МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»
Институт гуманитарных наук
Кафедра философии и этики
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Профессиональная этика
Направление подготовки
40.03.01 «Юриспруденция»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Сыктывкар 2017
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО, целями (миссией) и задачами ОПОП ВО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
Автор: Максимова О.Л. кандидат филологических наук, доцент.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры __________________________, протокол от «__» ___________ 20__ г. № ___.
Заведующий кафедрой _________________ Ю.Г.Козырев
(подпись)
Руководитель основной профессиональной
образовательной программы, _________________ И.О. Фамилия
(подпись)
Цель и задачи учебной дисциплины
Цель освоения дисциплины «Профессиональная этика» формирование нравственных основ правосознания будущих юристов для подготовки к добросовестному исполнению профессиональных обязанностей и решению профессиональных задач (участие в подготовке нормативно-правовых актов, обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, совершение действий, связанных с реализацией правовых норм, обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений и т.д.) в соответствии с видами профессиональной деятельности: нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультативной, педагогической.
|
Целью изучения учебной дисциплины «Профессиональная этика» является формирование у студентов целостного представления о характере и механизме действия норм профессиональной этики юриста, их единстве и взаимодействии с требованиями общественной морали. Достижение указанной цели в ходе обучения предполагает последовательное решение следующих основных задач.
Задачи учебной дисциплины:
- получение знаний об основных теоретических положениях профессиональной этики юриста (понятие, предмет, система курса);
- усвоение основных нравственных принципов профессиональной деятельности юриста;
- выработка правильного понимания нравственных аспектов деятельности представителей отдельных юридических профессий и умение применять их на практике;
- формирование основных навыков анализа, оценки и определения собственной осмысленной позиции с точки зрения нравственности ситуаций, возникающих в сфере действия правового регулирования;
- воспитание высоконравственной личности, приверженной общечеловеческим ценностям и следующей им не только в профессиональной деятельности, но и в жизни.
Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Дисциплина «Профессиональная этика» (Б.1.В.ОД.20) входит в вариативную часть обязательных дисциплин базовой части.
3. Планируемые результаты обучения, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
|
Содержание и шифр компетенции | Планируемые результаты обучения | ||
знать | уметь | владеть | |
ОК – 5 Способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском м иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | - характер и механизм действия этических норм в процессе коммуникации - основные принципы делового общения | Выстраивать устную речь в соответствии с этическими нормами | - применения теоретических знаний к практическим ситуациям |
ОК – 6 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | - основные этические категории, понятие этикета, его роль в жизни общества, - особенности этикета, его основные нормы и функции. | Выстраивать своё поведение и взаимоотношения с коллегами в соответствии с этическими нормами | - нравственного поведения в коллективе при разрешении конфликтных ситуаций; |
ОПК – 3 способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | - содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности, - возможные пути разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста; -нравственные основы правового мышления и правовой культуры; - сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления | - Добросовестно, компетентно и ответственно выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с этическими нормами | - нормами поведения в коллективе и общении с гражданами в соответствии с нормами этикета |
ОПК – 4 способностью сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу | - сущность профессионального достоинств и профессиональной чести - механизмы формирования личного и профессионального имиджа | Выстраивать положительный профессиональный имидж | Навыками этического поведения и уважительного отношения к праву и закону в рамках служебных и внеслужебных отношений |
4. Объем и содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)
|
4.1.Общая трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы, 72 часа.
4.2. Содержание дисциплины (модуля)
Раздел 1. Понятие этики как науки и явления духовной культуры
1.1.Предмет и значение этики
Этика как наука о морали. Объект и предмет этики. Термины «этика», «мораль» и «нравственность» их этимологическое родство и исторически сложившееся различие. Структура и функции этики. Ситуации морального выбора.
1.2.Сущность, функции и структура нравственности
Мораль: сущность, структура, функции. Основные проблемы теории морали. Моральные ценности. Особенности моральной регуляции. Мораль и право. Основные нравственные принципы: эпикуреизм, гедонизм, эвдемонизм, аскетизм, стоицизм, утилитаризм, категорический императив, эгоизм, этический нигилизм, этика ненасилия.
