Экологическая безопасность - сложное определение. Определений существует много. Определение, которое закреплено в ФЗ «Об охране окружающей среды» звучит следующим образом: Экологическая безопасность - это часть национальной безопасность, состояние защищённости личности, государства и общества от негативного воздействия со стороны окружающей среды. Задача гос-ва: обеспечить такое состояние окружающей среды, чтобы здоровью и жизни человека ничего не угрожало.
Слайд 6
Экологическое право как наука – система знаний о правовом регулировании экологических отношений (наиболее важных и социально-ценных). Как право различных стран регулирует экологические отношения.
ЭП как учебная дисциплина. Здесь всё то же самое, как и в науке. Те же самые показатели, только ограничено этой учебным планом, формой обучения. По сути курс экологического права в университете, где-то еще.
Состоит из 2-х частей: общая или особенная. Общая - комплексные вопросы (право собственности, ответственность, экологический вопрос, мониторинг, экологическая экспертиза и тд). Особенная часть - состоит из природоресурсного зак-ва (лесное право, горное право, зак-во об использовании особо охраняемых природных объектов, воздушное, водное право и тд. То есть особенная часть состоит из подотраслей.
Слайд 7
Законодательство.
Развитие законодательства по охране природы в России условно можно разделить на три периода - до 1917 года, в период Советского Союза и в постсоветское время.
До 1917 года в законодательстве предусматривались положения, направленные на охрану отдельных природных объектов. Например, в Пространной редакции «Русской Правды»1016 года предусматривался штраф за уничтожение или повреждение борти (улья), причем законодатель разделял различные состояния улья: за приготовленную к зиме борть размер ответственности был вдвое меньше; отдельно оплачивалась стоимость убийства пчел, прогона пчёл, под страхом штрафа запрещалось убирать метки права собственности на борть и её разрушение. Статья 69 Пространной редакции Русской Правды устанавливала ответственность за кражу бобра, указанные 12 гривен были значительной суммой для того периода. Однако, не корректно говорить о том, что данные нормы можно отнести к природоресурсному или экологическому праву, вероятно такие нормы регулировали отношения собственников по поводу использования принадлежащих им ресурсов.
|
Важность выделения таких норм можно объяснить тем, что уже в те времена люди разрабатывали правовые нормы, направленные на защиту этих объектов, разрабатывался методологический аппарат охраны природы.
Следующей важной вехой развития законодательства стоит считать установление взаимосвязи животного мира и иных природных ресурсов; важность охраны среды обитания животного мира в целях его сохранения. Отследить этот шаг можно в действиях по сохранению пушного промысла, поскольку продажа пушнины составляла значительную доходную составляющую казны, его существование было экономически выгодно государству, взимавшему особый налог (ясак). Так, в мае 1662 г. Сибирский приказ в наказе новому Нерчинскому воеводе Л.Б. Толбузину, помимо контроля за действиями казаков и служилых людей в отношении ясачного населения, требовал, чтобы воевода и его администрация следили за тем, чтобы охотничьи угодья не сокращались и не опустошались. Леса, в которых велась добыча пушнины, назывались пушными, они подлежали особой охране6. Такое управление свидетельствует о понимании важности сохранения леса, для существования животных.
|
Значительное развитие законодательства произошло в имперский период. В это время введен запрет на охоту в период размножения животных, кроме хищников, установлена ответственность за незаконную охоту, нарушающую эти сроки. В последствие данные положения получили развитие: защита места икрометания рыбы, дифференцированы сроки охоты для 3 широтных зон, введена платность пользования объектами животного мира.
Законодатель начинает учитывать особенности видов животных, закладываются основы нормирования добычи ресурса, устанавливали контроль над численностью животного мира, регулирование животного мира осуществляется по видам животных, птиц и рыбы
Подводя итоги рассмотрения дореволюционного периода можно отметить то, что на его протяжении происходит становление правового регулирования животного мира; его прообразом выступают казуальные нормы имущественного порядка, они направлены на охрану объектов животного мира как собственности владельца определенной территории, при правовом регулировании не учитываются особенности животных и рыб, как специфического объекта, оно осуществляется бессистемно и лишь в части видов, задействованных в экономическом обороте, не учитывается попутное истребление невыгодных видов животных.
|
Советский период:
В начале XX века под эгидой Академии наук предполагалось создать специальное учреждение для контроля за охраной природы, и в 1915-1916 годах был даже подготовлен проект Закона об охране природы, однако осуществить его не успели.
В начале 20-х годов XX века, с приходом советской власти и с национализацией всех природных ресурсов, был принят ряд законов: Земельный кодекс РСФСР (1922), Лесной кодекс РСФСР (1923), декрет СНК РСФСР "О недрах земли" (1920), постановление ЦИК и СНК СССР "Об основах организации рыбного хозяйства Союза ССР" (1924), декрет СНК РСФСР "Об охоте" (1920), декрет СНК РСФСР "Об охране памятников природы, садов и парков" (1921), декрет СНК РСФСР "О санитарной охране жилищ" (1919).
