Оуен Л. Хьюз, Юнион-колледж, Линкольн, Небраска, август 1988.
Одно из последствий теории эволюции заключается в том, что человек был назван “обнаженной обезьяной” (Моррис, 1967). Эта точка зрения находит широкую поддержку как у людей на улице, так и у маститых ученых. Христиане, принимающие Писание как слово от Бога, придерживаются более возвышенного взгляда на человеческую природу. Типично христианское определение человека дано Сайром (1976):
“Человек сотворен по образу Божьему... Человек сотворен носителем добра, но вследствие грехопадения образ Божий в человеке затмился, хотя и не был разрушен до такой степени, когда невозможно было бы вести речь о его восстановлении. Через работу Христа Бог искупил человека и приступил к процессу восстановления благости в человеке, хотя всякий отдельно взятый индивидуум может по своему выбору отвергнуть это искупление” (стр. 29-35).
Работники Адвентистского образования имеют веские основания горячо разделять точку зрения Сайра. Проблема приведенного выше высказывания Сайра и других, подобных ему, заключается в том, что концепция “образа Божия” имеет различные определения. Христианский педагог, который желает способствовать восстановлению образа Божьего в своих студентах, не всегда располагает четко сформулированным пониманием своей цели.
Настоящий доклад не преследует цели дать богословское истолкование упомянутого термина “образ Божий”. Это уже сделано в других работах, (Барт, 1958, стр. 192 и д.; Беркувер, 1962; Клайнс, 1967" Джуитт, 1975). Цель нашего доклада заключается, скорее, в том, чтобы исследовать некоторые из тех сфер, где теория о человеческой личности согласуется с христианским пониманием образа Божьего. Будут кратко рассмотрены те литературные источники, в которых человеческая личность исследуется в контексте образа Божьего (Быт. 1:26; 5:2; 9:6). Затем мы попытаемся синтезировать общие элементы всех рассмотренных источников. После этого будет предложена модель, представляющая концепцию образа Божьего в структурированной форме. Доклад завершается кратким заявлением о значимости рассмотренных проблем для христианских педагогов.
|
Определения образа Божьего
Еще со времен отцов Церкви исследователи пытаются выяснить значение этого термина - образ Божий. Клайнс (1968) в своем исследовании литературы по данной проблеме подмечает следующее:
“Для Амвросия образом была душа; для Афанасия - рациональность;... для Августина... образ следовало рассматривать как триединство способностей души...; для реформатов это было состояние изначальной праведности, которое имел Адам до грехопадения, все совершенство человеческой природы, включая то, в чем природа человека превосходит таковую всех остальных видов животных. В этом смысле грехопадение исказило и почти уничтожило его, оставив за собой лишь беспорядочную и изуродованную нечистотатой груду развалин” (стр. 54-55).
Столь же разнятся между собой истолкования двадцатого века. На основании работы Дж. Дж. Штамма Клайнс (1969. стр. 55-56) отмечает, что понятие образа Божьего можно анализировать по четырем категориям:
(i) Как духовное качество человека: его самосознание и самоопределение (Делич); его таланты и понимание вечности, истины и добра (Диллман); его самосознание, его способность мыслить и его бессмертие (Кениг); его логика (Хейниш); его личность (Прокш, Селлин); его жизнеспособность и внутреннее благородство (Б. Джейкоб).”
|
(ii) Образ заключается в правлении человека над другой тварью (Холцингер, Келер в 1936, Хемпель).
(iii) Образ Божий - термин, обозначающий ближайшие отношения между Богом и человеком (Вишер).
(iv) Образ заключается в человеческой форме, которая подобна Божьей (Гюнкель, фон Рад в 1935).
Ниже мы покажем, что каждая из приведенных выше категорий вполне укладывается в рамки единой концептуальной конструкции.
Клайнс (1968) высказывает предположение, что ветхозаветная точка зрения на человека говорит о психосоматическом единстве, в котором материальный оживленный человек был одним из важнейших измерений образа Божьего. Адвентисты седьмого дня соглашаются с холистическим подходом Клайна, когда тот (1968, стр. 86) утверждает следующее:
“Тело нельзя выводить за рамки значения образа: человек - это совокупность, и его физическая плоть является образом Божьим в той же мере, как его духовные способности, творчество или личность, поскольку ничто из этих высших аспектов человека не может существовать изолированно от тела” (стр. 85).