1.3. Добро и зло как категории различения нравственного и безнравственного: принципы взаимодополнения и противоборства. Справедливость как форма оценки и принцип регуляции. Любовь как высшая нравственная ценность. Долг и совесть как контрольные механизмы морального сознания. Совесть. Честь и достоинство. Счастье. Свобода как основание нравственной ответственности. Свобода и ответственность как условие и показатель самореализации личности. Мера ответственности личности. Коррупция как отрицание нравственных принципов поведения.
Раздел 2. Профессиональная этика юриста как вид профессиональной этики
Понятие профессиональной этики. Основные принципы профессиональной этики. Профессия и специальность. Профессионализм как нравственная черта. Виды профессиональной этики.
Идеи А.Ф.Кони в области права и нравственности.
Раздел 3. Профессиональное сознание юриста
Правосознание в деятельности юриста. Поведение юристов в профессиональной и внеслужебной деятельности. Нравственно-психологические качества юриста.
Понятие профессиональной деформации. Причины и следствия профессиональной деформации. Профилактика профессиональной деформации.
Раздел 4. Правовая основа профессиональной морали
Нравственные основы международного права: Устав ООН, Международный Билль о правах человека, Конвенция о защите прав человека, документы Совета Европы. Нравственное содержание законодательства РФ. Нравственное содержание конституции РФ: права и свободы человека, охрана жизни, чести, достоинства, личной неприкосновенности, неприкосновенности жилища, охрана частной жизни как нравственно-правовые ценности. Справедливость в уголовном судопроизводстве. Правовые и нравственные отношения в уголовном процессе. Соотношение цели и средства в уголовном процессе. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания.
Раздел 5. Этические принципы в деятельности представителей разных юридических профессий
5.1. Нравственные основы деятельности сотрудников разных служб и правоохранительных органов. Этика деятельности адвоката. Этические принципы деятельности судебной власти, роль судьи.
5.2. Этические аспекты деятельности по юридическому сопровождению фирмы. Этические аспекты деятельности таможенника. Профессиональная деятельность нотариусов.
Раздел 6. Этикет в деятельности юриста
Понятие, виды, основные принципы этикета, его роль в жизни общества. Особенности, нормы и функции этикета в профессиональной деятельности юриста.
Раздел 7. Нравственные основы делового общения
Этикетные формы и нормы делового общения: принципы взаимодействия с коллегами, с начальством, с гражданами.
Раздел 8. Конфликт и пути его решения
Конфликт, его разновидности. Причины конфликтов. Типы конфликтной личности. Способы предотвращения конфликтов. Правила поведения в условиях конфликта. Способы преодоления конфликтной ситуации: структурные и межличностные методы.
Раздел 9. Имидж профессионала
Имидж и его составляющие. Основные технологии построения имиджа. Дресс-код. Деловая одежда мужчины и женщины. Аксессуары.
4.3. Тематический план дисциплины (отдельно для каждой формы обучения)
Календарно-тематический план
№ п/п | Раздел (тема) дисциплины (модуля) | Компетенции | Виды учебной работы (включая самостоятельную работу студентов) и трудоемкость (в часах) | Оценочные средства | |||
Всего | Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | ||||
1. Понятие этики как науки и явления духовной культуры | Работа в малых группах с целью анализа ситуационных заданий Ролевая игра | ||||||
1.1. | Предмет и значение этики | ||||||
1.2. | Сущность, функции и структура нравственности | Проверочная работа | |||||
1.3. | Основные моральные категории | Индивидуальный этический словарь | |||||
2.. | Профессиональная этика юриста как вид профессиональной этики | ||||||
3. 3. | Профессиональное сознание юриста | ||||||
4. 4. | Нравственная основа международного и российского законодательства | ||||||
5. 5. | Этические принципы в деятельности представителей разных юридических профессий | Решение задач | |||||
6. 6. | Этикет в деятельности юриста | Тест | |||||
7. | Нравственные основы делового общения | Кейс-стад. | |||||
8. | Конфликт и пути его решения | Работа в малых группах | |||||
9. | Имидж профессионала | Презентация | |||||
Итого: 72 часа |
5. О ценочные средства для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
Виды работы | Оценка |