С началом 1930-ых годов закрепился природоресурсный подход к правовому регулированию; он заключался в регламентации отношений в части изъятия природных ресурсов: стремлению к максимизации таких изъятий, минуя экологические требования. Вектор развития природоохранной деятельности государства с 1930-ых по 1960-ые года был направлен в обратную сторону; сокращались территории заповедников, мнение экологов игнорировалось, отстаивание экологических интересов могло повлечь политическое преследование.
До 1970-х годов проблема защиты природной среды рассматривалась не как экологическая, а как санитарная, то есть с точки зрения влияния на здоровье человека. Однако затем приоритеты сместились, и в 1970-1980-х годах было принято новое природоохранное законодательство - Земельный кодекс РСФСР (1970), Водный кодекс РСФСР (1972), Кодекс РСФСР о недрах (1976), Лесной кодекс РСФСР (1978), Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" (1982), Закон РСФСР "Об охране и использовании животного мира" (1982). Тогда окружающая среда не рассматривалась как нечто целостное, а скорее как набор определенных, пусть и нуждающихся в защите, но разобщенных ресурсов. С другой стороны, необходимость природоохранных мероприятий уже вполне осознавалась, и тем сильнее, чем более природные ресурсы были вовлечены в хозяйственную деятельность.
В сентябре 1972 года Сессия Верховного Совета СССР установила охрану природы и бережное использование природных ресурсов как одну из самых важных задач государства.
Массовое общественное экологическое движение в конце 1980-х годов сыграло важную роль в становлении и развитии экологического права и законодательства, создании органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. В конце 1980-х годов был создан Государственный комитет СССР по охране природы. Тогда же было принято решение о создании нового Закона об охране природы.
В начале 1990-х годов было создано Министерство РФ по охране окружающей природной среды (Минприроды, затем Минэкологии).
В постсоветской России с момента возобновления деятельности Государственной Думы в 1993 году, было принято около трех десятков законов, касающихся экологии.
Какие акты были приняты? Рассмотрим действующую систему НПА, содержащих в себе нормы экологического права:
Слайд 8
Основополагающие нормы заложены в Конституции РФ: ст. 9 ч. 1 и ч.2: 36, 42, 58, 72.
Слайд 9
ст. 36; Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Законодатель устанавливает некие рамки осуществления правомочий собственника. Не работает правило моё – значит, что хочу то и делаю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Слайд 10
Основная статья – это ст. 42, которая закрепляет наше право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Граждане вправе направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
Далее все законодательство можно разделить на природоохранное и природоресурсное. Природоохранное – это по сути общая часть, в основу закладывается закон «Об охране окружающей среды» и другие, которые относятся к Общей части экологического права. Они регулируют отношения общего характера.
Основной кодификационный акт – Закон «Об охране окружающей среды» от 2002 г.
Это основной НПА, который регулирует огромное кол-во правоотношении в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Статья 1 содержит достаточно развёрнутый понятийный аппарат. Это здорово, ведь одна из проблем отсутствия кодификации — нет определенного понятийного аппарата.
Данный закон вводит перечень принципов ЭЗ.
ФЗ регулирует вопросы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования. Раз природные ресурсы находятся в гос. соб-ти, то нужно обеспечить управление гос. собственностью.
Говорится о правах и обязанностях граждан, об экономическом регулировании.
Многие аспекты отражены, но этот закон неоднократно критиковался по следующим вопросам: во-первых, данный закон носит во многом декларативный характер. Реализация дб опосредованна (каким-то другом образом). Второй недостаток закона - огромное количество отсылочных норм. Он не выполняет функции кодекса, поэтому отрасль некодифицированная.
Слайд 12
На ряду с ФЗ «Об охране окружающей среды» действуют иные природоохранительные законы: Закон «Об экологической экспертизе» 1995 года, Закон «Об отходах производства и потребления» 1998 года.
Слайд 13
Законы об охране здоровья граждан: Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 года, Основы законодательства об охране здоровья граждан 1993, «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», Закон «Об основах технического регулирования».
Слайд 14
Природоресурсовое законодательство: в этих законах учитывается специфика природных ресурсов. Основные законы: Земельный кодекс, Закон «О недрах» 1992, Лесной кодекс, Водный кодекс, Закон «Об охране атмосферного воздуха», Закон «О животном мире», Закон «О рыболовстве» (не понятен никому, читабельна только ст. 1), самый новый Закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» 2009 года.
Слайд 15
Подзаконные НПА: указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Должны соответствовать Конституции и Федеральным законам.
