Бенджамин Д. Шон
Психо-социальная необходимость в системе поддержки. Главная уязвимость в обычных ситуациях человеческой жизни.
Служители - такие же люди. Как и все, они проходят разные стадии в своем развитии: они сталкиваются с кризисами, которые являются частью земной нашей жизни; у них есть свои личные качества, которые определяют тенденции для разных видов потребностей. В их жизни могут существовать определенные факторы, которые делают их уязвимыми относительно несчастий, несбывшихся надежд, неверного направления в жизни, неверных действий или общего расстройства здоровья, что влияет на их физическое, ментальное, социальное или душевное самочувствие. В этой первой главе мы рассмотрим некоторые из этих факторов, которые не привязаны к какой-то одной роли, а просто к тому факту, что человек есть человек. Далее второй, и третий разделы этой главы расскажут о своеобразной (уникальной) уязвимости карьеры в пасторском служении и дадут общее представление о системе поддержки.
Переходные периоды а развитии взрослого человека.
Начиная с середины 70-х годов, несколько исследователей сообщили о том, что ими сделаны открытия н области развития взрослого человека. Два профессора общественных наук- Эллин М. Бреннон и Анн Вик, суммировали общие элементы этих исследований. и свели их в пять основных предположений:
1. Люди развиваются на протяжении всей своей жизни.
2. Жизнь развертывается поэтапно в процессе взросления.
3. Эти этапы делятся переходными периодами, которые иногда перемежаются кризисами.
4. Переходы дают возможность для роста.
5. Взросление следует рассматривать в смысле здоровья и сил, благодаря которым люди должны справляться с происходящими изменениями.
|
Вероятнее всего, наиболее значимую (ценную) теорию развития взрослого человека представил Даниель Дж. Левинсон. Он утверждает, что жизненный цикл включает в себя ряд сменяющихся стабильных периодов и переходных периодов. То, что он называет ранним и средним периодом взрослой жизни, иллюстрируется на рисунке 1. Каждый период имеет определенные задачи, которые, должны быть выполнены. Стабильный период- это время для того, чтобы “сделать твердый выбор, перестроить жизненную структуру и возвысить свою жизнь внутри этого периода”. Переходный период- это время для того, чтобы “подробнее рассмотреть и переоценить существующую структуру, вести поиск новых возможностей в себе и в мире и видоизменять существующую в данный момент структуру так, чтобы могла образоваться новая”. Потенциал человека содержит больше возможностей, чем заключено в любой жизненной структуре в каков-то определенное время. Переходные периоды дают возможность человеку отрегулировать изменить свою жизнь, что позволяет личности выполнить то, что было им упущено в ней самой. Часто это называется “само-актуализацией”. Это также и время, когда имеют дело с новыми обстоятельствами текущего возраста.
В переходный период 30-летнего возраста человек работает над недостатками и ограниченностью структуры своей текущей жизни. Этот человек испытывает давление необходимости делать выбор прежде, чем это окажется слишком поздно. Пока он может не достичь предполагавшейся карьера. Он может испытывать недовольство своими социальным статусом. Он может испытывать неудовлетворенность сложившимися обстоятельствами в своей семейной жизни и на работе.
|
Примечание: Читатель может обратить внимание на то, что часто используются местоимения мужского рода. Это происходит не потому, что автор оказывается признавать женщин, но в данном исследовании мужчинам отводятся главные роли как, по крайней мере, в церкви АСД. Более того, автор чувствует, что есть законное, разумное место для использования общих местоимений. А данное местоимение обусловлено случаем.
