuille de papier.

Demain, je serai un livre...

1. — Composez des strophes d’après ce modèle.

Hier, j’étais sur un mouton. Aujourd’hui, je suis un peloton de laine. Demain, je serai un chandail chaud. / Hier, j’étais une goutte de pluie. Aujourd’hui, je suis un ruisseau. Demain, je serai un torrent.

2. Можно поговорить и о себе:

Chacun écrit au moins trois phrases nous disant le plus sincèrement possible comment il était avant, comment il est maintenant et comment il sera demain. Ensuite, il passe à ses goûts, ses habitudes, ses actions (avant, je faisais..., j’aimais... je parlais...; maintenant, je fais...; demain, je ferai... etc.). Chaque participant lit ensuite ses notes à la classe: «Qui saura nous intéresser le plus?»

Вариант этой игры: записочки перемешиваются, и ведущий читает одну за другой, а слушатели угадывают, кто написал о себе эти фразы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: