Эссе – особый жанр научных текстов (не более 1-2 страниц). Французское слово «эссе» можно перевести как «проба пера, попытка, набросок». Можно выделить некоторые общие признаки эссе, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях: небольшой объем, конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка, свободная композиция, склонность к парадоксам, ориентация на разговорную речь и т. д.
Цель творческого эссе — уйти от формальных рамок. Эссе — это возможность подчеркнуть ваши главные достоинства, которые иначе могли бы остаться незамеченными. Эссе может наглядно продемонстрировать вашу целеустремленность и зрелость, ясность мышления и чувство юмора, профессионализм и навыки владения языком.
Стилистически и содержательно оно предполагает максимальную свободу авторского выражения. Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок. Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.
Тем не менее текст академического эссе должен опираться на знание литературы и источников по теме. Предполагается, что автор эссе продемонстрирует не столько знание фактического материала, сколько самостоятельное осмысление проблемы, теоретический и методологический кругозор. Смысловой стержень эссе – некий вопрос, полемический тезис, аргументация спорности или верности которого и составляет содержание всего текста.
Как писать эссе
Первый шаг в написании эссе - это обнаружение и формулировка Вашей позиции в отношении заявленной в заголовке темы. Ваше согласие, сомнение или неприятие вынесенного в заголовок тезиса задаст структуру эссе.
|
Второй шаг будет связан с построением плана, с помощью которого вы наметите основные аргументы, обосновывающие принятую вами позицию.
После составления плана – третий шаг: написание эссе.
На что следует обратить внимание? Во-первых, позаботьтесь о ярком и компактном вступлении. Во-вторых, добивайтесь того, чтобы в содержание эссе не было ничего лишнего, что мешало бы раскрытию вашей главной идеи. В-третьих, логика и плавность изложения являются весьма важными критериями при проверке эссе. В-четвёртых, грамотное заключение должно объединять разные части эссе, перечислять главные идеи (не повторяя их слово в слово), показывать важность содержания для вас и придавать всему эссе законченный вид. Наконец, после написания эссе не забудьте проверить грамматику, пунктуацию и орфографию текста.
При написании эссе помните то, чего не следует делать:
1.Не давайте поверхностных ответов. Отнеситесь к эссе серьезно.
2. Оговоренный размер эссе не значит, что вы должны обязательно дотянуть до него. Если чувствуете, что уже сказали все, что хотели, остановитесь.
3.Не используйте слишком много цитат. Цитаты хороши к месту.
4.Не используйте в эссе резких и категоричных утверждений.
5. Не используйте в эссе телеграфный стиль — вы должны раскрыть тему.
6. Не используйте причудливых выражений и слов, но и не будьте примитивны.
Требования к оформлению эссе.
Общий объём текста не должен превышать 2-х машинописных страниц (шрифт -12, интервал -1,5). Заголовок – 14-ый шрифт, жирно. В конце текста – группа, фамилия и имя автора, дата сдачи, подпись.
|
Методические рекомендации по работе над конспектом научной статьи
Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.
Для работы над конспектом следует:
1) определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;
2) в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания оригинального текста — в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;
3) выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, "фактурой", заимствованной из других источников и т. п. (располагать все это следует на полях тетради для записей или на отдельных листах-вкладках);
4) завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общих выводов.