Переходный период, о котором так много написано, “это тот период в середине жизни, который часто называют “кризис середины жизни”. Ценности и значимость человеческой жизни являются центральными моментами. Человек может испытывать неудовлетворенность, утрату иллюзий, скуку или утомление. Он может начать пересматривать свои достижения ценить иные вещи, но все-таки ощущать себя в капкане. Женитьба для него потеряет свою притягательность. Может возникнуть чувство одиночества от отсутствии детей. Он может ощутить физические изменения в своем теле, начало каких-то болезней или уменьшение сексуальной потенции. Он может почувствовать, что его предпочитают более молодым людям. Он может начать сталкиваться с перспективой смерти. Священники сталкиваются с такими вещами также, хотя и в своем особом роде, своей особой ситуации. Кем бы ни был человек, а нем обычно происходят коренные изменения его личности, привычек, отношений в семье и с друзьями. Левинсон утверждает: “Все мужчины в этот период осуществляют некоторые изменения в своей жизни таким образом, что жизнь меняется обязательно в лучшую или худшую сторону, по сравнению с той, которой она была а начале”.
|
Хотя есть отдельные личности, которые, кажется, проходят через эти переходные периоды ровно и без изменений в своей жизни, большинство, все-таки, переживают значительные изменения. Согласно исследованию Левинсона, 62% пережили умеренный или сильный кризис а 30-летний переходный период и около 80% пережили его в переходный период среднего возраста. Слишком часто люди реагируют на это действиями, которые противоречат христианским принципам или которые приносят страдание другим людям. Однако этого на должно быть. Переходный период может оказаться возможностью к положительному росту. Определяющим фактором в этом является то, что, имеет ли человек адекватные ресурсы для того, чтобы оправиться с этими сложностями.
Относительно таких кризисов Бреннон и Вик утверждают, что: “Цель вмешательства- не изменить кризис, а укрепить способность к тому, чтобы справиться с ним посредством существующей структуры социальных групп”.
“Хорошие способности решать и справляться с проблемами не поддерживаются автоматически всю жизнь. Они связаны с определенным временем и ситуацией. “Не только “нормальное” детство гарантирует эмоционально-психологические инструменты, которые поведут человека по жизни. Неважно, насколько удачно мы приобрели умения в нашем первом физическом или социальном взаимодействии с окружающим миром, потому что эти умения должны постоянно улучшаться и расширяться”.
Хотя переходные периоды в развитии взрослого человека делают его уязвимым перед психо-социальными дисфункциями, имеющиеся резервы к возможности справиться с трудностями могут внести различие между увеличением и уменьшением этих трудностей.
Стресс и кризисы
Кроме обычных этапов развития, которые меняют человека, существуют также такие случаи стресса и кризиса, которые могут возникать в любое время, по отношению к которым мы все уязвимы. Например, все мы в конце концов сталкиваемся со смертью близких нам людей. иногда с нами случаются неприятности или мы заболеваем. Кроме того, могут происходить конфликты дома и на работе.
Такие вещи оказывают на нас давление и вызывают ответную реакцию у нас, называемую стрессом. Стресс может оказывать либо положительный, либо отрицательный эффект. Если его влияние оказывается отрицательным, то он называется “разрушительным”, как называл его основоположник учения о стрессе Ганс Сели. Кризисэто серьезный разрушительный стресс, который требует принятия решений, адаптации к нему или изменения. Если произойдет одновременно слишком много кризисов, то это может привести н тяжелым осложнениям в здоровье. Морс и Ферст перечисляют большой круг проблем, связанных со стрессом. Физиологические условия включают в себя кардиологические заболевания, раковые, депрессию, головные боли, боли а позвоночнике, диабет, язвы, аллергические заболевания, ревматоидные артриты, образование бородавок, подагры, зубной кариес, поседение волос и образование перхоти и т.д. Нарушения, связанные со стрессом, могут привести к алкоголизму, ожирению, курению, употреблению наркотиков, несчастным случаям, разводам, банкротству и самоубийствам. Стресс также приводит к преждевременному старению.
Томас Дж. Холмс и Ричард Х. Рай установили величину, цифру, согласно которой каждый из 43 жизненных случаев дает стрессовую ситуацию. Смерть одного из супругов дает самую высокую цифру в 100. Другие примеры включают в себя развод (73), личная обида или болезнь- 53, отстранение от дел, пенсия (45), перемена в ходе жизненного пути- 35, перемена места жительства- 20, нарушение закона- 11. Вы можете проверить себя, прибавляя эти величины для каждого события жизни, с которым вы сталкиваетесь а течение года. В своем исследовании Холмс и Рай обнаружили, что ВО,”,’ тех, чей счет (сумма) оказывалась ЗОО или выше, подвергались сильному стрессу, переносили сердечные приступы или у них развивались иные серьезные заболевания. Из тех, чей счет составлял от 150 до 300, подобным воздействиям подвергались 53% и 33%. из тех, чей счет составлял только до 15О.
Научно-исследовательский центр по религии и обществу теологической семинарии Ланкастера опросил (обследовал) группу священников с целью выяснения, с какими жизненными ситуациями, создающими стресс, им приходится сталкиваться. Они пришли к выводу, что “пасторы переживают жизненные стрессы приблизительно также часто, как и обычный человек”.
Тот факт, что стрессовые ситуации часто ведут к отрицательным последствиям, не означает, что они неизбежны. Существует множество людей, ведущих жизнь с высокой степенью стресса, однако они не заболевают. Что отличает людей, которые остаются здоровыми, от тех, кто заболевает? Вильям А. Миллер выделил несколько факторов поведения и отношения к жизни, которые свойственны для тех, кто испытывает срывы (особенно он обращает внимание на интеллектуальные срывы, заболевания):
1. По той или иной причине они обычно боятся выражать свои истинные чувства.
2. У них не было возможности обговаривать свои конфликты и стрессовые ситуации. У них не было слушателей.
3. Те люди, с которыми они пытались говорить, на самом деле не слушали или не слышали их.
4. Обычно они чувствуют, что одной только силой воли они могли бы преодолеть свои проблемы, хотя они и не понимают, в чем эта проблема состоит.
5. Они отказываются от реальности и уходят а свой собственный мир, менее болезненный, менее беспорядочный, менее требовательный мир, в котором меньше ответственности и где нужно принимать меньше решений.
С другой стороны, Майя Пайнс предлагает комплиментарную работу, в которой рассматривает тех людей, которые остаются здоровыми. Имеющиеся социальные ресурсы в человеке являются важным фактором в защите людей от болезнетворного воздействия стресса. В этой работе на протяжении 5 лет прослеживали жизнь 10000 мужчин в Израиле в возрасте 48 лет или старше с целью выявить у них тенденцию к грудной жабе- форме сердечного заболевания. Среди мужчин с высокой степенью риска меньше всех эта проблема коснулась тех, у кого были любящие жены, поддерживающие их в трудную минуту. И в большей степени это коснулось тех, чьи жены были холодны. Исследование, проводившееся в течение 9 лет н округе Аламеда в Калифорнии, показало, что мужчины 5О-летнего возраста, которые находились в категории с высокой степенью риска из-за своего низкого социально-экономического статуса но которые имели высокий индекс в сфере социальных отношений, в действительности жили дольше, чем мужчины с более высоким статусом, но с более низким индексом в сфере социальных общений.
Стрессовые и кризисные ситуации в жизни бывают у каждого из нас. Но тот факт, что мы уязвимы перед их лицом, не означает, что они могут нас подавить. Множество запасных резервов, помогающих преодолеть стрессовые ситуации, как психологического, так и социального характера, позволяют человеку управлять этими жизненными ситуациями конструктивным образом.
Личностные характеристики
Некоторым людям просто в силу их особенного склада характера требуется, или они сами этого хотят, больше помощи, чем другая. Морс и Ферст объясняют несколько генетических факторов, которые делают людей уязвимыми перед стрессом. Например, у чувствительных людей организм высвобождает слишком много адреналина и неадреналина, что заставляет их слишком резко реагировать на стресс, а это легко приводит к повышению кровяного давления и связанным с этим болезням. Физическое и умственное состояние человека может повлиять на необходимость оказать ему помощь. Отдельные люди полагают, что организм действует под действием биоритмов. И в трудные дни человек особенно может быть уязвим, подвержен заболеваниям. Предшествующий жизненный опыт, особенно опыт детских лет, может повлиять на способность человека справляться со стрессовыми ситуациями в настоящем. К подобным факторам можно отнести и ряд поведенческих навыков, которые человек приобрел в жизни, а именно: уверенность в себе, способность к решению проблем и выдержка а конфликтных ситуациях.