1.Лекцияодин из ведущих видов обучения в вузе. На лекции излагаются основные ключевые проблемы, терминология, приводятся примеры. · Конспекты лекций ведутся в отдельной тетради с оставлением полей для дополнений во время самостоятельной работы при чтении учебников и учебных пособий. При конспектировании лекций необходимо выделять темы и разделы, подчеркивать термины, ключевые слова и основные моменты. · Перед лекцией необходимо повторить содержание предыдущей лекции и законспектировать необходимый материал по теме, если он указан в самостоятельной работе. · После изучения темы рекомендуется проработать материал по конспектам лекций, по учебной и научной литературе. | Посещение и работа на лекции |
1. Подготовка доклада к семинарскому занятию. · Доклад раскрывает теоретические вопросы семинарского занятия. · Анализируя рекомендованную литературу по теме, студент должен подготовить выступление на 7-10 минут. · Форму записей доклада студент выбирает самостоятельно (план, выписка, тезисы, аннотирование, конспектирование). · Перед конспектированием студент должен указать выходные данные научного источника. · Обсуждения доклада · После раскрытия теоретического вопроса следует решение практических задач. | Критерии оценки: 1. Четкость и логичность изложения материала 2. Качество обработки научной литературы 3. Ответы на вопросы во время дискуссии 4. Грамотный анализ ситуаций и решение задач |
2. Решение тестов и проверочных заданий Для закрепления материала применяются тесты и проверочные работы по каждой теме. Проверка решения тестов осуществляется аудиторно. | Критерии оценки: не менее 60 % верных ответов. |
Оценка по курсу является накопительной при этом учитывается посещение лекций, работа на практических занятиях, эссе, контрольная работа и оценки за проверочные работы (тесты, понятийные диктанты, решение задач и т.д.), составление индивидуального этического словаря. В конце курса проводится зачет.
К зачету обучающиеся должны подготовить портфолио. Портфолио – это папка (портфель) личностных образовательных достижений студента по курсу «Профессиональная этика». В портфолио входят лекционный материал, доклады студента; конспекты статей, эссе, творческие задания, выполненные на практических занятиях, результаты деловых игр и тренингов, контрольная работа; результаты тестовых испытаний.
Вопросы к зачету
1. Этика как науки и явления духовной культуры
2. Мораль: сущность, структура, функции.
3. Моральные ценности.
4. Особенности моральной регуляции. Мораль и право.
5. Основные нравственные принципы: эпикуреизм, гедонизм, эвдемонизм, аскетизм, стоицизм, утилитаризм, категорический императив, эгоизм, этический нигилизм, этика ненасилия.
6. Свобода и ответственность как условие и показатель самореализации личности. Мера ответственности личности.
7. Категории «добра» и «зла» в деятельности юриста.
8. Моральная оценка и самооценка в деятельности юриста.
9. Долг, совесть, ответственность в работе юриста.
10. Коррупция как отрицание нравственных принципов поведения.
11. Понятие и виды профессиональной этики.
12. Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста
13. Общие нравственные основы взаимоотношений юриста с гражданами в
различных сферах профессиональной деятельности.
14. Профессиональное сознание юриста
15. Нравственные основы международного и российского права.
16. Нравственные основы деятельности сотрудников разных служб и правоохранительных органов.
17. Этика деятельности адвоката.
18. Этические принципы деятельности судебной власти, роль судьи.
19. Нравственное содержание судебных прений.
20. Этика обвинительной речи прокурора.
21. Этика речи защитника.
22. Этика производства следственных действий.
23. Нравственные основы обыска.
24. Этические основы допроса потерпевшего.
25. Этические основы допроса несовершеннолетнего.
26. Этические аспекты использования следователем предоставленных ему властных полномочий.
27. Нравственные основы очной ставки.
28. Этические начала взаимодействия следователя со средствами массовой
информации.
29. Этические аспекты деятельности по юридическому сопровождению фирмы.
30. Этические аспекты деятельности таможенника.
31. Профессиональная деятельность нотариусов.
32. Этикет в процессе коммуникации
33. Соотношение норм и правил служебного этикета юриста с общечеловеческими принципами поведения
34. Нравственные основы делового общения
35. Конфликт и пути его решения
36. Имидж профессионала