Далее Клайнс (1968), завершая свой обзор смысла термина “образ Божий”, высказывает предположение, что “... он выражается не столько в природе человеческой, сколько в его деятельности и функции. Суть этой функции заключается в том, чтобы олицетворять господство Божье для всего стоящего ниже него творения” (стр. 101).
Сложность в попытке вывести общепризнанное определение образа Божьего можно проиллюстрировать, сопоставив взгляды трех известных богословов двадцатого века. Бубер (1947, стр. 110) соглашается, что “человеческая способность придавать форму” олицетворяет “наивысшее достижение человечества” и что эта способность быть “гением придания формы” демонстрирует “образ Божий в человеке”. Бубер не наделяет род человеческий “творческой силой”. Согласно его мнению, “творение... означает данную лишь Богу способность вызывать жизнь, сокрытую в небытие” (1947, стр. 110). Он, однако, не колеблясь, подтверждает “наличие инстинкта создавать”, который совершенно отличен от человеческого стремления чем-то себя занимать. “Важно то, - говорит Бубер (1972),- что в результате основанного на опыте действия человека возникает нечто такое, чего ранее не было” (стр. 111). Не признавая термин “творчество” (человек... не может творить, стр. 131), он, в то же время, настойчиво подчеркивает те присущие человеку способности, которые подразумеваются этим термином и которыми образ Божий подтверждается в действии. Чтобы не усложнять вопрос, в нашем докладе для обозначения эстетического измерения человеческой личности используется термин “творчество”.
|
Клайнс (1968) достаточно полно отразил понимание образа Божьего Бартом (1958, стр. 181 и д.) следующими словами:
“Слова: “Мужчину и женщину сотворил их”, - следует понимать, как “данное самим текстом определяющее пояснение” образа Божьего. Единство и разграничение в человечестве между мужчиной и женщиной, мужем и женой, соответствует единству и разграничению между Я и Ты в Самом Боге... Образ Божий в человеке представляет собой взаимоотношения человека с человеком.... Образ Божий находит свое выражение в “близости и связи человека с человеком, то есть в отношениях мужчины и женщины”. Для Барта, в таком случае, концепция отношений представляет собой важнейший элемент образа Божьего” (стр. 60).
Для Герстнера (1962, стр. 89) “способность знать (разум) и любить (воля) есть imago Dei, поскольку в познании Бога и любви к Нему человек познает и делает в конечной системе измерений то, что Бог знает и делает в системе бесконечной”. Герстнер (1962, стр. 92) расширяет эти концепции, включая в них рациональные способности человека, его социальные отношения и связи, его власть над своим окружением и его способность участвовать в отношенях “Творец - тварь”.
В последние годы много менее известных богословов высказывали предположения относительно составляющих элементов образа Божьего. Джуитт (1975, стр. 21, 32, 33). полагает, что он включает в себя способность к рациональной трансцендентальности, самоопределяющуюся волю и дуализм мужчина - женщина. По Андреасону (1982, стр. 13-15), это понятие включает в себя возможность выбора, свободу мыслить и свободу любить Бога. Ван Леевен (1985) представляет более широкую картину значения образа Божьего. Обобщая свои взгляды, она высказывает мнение, что, согласно Книге Бытия, Бог
“... наделяет человеку особого рода властью над остальным творением: именовать животных; наполнять землю и владеть ей; возделывать... и беречь сад; владычествовать... над всем живым, что передвигается по земле. То есть, похоже, что изначально люди несли в себе образ Божий, будучи ответственными попечителями Его творения, наделенными способностями, любопытством и относительной свободой выполнять данное им поручение.”
Понимание образа Божьего находит свое дальнейшее развитие (Ван Леевен, 1985, стр. 226-227), включая в себя ответственную власть, свободу, социальность, сексуальность, достоинство, самосознание и потребность в постоянстве.
Неизвестный автор, выступающий от имени Ассоциации служителей Генеральной Конференции Адвентистов седьмого дня, полагает, что нравственный образ Божий включает в себя право выбора, свободу мыслить и действовать, а также любить Бога и повиноваться Ему (1988, стр. 85).
Сайр (1976, стр. 29) считает, что образ Божий в человеке отражают такие атрибуты, как личностность, самотрансцендентальность, разумность, нравственность, социальность и способность к творчеству. По Холмсу (1983, 107 и д.), однако, “один лишь Иисус Христос в полной степени олицетворяет образ Бога живого”. Холмс в оценке человека ставит на первое место отношения, а затем ответственность. С его точки зрения их лучше всего можно понять в контексте воздействия греха и благодати на отношения и ответственность.
Обзор приведенного выше перечня дефиниций являет нам большое разнообразие мнений. Однако, если свести воедино их общие элементы, то перед нами начинает проступать целостная картина. Первичный синтез различных взглядов на образ Божий представлен в Таблице 1 (стр. 36).
Синтез взглядов
Мы начнем с нескольких пояснений относительно содержания каждой из девяти колонок Таблицы 1. Подробный анализ их значимости для теории личности проводится в докладе позднее.
Содержание первой колонки отражает две связанные между собой концепции: первая,- что человека отличает от зверя вертикальное положение его тела; вторая - концепция материального тела - психосоматического единства, через которое выражаются все психологические измерения человеческого существования. Эта точка зрения противоречит теории, согласно которой человек имеет тело и душу.
Записи в колонке 2 практически идентичны и явно относятся к способности человека постигать богатство мира красок, звуков, запахов, вкусовых и осязательных ощущений. Человек при этом осознает, что он при этом воспринимает не только перцептуальное богатство мира, но также и ощущение себя, - как части этого воспринимаемого чувствами мира и одновременно чего-то совершенно отличного от нее. В мире академической психологии это измерение человеческой личности включает в себя исследование сознания, ощущения и восприятия. Тысячи статей и книг посвящены описанию этого наиболее фундаментального вопроса психологической теории - каким образом мир вещества и энергии может трансформироваться в совершенно иное измерение опыта сознания? Каким образом наши специализированные органы чувств способны избирать из “гремящей и жужжащей сумятицы” окружающих нас физических энергий, создавая значимую картину мира и нашего места в нем? Это первый из серии квантовых прыжков, с которыми мы столкнемся, пытаясь оценить то, что Экклс и Робинсон (1984) назвали “чудом быть человеком”. Иными словами, колонка 2 описывает человеческую способность к восприятию.
Колонка 3 относится к человеческой способности самыми различными способами обрабатывать поступающую в мозг информацию. Эта сфера человеческой личности отражает те способности, которые связаны с обучением, памятью, логическим мышлением и его применением для разрешения проблем. Каждая из этих тем достаточно полно отражена в литературе по психологии, представляя собой благодатное поле для психологических исследований. То есть, колонка 3 относится к способности человека думать.
Колонка 4 пуста. Беглое знакомство с литературой не дает нам каких-либо источников, которые бы непосредственно затрагивали связь эмоциональности с образом Божьим. Однако включение таких эмоционально окрашенных терминов, как “любовь”, “отношение” и “сексуальность”, в колонку 8 подсказывает, что эмоциональный аспект личности стоит того, чтобы включить его в нашу таблицу. Исследование человеческих эмоций хорошо представлено в литературе. Эмоции формируют важный ингредиент человеческой личности. Эмоции возникают в процессе того, как человек воспринимает ситуацию (Колонка 2) и размышляет о ней (Колонка 3). Как таковые, эмоции качественно отличаются от восприятия и мышления, представляя собой новое измерение личности. В таком случае колонка 4 относится к способности человека испытывать эмоции.