Кроме того, существуют различные свойства характера. Майер Фридман и Рэй Х. Розентэн выделяют индивидуальность типа Аочень перегруженный человек, добивающийся своего, однако тоже склонный к заболеваниям, вызванным стрессом. В противоположность этому типу, индивидуальность типа В- пассивный человек, сдержанный, не честолюбивый, но также и без склонности к переживаниям от стрессовых ситуаций.
Дэвид К. Макклеланад разделил людей по мотивации, которая у них имеется. У одних есть стремление к власти и престижу, другие стремятся к установлению дружеских связей. Те, у кого имеется сильное стремление к власти, но выражение этого стремления подавляется, подвергнутся особенно сильному влиянию стресса, когда они окажутся в ситуации, угрожающей этой мотивации. И наоборот, человек, мотивацией которого является установление дружеских связей, не будет заболевать из-за стрессовой ситуации, угрожающей власти. Маккелланд делает вывод: “В общем, когда стресс связан со склонностыо человека к доминированию, вероятнее всего, стресс будет связан с болезнью”.
Пайнс опубликовал научное исследование Сюзанны К. Кобаза и Сальваторе Р. Мадди, которые выявили, что люд,, способные противостоять стрессу, это люди, у которых имеется особый подход к жизни. Они способны к изменениям, у них есть чувство причастности ко всему, что они делают и у них есть чувство контроля над событиями. “Они выигрывают на “вызове” (рассматривая изменение как вызов, а не как угрозу), “действии” (противоположности бездействию) и “контроле” (противоположности бесконтрольности)”. И те, кто расценивают стрессовые ситуации в таком смысле, оказывается, остаются здоровыми, несмотря на давление стресса. Те, кто не могут поступать таким образом, часто не справляются со стрессовыми ситуациями. Эти исследователи уверены в том, что, научив людей иначе относиться к стрессовым ситуациям, они будут бороться с причинами стрессовых ситуаций и создадут психологическую защищенность.
При всем при том, существует множество личностных (персональных) качеств характера. В разработке Раймонда Б. Кэттла “16 вопросов о личностном факторе” (16 PF) перечислены 16 основных личностных факторах и 8 второстепенных. Похоже, что существует бесконечное количество комбинаций, так как эти факторы взаимодействуют друг с другом. Например, люди с низким фактором “С” менее змоциально устойчивы и могут нуждаться в большей поддержке и уверенности в себе. Люди с высоким фактором “1”, оказывается, требуют к себе больше внимания, и, другие люди должны им уделять это большее внимание. А людям с низким фактором “Q2” нравится присутствие других людей и им хочется получать от них поддержку и советы. Эти примеры показывают, как потребность человека в помощи может определяться его личностными характеристиками.
Кроме общих моментов уязвимости, присущих асом людям существуют особые аспекты карьеры священнослужителя, которые могут угрожать благосостоянию этого священнослужителя. Это и будет темой следующей главы.
Особая уязвимость в карьере духовенства.
Перспектива
Рассказывая о карьере духовенства, некоторые говорят об успехах своего прихода, о славе напыщенно, а другие с меланхолической грустью и заунывностью от всех переживаний, разочарований и сложностей; говорят о том, “почему я оставил пасторство”. Джеймс Д. Глассе подчеркивает, что обе эти крайности не дают священнослужителю взглянуть а лицо действительности и принять на себя ответственность за свое положение. Кто-то может спросить, действительно ли карьера священнослужителя имеет какие-то особые свойства которые оправдывают особое к ней внимание. Тем не менее каждый человек гложет назвать сложности своей профессии, о которыми он ищи она сталкиваются. Питер Друкер, плодовитый писатель в области делового менеджмента, подчеркивал в своей, в некотором роде, сатирической статье, озаглавленной “Беспредельные мученики”, именно это:
“В этой стране не существует ни одной дотошности, профессии, работы, которую бы ни неверно поняли, отвергали, недооценили, невзлюбили и т.д. Нет таком профессиональной группы, у которой бы неуклонно не снижался бы общественный статус и способность привлекать молодых. 2/3 зубных врачей не желают, чтобы их дети становились зубными врачами свидетельствует один из опросов. Другие исследования приводят похожие тревожные цифры для профессий адвокатов и банкиров, водопроводчиков и нянек. Наука, как профессия, “имеет небольшую привлекательность для молодых американцев сейчас заключает Маргарет Мид в своем опросе, приведенном выше: “наиболее способные молодые люди идут охотнее н правительство, чем в бизнес”, - говорится на каждой конференции персонала вице-президентов. И наоборот, правительственные агентства имеют такие данные и цифры, которые решительно доказывают, что способные молодые люди не ищут государственных постов, а идут в бизнес. Инженеры жалуются на то, что самые даровитые из молодежи подпадают под притягательность чистой науки; учителя жалуются на то, что самые лучшие т в научные исследования, а исследователи, научные работники - на то, что самые способные из молодежи жаждут получить богатую жизнь, которую судит им промышленность. Я уверена, - пишет автор, - что зловещие сообщения, представляемые на профессиональных сборищах мафиози, предупреждают, что самые способные из молодежи Сицилии больше не хотят идти по дорожке их предшественников”.