Общепризнанные принципы международного права и международные договоры являются частью правовой системы РФ, поэтому являются источниками права. Становятся обязательными в силу акта ратификации международного договора, который включает международный договор в систему источников! То есть не все МД источники права, а только те, которые указанным в законе способом ратифицированы.
Здесь следует упомянуть о важнейшем международном акте о Киотском протоколе 1997 года.
Подписавшие документ страны договорились о необходимости сокращения выбросов парниковых газов, которые вызывают глобальное потепление. Согласно документу, в период с 2008 года по 2012 год общий объем выбросов в атмосферу двуокиси углерода, метана и других промышленных газов должен быть сокращен на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года. Основной целью нового документа является обеспечение такого уровня снижения мировых выбросов, который позволить не допустить повышения общей температуры на Земле более, чем на 2 градуса. Это критическая точка, при которой, по мнению ученых, на планете будут происходить опасные и необратимые процессы вроде таяния льдов, повышения уровня вод, учащение наводнений и засух, резкое колебание погоды и др.
Интересен механизм реализации цели протокола. В соответствие с Киотским протоколом каждое государство получает определенные квоты на выброс в атмосферу вредных газов. Если какая-либо страна не использует полностью свои лимиты, то она имеет право их продать. По мнению экспертов ООН, такой механизм должен способствовать поступлению в развивающиеся страны значительных ресурсов, которые они могут использовать для борьбы с негативными тенденциями, вызванными изменением климата.
Более того,
Развитые страны в период с 2008 по 2012 год должны были на пять процентов сократить выбросы парниковых газов по сравнению с 1990м годом. Основные поставщики парниковых газов – тот, кто работает на угле. Атомная промышленность, ГЭС - они СО2 в атмосферу не поставляют, а вот теплоэлектростанции, работающие на угле, да. Основные страны-поставщики: США, Китай и РФ. Развивающиеся страны ничего могли не делать – главное, чтобы их выбросы не превышали показатели 1990-го года. У нас после подписания Киотского протокола сократился процент выброса парниковых газов на 20% по сравнению с 1990м.
Про международные рыночные механизмы. До Киотского протокола, который предусматривал торговлю квотами, был уже рыночный механизм – так называемый «долги на природу». У государств, у которых были государственные долги, им этот долг частично прощали (реструктурировали), но они обязались потратить сумму прощенного долга на экологию.
Объекты:
Слайд 16
окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
Слайд 17
природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
У природного объекта 4 признака:
1) Естественный характер происхождения (возник не от человека)
2) Взаимосвязь с другими природными объектами
3) Выполнение экологических, экономических и иных функций
4) Отсутствие стоимости в качестве вложенного на его производство труда человека
Цветок в горшке – природный объект? Это не природный объект. Он в горшке, потерял взаимосвязь с другими. Труд вложен. Это уже не природный объект.
природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
Они предусматривают природное участие и участие человека.
Бывают 2-х видов.
Первый вид - те, которые имеют естественное происхождение, но видоизменены человеком. Это вся селекционная деятельность, все одомашненные животные, растения, комнатные и все подвергавшиеся селекционной работе. Второй вид - те объекты, которые созданы человеком (имеют сугубо антропогенного происхождение), но обладают свойствами природного объекта. Например, искусственные земельные участки. Опять-таки генно-инженерная дея-ть. Клонирование человека. ЭП в большей степени интересует первый вид природно-антропогенных объектов.
антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;
Слайд 18
Все природные объекты можно разделить на три группы: а) интегрированные (вся окружающая природная среда – наш земной шар); б) комплексные (особо охраняемые природные территории. Есть специальное законодательство о природно-заповедном фонде: заповедники, национальные парки, природные парки, ботанические сады и иные); в) дифференцированные (земля, почва, атмосферный воздух).
Слайд 19
природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;
Природный комплекс
Дерево, растущее в сибирском лесу – это отдельный объект. Заповедник, заказник – это природный комплекс, так как есть единый режим на одной территории, на которой сосредоточено несколько природных объектов, целая экологическая система.
Природный комплекс – несколько территориально-объединённых природных объектов, имеющие особенности правового режима. Пример: особо-охраняемые природные территории. Объекты природного наследия относятся к природным комплексам. Например, Исторический центр Петродворца, исторический центр Ломоносова, дворцово-парковый ансамбль «Сергиевка» и т.д.
Слайд 20
компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
Например, здесь названы перечисленные компоненты среды, и не для всех из них есть определения в специальном законодательстве. Смотрим - понятие земля и недра - зак-вом определены, понятие почв - нет. Определение растительного мира - нет. Озоновый слой - тоже нет.
Более того, следует обратить внимание на то, что э тот перечень не является исчерпывающим.
Слайд 21
Земля.