Исследуя восприятие (Колонка 2), разумность (Колонка 3) и эмоциональность (Колонка 4), христианские ученые почти не сталкиваются с такими мнениями, которые противоречили бы библейскому взгляду на человеческую личность. Ситуация, однако, решительным образом меняется, когда мы приступаем к изучению содержания колонки 5. Натуралистический взгляд на мир, который исключает сверхъестественное и полагает, что “космос существует, как единородность причины и следствия в замкнутой системе” (Сайр, 1985, стр. 62), вступает в открытый конфликт с библейской точкой зрения, согласно которой люди обладают способностью избирать и определять направление своей жизни. Если люди всего лишь сложные механизмы или умные животные, то логично предположить, что Скиннер (1971) прав, утверждая, что человеческое поведение определяется исключительно биологическими влияниями и социальными требованиями. Христианский взгляд на человеческую личность однако признает наличие в ней тех богоподобных характеристик, которые позволяют людям - по крайней мере, в определенных обстоятельствах - освобождаться от внешних и внутренних воздействий и делать выбор, который этими воздействиями не определяется. Способность выражать любовь на уровне принципа и способность отвечать за свои действия зависят от способности делать выбор. Хотя наше восприятие ситуации (Колонка 2), наше логическое осмысление ситуации (Колонка 3) и наша эмоциональная реакция на эти размышления (Колонка 4) могут повлиять на выбор, мы можем использовать свободу самоопределяющей воли для того, чтобы сделать такой выбор, который не зависит от какого-либо из этих факторов или от них всех вместе взятых. То есть, колонка 5 относится к человеческой способности делать выбор.
Колонка 6 связана с человеческой способностью трансформировать психологическое событие выбора в физическое событие действия или такое ментальное событие, как принятие. Размышление об этой способности подсказывает, что эта человеческая характеристика качественно отличается от любой из тех, что перечислены в колонках 2 - 5, и что любое действие зависит от взаимодействия предшествующих ему восприятия, мышления, чувства и выбора. Такие исключения, как сосательный рефлекс у младенцев или рефлекторный кашель у взрослых, не включаются в то, что мы понимаем под действием. В то же время в эту категорию включается выполнение сложных задач, которые превратились в автоматические рефлексы, например, печатанье на машинке или вождение автомашины, поскольку эти акты изначально требовали активного использования тех характеристик, которые представлены в колонках 2 - 5.
Колонка 7 относится к такому измерению личности, которое отражает одновременно и желание и способность к творческому выражению. Модальности творческого выражения включают язык, музыку и визуальные искусства, но не ограничиваются ими. Это предполагает, что творческая способность качественно отличается от каждого из тех измерений личности, которые мы до сих пор обсуждали. Ее выражение, однако, зависит от активного участия каждого из этих измерений - восприятия, мышления, эмоций, выбора и действия.
С первого взгляды может сложиться впечатление, будто многие из пунктов, приведенных в колонке 8, никак не связаны между собой. Однако, каждое из положений этого уровня связано с отношениями - отношениями с собратьями-людьми, которые выражаются в пунктах “дуализм мужчина-женщина”, “социальность и сексуальность” и “грегариальность;” и отношениями с нашим Творцом, выраженными в положениях, “понимание вечного, истины и добра”, “отношения между Богом и человеком”, “свобода любить Бога и повиноваться Ему”. И, вновь, интуитивно очевидно, что поведение на этом уровне качественно отличается от каждого из элементов, описанных в колонках 2 -7. Если поразмыслить, то становится, также, очевидно, что каждая из характеристик, описанных в колонках 2 -7, по-отдельности или в комбинации, относится к способности вступать в отношения с собратьями-людьми или с нашим Творцом. Отношения с другими людьми могут включать в себя самое полное богатство языка во всех его творческих формах, включая повседневное общение, юмор, поэзию и литературу. Они включают в себя также особые отношения в семье и с друзьями равно, как и интимные отношения брачного союза.
Отношения с Богом включают в себя вступление в общение с Ним через Им сотворенные дела, появление и рост общины в жизни молитвы и веры, а также опыт индивидуального и публичного богослужения.
Представляется, что пункты колонки 9 не совсем вписываются в сводную таблицу, поэтому рассматривать их следует индивидуально. Христиане Адвентисты седьмого дня не принимают доктрину “бессмертия души” и не находят места для этой концепции в понятии образа Божьего. Такие характеристики, как “личностность, энергичность, внутренне присущая мобильность и достоинство” представляют собой измерения, которые вполне можно было бы включить в ранее очерченные концепции. Личностность представляет собой всеобъемлющее свойство, которое включает в себя все выше перечисленные уровни функционирования. Внутренняя мобильность и достоинство придают дополнительную ценность человеческой личности. Термин “энергичность” описывает один из аспектов функционирования. Ни один из терминов, собранных в колонке 9, не добавляет чего-либо к пониманию уровней функционирования человека, поэтому далее мы не будем к ним обращаться.