Друкер на это сказал: “ерунда”. И на более серьезной ноте он заключил: “Ни одна должность, ни одна профессия н этой стране не подвергается гонениям и не отвергается... Мы страдаем от потакания жалости к себе в огромных размерах”.
Цель данного исследования не в том, чтобы выпросить какое-то особое предпочтение, и не в том, чтобы поощрить священнослужителя испытывать жалость к себе, и не в том, чтобы найти расположение пасторства. Но так как и всякая профессия имеет свои собственные особенности, духовенство имеет определенные формы и динамику с вытекающими из этого последствиями, которые могут быть изучены на законном основании. Если каждая профессия и в конечном счете каждый человек намеренно игнорирует необходимость брать ответственность на себя, чтобы гуманизировать свою ситуацию, то действительно не будет никакой необходимости в мучениках. Джид Миллс и Веч представили свое исследование экс-пасторов в следующем виде:
“Служение- это не узел невзгод или профессиональная волосяная рубашка (как для экс-пасторов, так и для пасторов)- хотя, конечно, бывают и исключения из правил. Большинство рассматривают служение, как достойный призыв с удивительными возможностями и чрезвычайно важными целями. Наша задача в подробном рассмотрении, причин оставления этой профессии не в том, чтобы рассказывать жалостные истории о священнослужителях, а показать, что так как эта работа, пребывающая в среде основного социального института, то существует система давления и культурных тенденций, которые видоизменяют саму концепцию пасторства и те образцы своего строения, которым оно будет следовать в будущем. Можно заглянуть и повыше идеосинкратических видов каждого экс-пастора на структурные влияния для всей церкви”.
Есть люди, которые считают, что легко написать о проблемах и самом пасторе, который обескуражен и столкнулся с каким-то кризисом, сделав для этого малозначащие комментарии о его неспособности переносить трудности, недостатке веры или о его независимости. И так некоторые молодые пасторы и поступали. Такая реакция часто является нереалистичным отрицанием собственной уязвимости. Джон К. Харрис метко заметил: “Сверх-простое психологическое объяснение, подобное тому, что “загруженные пасторы это неврастеничные люди” - не соответствует фактам”. Он подчеркивает, что существуют культурные факторы и факторы, объясняемые системой профессии, которые находятся вне контроля самого священнослужителя. Это не означает, что пасторы беспомощны. Есть вещи, которые почти невозможно изменить, но существуют способы нейтрализовать болезненные элементы. Но прежде, чем оказать такую помощь, необходимо описать профессию пастора, служителя.
Моральное состояние священнослужителя и отставка
Научные исследования, действительно, указывают на то, что церковные пасторы страдают от периодов низкого морального состояния, а иногда, когда стресс становится слишком велик, они отказываются от должности и слагают с себя свои обязанности. Недавно научно-исследовательский центр по религии и обществу в Теологической семинарии Ланкастера завершил исследование (опрос) священнослужителей на Конференции центра Пен Объединенной Церкви Христа. Они определяют низкое моральное состояния в следующем смысле: “Опыт низкого морального состояния - это любое отрицательное чувство или ощущение, которое испытывает священнослужитель, и которое уменьшает эффективность и энтузиазм работы пастора. Например, чувство потери надо, чувство, которое является подавляющим, потеря направления или опыт тщетности относительно служения, указывают на низкое моральное состояние. Опыт низкого морального состояния может быть относительно коротким эпизодом, делящим месяц или около того, а может быть и хроническим состоянием.
“84 % респондентов имели такой опыт низкого морального состояния. Более того, около 2/3 с трудом открыто говорили о своем сложном моральном состоянии с другими. Это были те люди, у которых случались частые и длительные неприятности. У них также наблюдалась тенденция к служению в церквях с падающим посещением. Было замечено также, что опыт низкого морального состояния происходил из-за, в основном, организационных стрессов в самой церкви, а не из-за стрессовых ситуаций в личной жизни”.
Изучение стресса среди духовенства, опубликованное в 1971 году Советом по изучению духовенства было основано на исследовании 5000 протестантских священнослужителей, 21- различного вероисповеданческого направления. Из всех этих опрошенных пасторов 3/4 пережили периоды большого стресса в своей службе. 2/3 из них имели стрессовую ситуацию более одного раза. Каким же был их стресс?
“По опыту этих священнослужителей, он оставил неприятные ощущения. Душевные и физические страдания, беспокойство и неопределенность, неуверенность были упомянуты 40 % из опрошенных. 14 % других испытывали подавленность, печаль, скорбь или обиду а 7 %- страх.
Кроме того, 1/4 часть опрошенных упоминали о своих сомнениях относительно своей компетенции, чувства беспомощности или личного несоответствия месту. Другие 4 % описывали ощущение крушения, поражения, стыда или вины, Приблизительно один человек из четырех подчеркивал, что его проблемы возникли из других проблем, и это привело к возникновению чувства ярости, гнева, презрения, негодования, отчуждения, предательства (измены) и чувств, подобных этим.
И только 8 % упомянули <физические симптомы, такие как болезнь, чувствительность или сверхутомляемость”. Как и а предыдущем исследовании, источником проблемы были, главным образом, проблемы, связанные с работой, конфликты с прихожанами на личном или идеологическом фронте, личностные столкновения, работа сверх меры, проблемы общения, проблемы, связанные с работой, и чувство крушения планов и незавершенности в работе.
Когда эти проблемы превысят предел терпения человека, многие покидают местный приход и либо полностью меняют профессии, либо вероисповедание, либо уходят преподавать. Джуд, Миллс и Беч подчеркивают, что пасторы не сильно отличаются от экс-пасторов в пристрастиях, надеждах, разочарованиях, связанных с работой или удовольствиях. Просто они находятся по противоположным сторонам баланса (равновесия) от надежды к крушению надежды. Пасторы - это те, кто продолжают надеяться на выполнение, завершение, осуществление своей миссии. Экс-пасторы - это те, над кем их фрастрация, крушение надежд, одержало верх. Ежегодно 1 % действующих пасторов Объединенной Церкви Христа покидают пасторство. Это довольно скромная цифра. Но это выглядит серьезнее, когда пастор оставляет свое место, чем когда другие люди меняют свою профессию, потому что посвящение в духовный сан считается обязательством на всю жизнь.
Другие исследователи называют более высокий процент таких отступников. Марвин Т. Джуди опросил более 1000 своих студентов в Пернинском теологическом учебном заведении. Он выявил 4 категории среди них. 48 % были им классифицированы как “пасторально-довольными”. Они были довольны и счастливы своей профессией. 16 /, он назвал “изначально-непростыми”. Они были неудовлетворенными, беспокойными или даже думали об уходе. Другая группа состояла из тех, кто еще считал себя пасторами, но служили в смежных областях, таких как учительство, капелланство, или в вероисповеданнеческой работе. Их он назвал “смежниками” и их было до 26 % в его исследовании. И, наконец, были и такие, которые утратили свои пасторские верительные грамоты и уже не служили под началом властей данной церкви. Их он назвал “законченной” группой. Таких было 9 %. Другое исследование проследило постоянство в избранном пасторском служении у 572 выпускников семинарии из 14 школ через 15 лет после их окончания. Почти 8,”’. из них уже были связаны с пасторской службой. Эти примеры достаточны для того, чтобы сделать заключение о том, что значительное количество пасторов испытывают трудности в течение иногда длительного, иногда короткого периода времени. Исследование ICM пасторов Церкви АСД на севере Америки показало, что “общее, моральное состояние большинства пасторов высоко, но реально существующее меньшинство борется с некоторыми сомнениями и неуверенностью, связанной с их призванием”. С какими же основными проблемами они сталкиваются? Вот о чем мы поговорим в следующих разделах.