Таблица 1 показывает, что среди точек зрения налицо существенные совпадения и каждый пункт - за двумя исключениями - вносит что-то новое в общую модель. Следующая часть доклада соотносит приведенные в Таблице 1 обобщающие характеристики с такой дисциплиной, как академическая психология. Обобщающую таблицу следует рассматривать как предварительную. Проблема интеграции осложняется необходимостью принимать во внимание широчайший спектр теорий о личности, основывающихся на самых различных психологических традициях.
Мадди (1972) обращается к этой проблеме, создавая концептуальную основу, которая интегрирует широкий спектр теорий личности в единую модель. Ван Леевен (1985, стр. 215-230) явилась первым христианским ученым, признавшим потенциальные возможности концептуальной структуры Мадди в построении моста между христианскими и светскими взглядами на человеческую личность.
Модель Мадди предполагает, что измерения личности можно исследовать на четырех уровнях. На первом уровне внимание уделяется тем психологическим измерениям, которые, как считается, составляют “ядро” личности. Представленный здесь взгляд на личность помещает на этот уровень те элементы, которые определяют образ Божий. Таким образом, согласно представленной в нашем докладе модели, физические атрибуты, самосознание, мышление, эмоциональность, самоопределение, свобода действовать, способность к творчеству и способность вступать в отношения, представляют собой “коренные” характеристики, которые составляют ядро человеческой личности. Последующие уровни модели Мадди отражают развитие личности в результате результат физического роста и воздействия на нее культуры. До сих пор христианские психологи не включили в низшие уровни схемы Мадди чего-то характерно христианского. Как мы видели, среди христианских исследователей существует определенного рода согласие относительно того, что же представляет собой христианская точка зрения на коренные характеристики личности и эти концепции приведены в обобщающей Таблице 1.
Таблица 2 схематически представляет коренные характеристики человеческой личности на основе Таблицы 1 и последующей дискуссии. Коренные характеристики представлены в структурированной прогрессии, которая отражает возрастающий порядок сложности каждой из них, как функции человека в целом, как это было сделано и в Таблице 1. Если читать Таблицу 1 слева направо, то каждая колонка от 1 до 8 отражает качественно иную коренную характеристику и соответствует уровням от 1 до 8 в Таблице 2. Предполагается, что подобно тому, как последующие слои луковицы покрывают все предыдущие, каждое новое измерение личности включает в себя все предшествующие ему характеристики. Каждая из менее сложных коренных характеристик оказывает влияние на характеристики более сложные. Например, изменения в восприятии или эмоциях способны повлиять на действия или отношения. Следует отметить, что эта модель допускает и обратное. Например, перемены в действиях или отношениях могут оказать влияние на восприятие или эмоции. Подобного рода обратная связь представлена в Таблице 2 стрелками, направленными в обе стороны.
Модель соотносит такие коренные человеческие характеристики, как физические атрибуты, способность воспринимать, мышление, способность чувствовать, выбирать, действовать, творить и вступать в отношения, с теми измерениями человеческой личности, которые определяют образ Божий. Эта модель позволяет нам соотнести любой из низших уровней коренных характеристик - восприятие, мышление, чувство - с образом Божьим. Однако образ Божий в человеке находит свое наиболее полное выражение в человеческой способности вступать в отношение с собратьями-людьми и с Творцом. Таким образом, данная модель предоставляет нам инструмент, позволяющий интегрировать рассмотренные ниже в нашем докладе четыре категории образа Божьего, предложенные Клайном (1969), в простую концептуальную структуру.
Представленная в Таблице 2 модель повышает зрелость христианского мышления. Она дополняет его структурированной формой и увязывает с литературой по психологии. То есть, выражаясь терминами Мадди (1972), она предлагает модель коренных характеристик человеческой личности.