Ролевые конфликты
Именно Самюэль В. Близзард, в чьих исследованиях впервые отмечалось влияние современного общества на профессию пастора, и начал движение в защиту бережного отношения к пасторам. То, что он открыл и обнародовал в середине 1950-х гг., было то, что пасторы попали в конфликт ролей. Близзард свел основные задачи пастора к б основным ролям: проповедник, пастор, священник, учитель, организатор и администратор. Этот порядок расположения отражает первенство, которое пасторы отдавали этим ролям, так как их готовили в семинарии по обучению, по богословию и а силу своих привычек. Но современность требует того, чтобы этим ролям отводились совсем другие места. Административная работа отнимает большую часть времени. И не важно, насколько по-разному пасторы намеревались выполнять эту работу, все они в конце концов делали одно и то же, как обнаружил Близзард. Им приходилось заниматься, в основном, тем, что, как они чувствовали, было наименее важным. Более того, церковь не давала пастору адекватного оправдания или практической подготовки для выполнения этой работы. И это, как говорил Близзард, было “дилеммой для пастора”.
С момента сообщения Близзарда, исследования ролевых конфликтов в пасторстве умножились и стали довольно многоплановыми в своем анализе. Мы, например, знаем, что “роль передатчика” это люди, которые ожидают что-то от главного, центрального лица, в данном случае от пастора. “Передатчики” или группа передатчиков составляют амплуа игрока в этой роли и устанавливают “роль последовательности”. К ним относятся члены религиозного братства (конгрегации), церковные служители, пасторы, руководители приходов, руководители сообщества (общин) и т.д. желание роли передатчика в действительности является “ролью пресса”, так как передатчик старается повлиять на получателя, чтобы соответствовать его ожиданиям. Способность пастора быстро и эффективно переходить от одной роли к другой является “ролью гибкого перехода”. Если ожидания роли передатчика неясны или неверны, то роль получателя получает опыт “роли неопределенности”. Когда две или более роли ожидания смешиваются друг с другом или противоречат друг другу, возникает “роль конфликта”.
Роль конфликтов может возникать тремя путями. Существует “внешняя” роль конфликта, где передатчики могут прийти в противоречие друг с другом относительно ожиданий для пастора. Например, некоторые члены церкви могут полагать, что пастору необходимо находиться на строительной площадке, руководя строительством; другие могут подумать, что работа пастора заключается в том, чтобы посещать дома членов церкви; официальные лица церкви могут ожидать от него, чтобы он занимался евангелизацией.
Далее, во-вторых, существует “внутренне-внешняя” роль конфликта, когда самооценка и самоосознание человека находятся в конфликте с ролью, которую, как предполагают другие, должен выполнять этот человек. Конфликтные чувства, относящиеся к административным задачам, как заметил Близзард, подпадают под эту категорию. Исследование ICM выявило, что тот же самый конфликт действует среди пасторов церкви АСД. Самой большой круг крушения надежд и разочарований был мотивацией мирян, административной работы, связанной о проблемами членов церкви и совета церкви, деловых проблем и собраний комитета. Источником самого глубокого удовлетворения было проповедование, личностная евангелизация, посещение людей и массовая евангелизация. Бывают ситуации, когда пастор чувствует необходимость принять какую-то точку зрения относительно определенного морального момента, но конгрегация выбирает спокойный “статус кво”. Позиция пастора на совете и способ его помощи в организации церкви часто входят в конфликт с ожиданиями конгрегации. Оказывается, миряне хотят более поверхностного влияния и участия пастора. Или хочется, чтобы он работал для них, а пастор ищет более глубокой роли, позволяющей им лучше выполнять работу для себя. Внутренне-внешний ролевой конфликт может также существовать между пасторами и официальными лицами деноминации, пэрами и членами общины. Положение может стать угрожающим, когда собственные ценностные представления пастора и внешние ожидания усилятся. Ему хочется быть честным, чистым человеком, хотя и ответственным и отзывчивым для своей паствы.