Вряд ли можно рассчитывать на то, что теоретики личности в обозримом будущем придут к полному согласию. Ратсш (1986) полагает, что “на восприятие человека оказывают определенное воздействие его ожидания, склад ума, концептуальная основа и, в некоторых случаях, особые верования”... и что “восприятие есть процесс активный, но... никак не пассивный, при котором то, что находится вне нас, передает объективную информацию нашему уму через нейтрального посредника - органы чувств” (Стр. 49). То есть, любые выводы относительно природы человеческой личности будут нести на себе следы личных убеждений исследователя. А поэтому исследователи, занимающиеся теорией личности, попадают в типичную уловку 22. По этой причине чрезвычайно маловероятна возможность того, что теоретики личности смогут в ближайшее время придти к адекватной точке зрения на теорию личности человека без помощи божественного откровения.
Значение для христианских педагогов
В чем же, в таком случае, значимость этой теории для христианских педагогов? Достаточно отметить хотя бы три пункта:
(i) Стоит задуматься о тайнах человеческого восприятия и мышления, о том, как человек мыслит, выбирает, действует, творит и вступает в разнообразные отношения, и неизбежно тебя охватывает чувство благоговейного изумления. Как, например, мы создаем для себя картину мира, выстраивая ее на основании той информации, которая посредством электрохимических импульсов поступает от сенсорных нервных окончаний и из других областей нашего мозга? Нашу учение должно отражать это чувство изумления.
(ii) Вряд ли нам удастся придти к верному пониманию человеческой природы, если мы не включим в теорию те измерения личности, который ясно очерчены в Писании - например, способность человека выбирать. Следует постоянно помнить о том, какие богословские выводы следуют из того материала, который мы преподаем. Все преподавание теории психологии должно строиться в соответствии с принципами Писания.
(iii) Как уже говорилось во вступительной части нашего доклада, люди были сотворены совершенными во всех отношениях, но грехопадение исказило образ Божий в человеке. Способности человека воспринимать органами чувств, мыслить, испытывать эмоции, выбирать, действовать, творить и вступать в отношения, оказались ослаблены и искажены. Задача христианского образования заключается в том, чтобы восстановить в людях образ их Творца. Она включает в себя не только восстановление правильных отношений с Богом, но затрагивает и все те сферы, которыми этот образ определяется - человеческие отношения, сексуальность, сознание, творчество, наши отношения с окружающей средой и все те коренные характеристики, на которых онистроятся. Поистину грандиозная задача!
Библиография
Andreason, Niels-Erik. Made in the Image of God. Ministry. Vol 55 No 1 (January, 1982); p. 13-15.
Barth, K. Church Dogmatics III\1 Translated J. W. Edwarts et al; Edinburgh: Clark, 1958.
Berkouwer, G.C. Man: The Image of God, Translated D. Jellema. Grand Rapids: Eerdmans, 1962.
Buber, Martin. Between Man and Man. London: Collins Clear-Type Press 1947.
Clines, D.J.A. The Image of God in Man. Tyndale Bulletine 19. London: Tyndale Press, 1968.
Eccles, Sir John and Robinson, Daniel N. The Wonder of Being Human. London: Free Press, 1984.
Gerstner, John H.. The Origin and Nature of Man. In Carl F. H. Henry, Ed., Basic Christian Doctrines. Grand Rapids: Baker Book House, 1962.
Holmes, Arthur F. Contours of a World View. Grand Rapids: Eerdmans, 1983.
Jewett, Paul K. Man as Male and Female. Grand Rapids: Eerdmans, 1983.
Maddi, Salvadore R. Personality Theories: A Comparative Analysis. Homewood: Dorsey Press, 1972.
Ministerial Association, General Conference of Seventh-day Adventists. Seventh-day Adventists Believe. Washington D.C.: Review and Herald, 1988.
Morris, Desmond. The Naked Ape. New York: McGraw Hill, 1967.
Ratzsch, Del. Philosophy of Science. Illinois: Inter-Varsity Press, 1986.
Schaeffer, Francis. He is There and He is Not Silent. London: Hodder and Stoughton, 1972.
Sire, James W. The Universe Next Door. Illinois: Inter-Varsity Press, 1976.
Skinner, B.F. Beyond Freedom and Dignity. New York: Knopf, 1971.
Van Leeuwen, Mary Steart. The Person in Psychology. Leicester; Inter-Varsity Press, 1985
Walsh, Brian J., and Middleton, J. Richard, The Transformed Vision. Downers Grove; Inter-Varsity Press, 1984.