В-третьих, какой-то ролевой конфликт является “внутренним”. Пастор может сам себе создать внутренние конфликтные ожидания. Он может оказаться между двумя, в равной степени важными для него ценностями, такими как церковное служение и его семья.
Есть и еще одна ситуация, которую можно воспринимать Кан определенный ролевой конфликт. Человек может ощущать давление со стороны других или со стороны своей собственной совести, направленное на то, чтобы выполнять больше обязанностей, больше работы, чем в действительности он может выполнить. Это называется “ролевой перегрузкой”. Если пастор пытается справиться с множеством разнообразных задач, возложенных на него, он может и часто становится, своего рода, работоалкоголиком. В исследовании, проведенном среди пасторов в Миннеаполисе, штат Миннесота, 85 % из них имели сложности с переработкой. Только 4 % пасторов имели специальную подготовку по менеджменту времени. Работа сверх меры может привести к физическим заболеваниям и умственному разбалансированию. Это может отрицательно повлиять на развитие его духовной жизни и его семью.
Люди других профессий тоже сталкиваются с ролевыми конфликтами. Но профессия пастора- это именно та профессия, особенности которой делают ее очень уязвимой перед лицом этих конфликтов. Спид Лиас перечисляет некоторые из этих особенностей:
“Пасторы сами распределяют свое время. У них нет руководителя, который непосредственно следил бы за тем, что они делают.
Существует перечень неписаных ожиданий, которые, предполагается, что он должен знать, но которые не оговорены а контракте, относительно того, что собою представляет их работа.
Предполагается, что они должны выполнять обширный круг работ, начиная от проповедования и обучения, до участия в совете церкви и организационно-административной работе.
Обычно они работают одни, выполняя свои обязанности, и не работают в союзе со своими партнерами или парами.
У них нет ясного разделения своей работы, семьи, от а и собственной личности.
У них мало бывает в конце дня ощутимых дел, событий, которые по их мнению были бы законченными.
Их работа осознается не всеми и поэтому их иногда спрашивают “Что же вы делаете между двумя воскресеньями?”
Некоторые ролевые конфликты должны предвидеться и, может быть, полезны в проповеднической задаче пастора. Но большая их часть совсем не нужны и являются препятствием для развития церкви и истощают пастора и уменьшают удовлетворить его жизнью. Дональд Смит говорит об этом так: “Это совсем не то, как если бы священнослужитель оказался между перекрестным огнем снайперовавтоматчиков. Более точная аналогия- это огонь, ведущийся из пулеметов, гранатометов или ракетных установок, вокруг него одновременно.
Такая ситуация оправдывает инвестиции в ресурсы, которые укрепляют пастора в намерении заниматься всеми этими делами без вреда для себя.
Пасторальный пьедестал
Мистическое окружение “призыва” Господа, некоторая “отстраненность”, которая приходит с принятием духовного сана, и символическая природа положения пастора приводят к тому, что он становится на пьедестал по отношению к обычным людям. Психиатр Луис Макберни перечисляет причины, по которым прихожане способствуют созданию пьедестала:
“...необходимость во всемогущем, благочестивом, благотворительном отце; выражение в обще-американском стремлении и почитанию героя; желание иметь личного верховного священника и слишком часто обращаться н Христу через посредника."
Ему вторит Брукс Холифилд, которыми говорит, что люди стремятся н созданию героев согласно своим желаниям и потребностям. Они возлагают на пастора те идеалы, которые видят в человеке без таких проблем, и который может помочь им. Оскар Эггерс называет некоторые из этих идеалов:
“Среди качеств, которые прихожане особенно ценят в своем пасторе, находятся: отсутствие сомнений, напряжения, отстраненности от забот, знакомых, свойственных всем а наше время. Устоявшееся общественное мнение, вероятно, полагает, что пастор должен быть горой, на которую можно положиться самим прихожанам, членам их семей, их друзьям и знакомым и которых можно воспринимать как опору а жизни”.